1. О рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что заявка заявителя в части указанных заказчиком положений не противоречит требованиям документации. При этом заказчиком не установлены надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров, потребностям Заказчика используемых при оказании услуг, не установлено какой именно ГОСТ соответствует товару, в связи с чем, участникам закупки не представляется возможным сопоставлять ГОСТ к товару при заполнении заявки на участие в Аукционе. Кроме того, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит конкретных требований, указывающих в соответствии с какими разделами документации об Аукционе участникам закупки необходимо заполнить заявку на участие в Аукционе. Также комиссией установлено, что в связи с тем, что в документации об отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, участники закупки с защищенными номерами заявок "9398090", "1885625", "1460493", "1670021" не имели возможности определить, какие сведения необходимо указать при формировании первой части заявки на участие в Аукционе.
Выдано предписание о повторном рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 24.12.2014 N К-1926/14
Номер извещения 0173100005514000046
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Единой комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 28.11.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 41 570 504,94 рубля;
3) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 19.12.2014;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта 41 088 385,48 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 16.12.2014 N 0173100005514000046-1 (далее - Протокол) участнику закупки с защищенным номером заявки "9398090" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пунктов 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно "в заявке участника закупки по позиции "бумажное полотенце для рук" представлена характеристика "pHх.з водной вытяжки в диапазоне 4,5-7,5 согласно ГОСТ Р 52354-2005 для многослойных полотенец".
Пунктом 9.24 "Общие требования к используемым материалам" Приложения N 1 документации об Аукционе установлено следующее требование к бумажному полотенцу для рук: "pHх.з водной вытяжки в диапазоне от 4,5 до 8,8".
Таблицей N 2 ГОСТа Р 52354-2005 установлено следующее требование к бумажному полотенцу для рук: "pHх.з водной вытяжки 4,5-8,8".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит сведения, в том числе: "pHх.з водной вытяжки 4,5-7,5 согласно ГОСТ Р 52354-2005 для многослойных полотенец", что соответствует требованиям пункта 9.24 "Общие требования к используемым материалам" Приложения N 1 документации об Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 9.24 "Общие требования к используемым материалам" документации об Аукционе установлено: "Используемые материалы должны иметь сертификаты, которые Исполнитель должен предоставить в процессе оказания услуг по Контракту: Сертификат соответствия ГОСТ; Санитарно-гигиенический сертификат; Сертификат пожарной безопасности. Используемые материалы должны соответствовать ГОСТ 28546-2002, ГОСТ Р 52354-2005, должны быть антиаллергенными".
Вышеуказанный пример положений документации об Аукционе указывает на то, что Заказчиком не установлены надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров, потребностям Заказчика используемых при оказании услуг. Кроме того, Заказчиком не установлено какой именно ГОСТ соответствует товару, в связи с чем, участникам закупки не представляется возможным сопоставлять ГОСТ к товару при заполнении заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит конкретных требований, указывающих в соответствии с какими разделами документации об Аукционе участникам закупки необходимо заполнить заявку на участие в Аукционе.
Отсутствие в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит требований к порядку заполнения заявки.
3. В соответствии с Протоколом участникам закупки с защищенными номерами заявок "9398090", "1885625", "1460493", "1670021" отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пунктов 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно не соответствие требованиям Технического задания документации об Аукционе и значениям ГОСТ 28546-2002, ГОСТ Р 52354-2005.
В связи с тем, что в документации об Аукционе отсутствует надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что участники закупки с защищенными номерами заявок "9398090", "1885625", "1460493", "1670021" не имели возможности определить, какие сведения необходимо указать при формировании первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участникам закупки с защищенными номерами заявок "9398090", "1885625", "1460493", "1670021" в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктом 9.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено "В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик в праве потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается настоящим Контрактом в размере 1/50 (одной пятидесятой) действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от Цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом и фактически исполненных Исполнителем".
Пунктом 9.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Исполнителю требование об уплате штрафа. Размер штрафа устанавливается Контрактом в размере ______ (цифрами и прописью) процентов от цены настоящего Контракта и составляет __________ (цифрами и прописью)".
Пунктом 9.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено "В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплату штрафа. Размер штрафа устанавливается Контрактом в размере ______ (цифрами и прописью) процентов от цены настоящего Контракта и составляет __________ (цифрами и прописью)".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, признать в действиях Заказчика нарушение частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем повторного рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
2. О способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что заказчиком неправомерно выбран способ определения исполнителя путем проведения конкурса вместо электронного аукциона.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что объектом закупки является оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. При этом в Приложении N 2 к Конкурсной документации установлено требование о поставке лекарственных препаратов и медицинских изделий. При этом указанные товары входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 N 2019-р, в связи с чем закупка должна была осуществляться путем проведения электронного аукциона.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 26.12.2014 N К-1969/14
Номер извещения 0168200002414006613
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия государственных заказчиков, Организатора при проведении Организатором, государственными заказчиками Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями государственных заказчиков, Организатора:
1. В Конкурсной документации в нарушение положений Закона о контрактной системе не установлен объем оказываемых услуг, что не позволяет Заявителю надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта.
2. Государственными заказчиками, Организатором неправомерно проведены совместные закупки по Конкурсу.
3. Государственными заказчиками, Организатором неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса, так как в условия исполнения государственного контракта включены обязательства по поставке исполнителем лекарственных препаратов.
Представители государственных заказчиков, Организатора не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса государственные заказчики, Организатор действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 19.11.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 999 836 522,82 рубля;
3) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе не допущен ни один из участников закупки;
5) Конкурс признан несостоявшимся.
1.Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии установлено, что предметом закупки по Конкурсу является оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Вместе с тем, согласно доводу жалобы Заявителя "в Требованиях к техническим характеристикам Описания объекта закупки и количества (приложение N 2 к Конкурсной документации) имеется требование о закупке и поставке Исполнителем заказчикам неизвестных на момент закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий".
Приложением N 2 к Конкурсной документации установлены "Требования к техническим характеристикам услуг", а именно:
"- обработка и обобщение плановых и экстренных заявок заказчиков на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий;
- закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий (за счет собственных денежных средств или привлекаемых средств третьих лиц) на торгах в соответствии с законодательством, по плановым заявкам заказчиков, а также по мере поступления экстренных заявок. Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий определяется номенклатурой сводной заявки медицинских организаций;
- в случае признания конкурентных способов закупки по лоту (лотам) несостоявшимися заключение прямых договоров с отечественными и зарубежными производителями по фактическим отпускным ценам производителей (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по фактическим отпускным ценам производителей, не превышающим цены, зарегистрированные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации);
- прием и раздельный товарный учет движения лекарственных препаратов и медицинских изделий, закупленных в рамках оказания услуг;
- организация работы в информационно-программном комплексе Заказчика, обеспечивающем формирование необходимых отчётных данных. Издержки, связанные с внедрением информационно-программного комплекса, несет Исполнитель.
- проведение за счет собственных денежных средств контроля качества закупаемой продукции;
- хранение лекарственных препаратов и медицинских изделий в складских помещения осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- доставка лекарственных препаратов и медицинских изделий по плановым, экстренным заявкам заказчика:
по плановым заявкам доставка лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения должна осуществляться заказчику ежемесячно по графику завоза, согласованному с заказчиком;
по экстренным заявкам - в течение 1 дня с момента поступления экстренной заявки;
- доставка лекарственных препаратов и медицинских изделий транспортными средствами, находящимися у исполнителя на правах собственности или аренды, в т.ч. термоконтейнерами, рефрижераторами, изотермическими фургонами для доставки термолабильных лекарственных препаратов".
Согласно доводу жалобы Заявителя "Конкурсная документация не содержит ни объекта закупки (не функциональных, технических и качественных характеристик), ни международные непатентованные наименования на необходимые лекарственные средства (или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования)".
Комиссия приходит к выводу, что государственными заказчиками, Организатором в Извещении о проведении Конкурса, Конкурсной документации не установлен надлежащим образом объем оказываемых услуг по Конкурсу, указанных в Приложении N 2 к Конкурсной документации, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта.
Указанные действия государственных заказчиков, Организатора не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 50, пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и настоящим Законом о контрактной системе. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Согласно Извещению о проведении Конкурса предметом закупки является оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
На заседании Комиссии представители государственных заказчиков, Организатора сообщили, что в рамках указанной закупки проводятся совместные торги для 71 государственных заказчиков, при этом услуги, оказываемые в рамках настоящей закупки, соответствуют потребностям всех государственных заказчиков, участвующих в проведении совместных торгов.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что государственными заказчиками, Организатором неправомерно проведены совместные закупки по Конкурсу.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Предметом контракта является оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в 2015 году.
При этом согласно Приложению N 2 к Конкурсной документации государственными заказчиками, Организатором установлено требование, в том числе о поставке Исполнителем лекарственных препаратов и медицинских изделий.
При этом указанные товары входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 N 2019-р (далее - аукционный перечень).
В аукционный перечень включены "Вещества химические, продукты химические и волокна химические" по коду 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).
Следовательно, учитывая, что в рамках исполнения государственного контракта по Конкурсу предусмотрено обязательство Исполнителя по поставке лекарственных препаратов, входящих в аукционный перечень, государственными заказчиками, Организатором, неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а не электронного аукциона.
Указанные действия государственных заказчиков, Организатора нарушают часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Вместе с тем, согласно пункту 6.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации "Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных договором. Размер штрафа _____ руб. устанавливается договором в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Пунктом 6.4 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства, и устанавливается договором в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных Исполнителем".
Пунктом 6.5 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено "Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных договором, в том числе за неисполнение условия о привлечении к исполнению договора субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных договором. Размер штрафа _____ руб. устанавливается договором в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Таким образом, государственными заказчиками, Организатором в проекте контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия государственных заказчиков, Организатора нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной в части неустановления в Конкурсной документации надлежащим образом объемов оказываемых услуг, а также в части неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а не электронного аукциона, признать в действиях Организатора, государственных заказчиков нарушения части 5, 7, 8 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 50, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, выдать государственным заказчикам, Организатору предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Об установлении требований к участникам закупки
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что заказчиком неправомерно установлено требование к участникам аукциона о наличии лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, а также лицензии на осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил сведения, согласно которым требование о наличии лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, а также лицензии на осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств обусловлена тем, что в объект закупки включены работы по техническому сопровождению эксплуатации инфраструктуры информационной системы обязательного медицинского страхования в том числе по обеспечению сохранения данных, а также обеспечению мер по защите персональных данных. Жалоба признана необоснованной.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 17.12.2014 N К-1871/14
Номер извещения 0273100001114000055
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего требования к участникам Аукциона о наличии лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, а также лицензии на осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, Документацией об Аукционе, протоколами, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 28.11.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 20 900 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 6 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона 19.12.2014;
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктами 1, 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с разработкой, производством, распространением шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнением работ, оказанием услуг в области шифрования информации, техническим обслуживанием шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а также деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам Аукциона о наличии лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, а также лицензии на осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе содержит следующие требования к участникам Аукциона: наличие лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации; наличие лицензии на осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требование о наличии лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, а также лицензии на осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств обусловлена тем, что задачами выполнения работ по техническому сопровождению эксплуатации инфраструктуры информационной системы обязательного медицинского страхования являются, в том числе, обеспечение сохранения данных, а также обеспечение мер по защите персональных данных.
Также, согласно пункту 2.1 Технического задания документации об Аукционе Инфраструктура информационной системы обязательного медицинского страхования (далее - ИС ОМС) состоит из следующих подсистем:
1. Единая защищённая телекоммуникационная инфраструктура ИС ОМС (далее - ЕЗТИ ИС ОМС), состоящая, в свою очередь, из двух компонентов:
1.1. Телекоммуникационная составляющая ЕЗТИ ИС ОМС (далее - ТС ЕЗТИ ИС ОМС), предназначенная для организации защищенного телекоммуникационного контура в каждом узловом сегменте, а также реализующая функционал защиты информации и контроля доступа к телекоммуникационной инфраструктуре.
1.2. Доверенная среда передачи данных ЕЗТИ ИС ОМС (далее - ДСПД ЕЗТИ ИС ОМС), предназначенная для обеспечения информационного обмена между защищенными телекоммуникационными контурами узловых сегментов ИС ОМС по защищенным каналам связи путем шифрования сетевого трафика.
Согласно пункту 2.3 Технического задания документации об Аукционе, ДСПД ЕЗТИ ИС ОМС предназначена для обеспечения защиты конфиденциальной информации, в том числе персональных данных.
Структурно ДСПД ЕЗТИ ИС ОМС делится на две подсистемы:
1. Подсистему криптографической защиты информации;
2. Подсистему администрирования и аудита.
Подсистема криптографической защиты информации как в федеральном сегменте, так и в региональном, построена на базе криптошлюзов с использованием сертифицированных СКЗИ ПО ViPNet Coordinator Failover 3.x(КС2) и ПО ViPNet Coordinator 3.х(КС2). Спецификация оборудования и программного обеспечения ЕЗТИ ИС ОМС приведена в приложении 2 к настоящим Техническим требованиям.
Представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что требования о наличии лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, а также лицензии на осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, установленные Заказчиком в документации об Аукционе, нарушают права участников Аукциона.
Таким образом, довод Заявителя о том, что требования документации Аукциона о наличии лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, а также лицензии на осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств неправомерно установлены Заказчиком, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, февраль 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.