Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2015 г. N 5-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Форест-групп" на нарушение конституционных прав и свобод отдельными положениями статей 1, 24, 61, 74, 81, 82, 83, 101 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" и статьей 26.12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривался ряд норм, касающихся в т. ч. регулирования лесных отношений и компетенции третейских судов.

По мнению заявителя, положения неконституционны, поскольку по смыслу, придаваемому им на практике (в трактовке ВАС РФ), не позволяют третейским судам рассматривать споры по договорам аренды лесных участков.

Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.

Закон о третейских судах определяет их компетенцию.

В третейский суд по соглашению сторон может передаваться любой спор, возникающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено законом.

Таким образом, в качестве критерия возможного разрешения посредством третейского разбирательства указывается гражданско-правовой характер спора.

Это означает, что в системе действующего правового регулирования не допускается передача на рассмотрение третейского суда определенных споров.

Имеются в виду споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, а также дела, рассматриваемые в порядке особого производства, не отвечающие традиционным признакам споров о праве (дел об установлении фактов, имеющих юрзначение, и др.).

Подобное ограничение сферы компетенции третейских судов связано с природой гражданских правоотношений, которые основаны на признании равенства участников, неприкосновенности собственности, свободы договора и т. п.

Тем не менее законодатель вправе определять - исходя из необходимости обеспечения баланса частных и публичных интересов - перечень видов споров, которые могут быть переданы на рассмотрение третейского суда, и корректировать этот список.

При этом подобные изменения не могут осуществляться при произвольном снижении уже достигнутого уровня гарантированности права участников гражданского оборота на использование для защиты своих прав третейского разбирательства.

Кроме того, данная корректировка не допускается без учета сложившегося правового регулирования, призванного обеспечивать стабильность и динамизм гражданского оборота и предсказуемость в использовании процессуальных возможностей для его участников.

Проверка же правоприменительных решений в т. ч. в части квалификации Президиумом ВАС РФ требования о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка как вытекающего из публично-правовых отношений (что исключает возможность его рассмотрения третейскими судами) - вне компетенции КС РФ.


Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2015 г. N 5-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Форест-групп" на нарушение конституционных прав и свобод отдельными положениями статей 1, 24, 61, 74, 81, 82, 83, 101 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" и статьей 26.12 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"



Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)