1. В случае, если заказчиком не установлены показатели, которым должно соответствовать техническое задание заявки участника закупки, комиссия заказчика не вправе отказывать в допуске организации к участию в закупке в связи с отсутствием соответствующих сведений в составе заявки.
Заказчик проводил открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции проспекта .
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, учитывая, что извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 30.12.2013, размещение заказа осуществляется в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Положениями документации об Аукционе и инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе предусмотрены следующие виды показателей: "1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей; 2) показатели, для которых указаны варианты значений; 3) показатели, значения которых не могут изменяться; 4) показатели, для которых установлены диапазоны значений. При описании характеристик товаров:
по первому виду показателей участники предоставляют конкретные значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения;
по второму виду показателей участники выбирают конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений на выбор и в соответствии с характеристиками товара(ов), предлагаемых участником к использованию при выполнении работ. В случае установления возможности выбора нескольких конкретных значений, участник вправе выбрать/определить несколько конкретных значений;
по третьему виду показателей участники указывают конкретное значение. Данный вид показателя участник не вправе изменять;
по четвертому виду показателей участник размещения заказа указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границе диапазона. В Приложении N 8 к ЗАЯВКЕ ЗАКАЗЧИКА по каждому виду показателей предусмотрена сноска с порядковым номером показателя".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что в заявке Заявителя на участие в Аукционе представлены сведения не соответствующие требованиям документации об Аукционе в части характеристики изоляции.
Пунктом 1.1.24. Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование к товарам "Комплектная трансформаторная подстанция. 2БКТП-100-10/0,4,2БКТП-250-10/0,4.": "Температура нагрева токоведущих частей КТП (главных цепей) при воздействии токов; короткого замыкания1: От плюс 150°C до плюс 250°C - для металлических токоведущих частей (кроме алюминиевых), соприкасающихся с изоляцией, при этом ее разрушение или повреждение не допускаются".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что в заявке указано: Температура нагрева токоведущих частей (главных цепей) при воздействии токов короткого замыкания: - 220°С - для металлических токоведущих частей (кроме алюминиевых), соприкасающихся с изоляцией, при этом изоляция не имеет повреждений".
Вместе с тем документации об Аукционе отсутствуют сведения о том, к какому виду показателей относятся сведения о разрушении или повреждении изоляции.
Таким образом, учитывая, что в документации об Аукционе не установлено к какому виду показателей относится вышеуказанный показатель, Комиссия приходит в к выводу о том, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев материалы дела, указал следующее "Таким образом, учитывая, что в документации об Аукционе не установлено к какому виду показателей относится показатель изоляции, суд соглашается с доводами ответчика о том, что Заявка ОАО "Волгомост" полностью соответствовала требования документации".
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований заявителя было отказано, решение ФАС России было признано законным и обоснованным.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2014 г. по делу N А40-122137/2014)
2. Выбор неправильного способа закупки влечет привлечение должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Заказчик проводил закупку на право заключения государственного контракта на выполнение работ по технологическому оснащению монтируемым медицинским оборудованием объекта: Строительство инфекционной больницы на 600 коек.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На заседании Комиссии установлено, что Заявитель 27.05.2014 обратился в Санкт-Петербургское УФАС России с жалобой на действия Заказчика, Уполномоченного органа, которые неправомерно выбирали вид (код) закупки не в соответствии с предметом контракта, а также Заявитель указывает на то, что оборудование, поставляемое при выполнении работ по контракту, технологически и функционально не связано между собой, ввиду чего объединение его в одну процедуру закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе (далее - жалоба Заявителя от 27.05.2014).
Комиссия УФАС, рассмотрев 03.06.2014 жалобу Заявителя от 27.05.2014, решила признать указанную жалобу обоснованной в части довода об неправомерном установлении Заказчиком требований о наличии у участников закупки специалистов с высшим образованием в области строительства, электроники, радиотехники, систем связи, педиатрии; медицинским образованием, и признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 03.06.2014 по делу N 44-760/14 (далее - Решение), принятого по итогам рассмотрения жалобы Заявителя от 27.05.2014, Заказчику, Уполномоченному органу, конкурсной комиссии Заказчика, Уполномоченного органа, выдано Предписание, в соответствии с которым Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписано: "Заказчику - Комитету по строительству; Уполномоченному органу - Комитету по государственному заказу Санкт-Петербурга и конкурсной комиссии - устранить выявленные нарушения части 6 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки по лоту N 3 и с этой целью:
- отменить все совершённые действия и принятые решения при осуществлении закупки по лоту N 3 (закупка N 0172200002514000023)".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 2 Предписания, Заказчику, Уполномоченному органу в срок до 03.07.2014 необходимо исполнить Предписание.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014 по делу N А56-35832/2014 (далее - Определение), согласно которому, Решение и Предписание приостановлено до вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А56-35832/2014.
Вместе с тем, Заказчик 30.06.2014 заключил государственный контракт с Санкт-Петербургским государственным унитарным производственно-торговым предприятием "Медтехника" на сумму 167 080 000 рублей.
В соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания.
Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган не исполнив Предписание, нарушили пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
На заседании Комиссии установлено, что предметом закупки является поставка медицинского оборудования, его монтаж и пуско-наладочные работы.
Согласно пунктам 2,3 "Требований к значениям показателей товара" приложения N 2 к техническому заданию Конкурсной документации установлено следующее оборудование к поставке: "Установка стоматологическая стационарная с принадлежностями", "Установка стоматологическая стационарная с системой визуализации", которые относится к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) 33.10.13.111.
Пунктом 17 "Требований к значениям показателей товара" приложения N 2 к техническому заданию Конкурсной документации установлено следующее оборудование к поставке: "Анализатор иммунохемилюминесцентный", которое относится к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) 33.20.53.323.
Пунктом 18 "Требований к значениям показателей товара" приложения N 2 к техническому заданию Конкурсной документации установлено следующее оборудование к поставке: "Анализатор биохимический автоматический", которое относится к коду по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) 33.20.53.322.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р, коды ОКПД 33.10.13.111, 33.20.53.323, 33.20.53.322 входят в перечень товаров, работ, услуг, закупки которых заказчик обязан проводить в виде аукциона в электронной форме.
Следовательно, закупку медицинского оборудования, указанного в техническом задании Конкурсной документации, необходимо осуществлять путем проведения электронного аукциона.
Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган, неправомерно выбрав способ определения поставщика путем проведения Конкурса, нарушили часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев материалы дела, указал следующее "Напротив, исходя из положений Конкурсной документации в целом и Технического задания (часть III документации) в частности следует вывод о том, что подрядчик фактически должен осуществить поставку Заявителю медицинского оборудования, произвести его монтаж и пуско-наладку. Данный вывод Комиссии ФАС России подтверждается, в том числе:
- пунктом 1.6 проектов контрактов по лотам 1-3, согласно которому "Надлежащим исполнением обязательств Подрядчика признается выполнение всех работ по настоящему контракту, в том числе выполнение пусконаладочных и монтажных работ, настройки и испытаний монтируемого оборудования, а также иных работы, обеспечивающих запуск оборудования в эксплуатацию";
- пунктом 2.4.1 проектов контрактов по лотам 1-3, согласно которому "Подрядчик обязан принять от Заказчика по акту приема-передачи помещения для выполнения работ на объекте".
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований заявителя было отказано, решение ФАС России было признано законным и обоснованным.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2014 г. по делу N А40-155515/14)
3. Порядок оценки заявок на участие в закупке должен позволять выявить лучшее предложение о участника закупки на основании критериев, установленных в соответствии с Законом о контрактной системе.
Заказчик проводил конкурс на право заключения государственного контракта на Выполнение работ по объекту "Реконструкция Синопской наб. от наб. Обводного кан. до ул. Моисеенко. 2-я очередь. Синопская наб. от Херсонского проезда до Обводного кан. (2 этап)".
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
На заседании Комиссии представители Заказчика представил документы, подтверждающие, что Заказчиком установлены следующие критерии оценки в Конкурсной документации:
Номер критерия оценки |
Наименование критерия оценки |
Значимость критерия оценки, % |
1. |
Цена контракта |
60 |
2. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
40 |
Согласно пункту 2.2 "Оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Конкурсной документации: При условии соблюдения требований о соответствии представленных участником сведений по показателю "График производства работ и степень его проработки" и информации, содержащейся в форме "Сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках, эксплуатационных характеристиках объекта закупки", количество баллов по показателю "График производства работ и степень его проработки" определяется согласно таблице:
Наименование |
Количество баллов |
Непредставление графика производства работ или наличие графика производства работ, не учитывающего все виды (наименования) выполняемых работ и затрат |
0 |
Наличие графика производства работ, учитывающего все виды (наименования) выполняемых работ и затрат, не содержащего описание технологии производства работ, используемого оборудования и машин |
15 |
Наличие графика производства работ, учитывающего все виды (наименования) выполняемых работ и затрат с частичным описанием технологии производства работ, используемого оборудования и машин без учета специфики объекта |
30 |
Наличие графика производства работ, учитывающего все виды (наименования) выполняемых работ и затрат с частичным описанием технологии производства работ, используемого оборудования и машин с учетом специфики объекта |
40 |
Наличие графика производства работ, учитывающего все виды (наименования) выполняемых работ и затрат с описанием технологии производства работ, используемого оборудования и машин без учета специфики объекта |
50 |
Наличие графика производства работ, учитывающего все виды (наименования) выполняемых работ и затрат с описанием технологии производства работ, используемого оборудования и машин с учетом специфики объекта |
100 |
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик установил в Конкурсной документации порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе в нарушение Закона о контрактной системе, в части критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, согласно пункту 2.2 "Оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Конкурсной документации "график производства работ разрабатывается участником на основе технического задания, включающего приложения, являющиеся его неотъемлемой частью и календарного плана выполнения работ Приложение N 1 к части IV "Проект контракта".
В соответствии с пунктом 7.1 "Требования к количественным характеристикам (объему) работ" технического задания Конкурсной документации установлено "Работы, являющиеся предметом конкурса, выполняются в соответствии расчетом начальной (максимальной) цены контракта и проектно-сметной документацией, являющимися приложениями к техническому заданию".
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование к участникам закупки о разработке графика производства работ с учетом проектно-сметной документацией Конкурса нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев материалы дела, указал следующее "Вместе с тем, как установлено ФАС России, график выполнения работ регламентирует сроки (начальный, конечный, промежуточные) выполнения работ (этапов работ), а срок является временной характеристикой, то есть указывает на период времени, в течение которого должен быть достигнут результат работ, а не показателем качества результата работ.
На основании изложенного суд соглашается с выводами ФАС России, что довод Заявителя о том, что заданным результатом следует считать проведение работ по объекту в установленный период ... с освоением бюджетных средств...". Данный довод прямо противоречит положениям пункта 1 статьи 740, пункта 2 статьи 763 ГК РФ ГК РФ, в соответствии с которыми подрядчик обязуется выполнить работы в установленный контрактом срок и сдать их результат заказчику. Таким образом, результатом должна стать реконструированная в соответствии с условиями контракта Синопская набережная.
Таким образом, "График производства работ и степень его проработки", установленный Заявителем как показатель нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", не относится к показателям качества товаров (работ, услуг), к функциональным и потребительским свойствам товара либо к соответствию товара экологическим нормам.
Следовательно, Заказчик, установив требование к участникам закупки о разработке графика производства работ с учетом проектно-сметной документации Конкурса, допустил нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе".
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований заявителя было отказано, решение ФАС России было признано законным и обоснованным.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2014 г. по делу N А40-153885/2014)
4. Нарушение срока размещения информации на сайте влечет привлечение должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения контракта на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проектов "Генеральный план" и "Правила землепользования и застройки" Муниципального образования городского поселения - поселка.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заказчика, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении Заказчиком Конкурса.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 52 Закона о контрактной системе протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе. При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ в случае, если допускается заключение контрактов с несколькими участниками закупки, а также на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ этот протокол размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты его подписания.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса предметом контракта является "выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проектов "Генеральный план" и "Правила землепользования и застройки".
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, дата вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе - 24.03.2014.
Таким образом, в соответствии с положениями части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом Конкурсе от 24.03.2014 N 1 (далее - Протокол) должен быть размещен на Официальном сайте не позднее 27.03.2014.
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, Заказчик разместил Протокол на Официальном сайте 03.04.2014, чем нарушил положения части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 1 статьи 53 Закона о контрактной системе срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на десять рабочих дней. При этом в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока рассмотрения и оценки таких заявок заказчик направляет соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки на участие в конкурсе, а также размещает указанное уведомление в единой информационной системе.
На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Конкурса, размещенному Заказчиком на Официальном сайте, дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 25.03.2014.
Вместе с тем, 25.03.2014 Заказчиком не размещен на Официальном сайте протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
При этом на заседании Комиссии установлено, что только 03.04.2014 Заказчиком на Официальном сайте размещено уведомление о продлении срока рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе NУП1 (далее -Уведомление). Согласно указанному Уведомлению срок рассмотрения заявок на участие в Конкурсе продлен Заказчиком до 04.04.2014.
Таким образом, Заказчиком не размещено Уведомление в сроки, предусмотренные частью 1 статьи 53 Закона о контрактной системе, в связи с чем Заказчиком нарушены положения части 1 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев материалы дела, указал следующее "Таким образом, в соответствии с положениями части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом Конкурсе от 24.03.2014 N 1 (далее - Протокол) должен быть размещен на Официальном сайте не позднее 27.03.2014.
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, Заказчик разместил Протокол на Официальном сайте 03.04.2014, чем нарушил положения части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что согласно извещению о проведении Конкурса, размещенному Заказчиком на Официальном сайте, дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 25.03.2014г..
Вместе с тем, 25.03.2014 Заказчиком не размещен на Официальном сайте протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
При этом на заседании Комиссии установлено, что только 03.04.2014 Заказчиком на Официальном сайте размещено уведомление о продлении срока рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N УШ (далее - Уведомление). Согласно указанному Уведомлению срок рассмотрения заявок на участие в Конкурсе продлен Заказчиком до 04.04.2014.
Таким образом, Заказчиком не размещено Уведомление в сроки, предусмотренные частью 1 статьи 53 Закона о контрактной системе, в связи с чем Заказчиком нарушены положения части 1 статьи 53 Закона о контрактной системе".
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований заявителя было отказано, решение ФАС России было признано законным и обоснованным.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2014 г. по делу N А40-135708/2014)
5. Нарушение заказчиком порядка расторжения контракта в одностороннем порядке влечет отказ во включении организации в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) сведения в отношении ООО "К" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 19.12.2013 на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку телефонных аппаратов (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 760 1000 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 12.02.2014 N 017 победителем Аукциона признано ООО "К".
По результатам размещения заказа Заказчиком заключен государственный контракт с ООО "К" от 24.02.2014 N 017 (далее - Контракт) на сумму 24 252 645 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу данного закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного закона, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукциона, исполнение Контракта осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
Частью 1 статьи 19.2 Закона о размещении заказов установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 Контракта установлен порядок расторжения контракта, согласно которому "Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Из материалов обращения Заказчика следует, что ООО "К" не выполнило обязательства по Контракту, тем самым нарушив условия Контракта, что явилось основанием для принятия Заказчиком решения от 13.05.2014 N исх-04 об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Частью 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия этого решения, размещается на официальном сайте и направляется поставщику (исполнителю, подрядчику) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (исполнителя, подрядчика), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (исполнителю, подрядчику). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (исполнителю, подрядчику) данного уведомления или дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (исполнителя, подрядчика) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения подтверждения или информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения на официальном сайте решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Во исполнение требований части 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов Заказчиком 14.05.2014, то есть в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия Решения, на Официальном сайте размещено Решение.
Вместе с тем, Заказчику требовалось в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия Решения, направить в адрес ООО "К" Решение по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении.
Согласно почтовому уведомлению, Решение в адрес ООО "К" направлено по почте заказным письмом с уведомлением 13.05.2014. Кроме того, как следует из материалов обращения Заказчика, 20.05.2014 Решение передано нарочно представителю указанного общества, однако, нарушены сроки надлежащего уведомления дополнительным способом, что не соответствует требованиям части 4 статьи 19.2. Закона о размещении заказов и содержит признаки состава административного правонарушения.
Таким образом, в связи с тем, что Заказчиком нарушен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренный статьей 19.2 Закона о размещении заказов, сведения в отношении ООО "К" не подлежат включению в Реестр.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев материалы дела, указал следующее "Решение в адрес ООО "К" направлено по почте заказным письмом 13.05.2014, однако по приложенному письму не представляется возможным определить содержимое конверта и установить, что именно Решение заказчика об одностороннем отказе было отправлено ООО "К". Кроме того, у Заказчика отсутствует уведомление о вручении по адресу Общества. Представленное Заявителем решение о расторжении контракта с отметкой о получении 20.05.2014 представителем Общества Болдыревым В.И. является ненадлежащим, так как полномочия лица на представление интересов и получения документов, а так же принадлежности гражданина к ООО "К" не подтверждены доверенностью. Вместе с тем, Заявителем не оспаривается тот факт, что в составе обращения Заказчика так же отсутствуют документы, подтверждающие направление Решения иными средствами связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении по адресу исполнителя.
В соответствии с частью 6 статьи 19.2 Закона о размещении заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, у Подрядчика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении была бы возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнения. Однако данные действия были ограничены Заказчиком, путем ненадлежащего уведомления.
Таким образом, в настоящем случае не представляется возможным говорить о том, что Заявитель проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, и принял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в настоящем случае в действиях Заявителя наличествует вина как минимум в форме неосторожности.
Заказчиком нарушен порядок и сроки уведомления Общества об одностороннем отказе исполнения контракта, установленное статьей 19.2 Закона о размещении заказов, в связи с чем сведения в отношении ООО "К" не подлежат включению в Реестр.
Внесение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП даже при наличии в его действиях нарушений своих обязательств по контракту (договору) возможно только при полном соблюдении процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (договора), установленной законом."
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований заявителя было отказано, решение ФАС России было признано законным и обоснованным.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2014 г. по делу N А40-151131/2014)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.