Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N АПЛ14-662
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Горшкова В.В., Зайцева В.Ю.
при секретаре Пулине А.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Зенченко В.И. о признании недействующими пунктов 3, 4 Правил индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, и пункта 2 Правил индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326,
по апелляционной жалобе Зенченко В.И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения представителя Правительства Российской Федерации Ерохиной Ю.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847 и от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Правила от 27 декабря 2004 г. N 847), и Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм (далее - Правила от 25 мая 2005 г. N 326).
Нормативные правовые акты официально опубликованы 27 декабря 2004 г. и 30 мая 2005 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, 31 декабря 2004 г. и 8 июня 2005 г. в "Российской газете".
Согласно пункту 3 Правил от 27 декабря 2004 г. N 847 ежемесячные денежные компенсации, установленные пунктом 25 части первой статьи 14 и пунктом 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", индексируются с 1 июня 2004 г. с применением коэффициента 1,38, определённого нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год", согласно приложению N 3.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ" имеется в виду "от 15 мая 1991 г. N 1244-I"
Абзацем первым пункта 4 названных Правил предписано индексировать ежемесячную денежную компенсацию, установленную частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с 1 июня 2004 г. с применением коэффициента 1,38, определённого нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год".
В соответствии с пунктом 2 Правил от 25 мая 2005 г. N 326 ежемесячные денежные компенсации и ежемесячная денежная сумма индексируются за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. с применением коэффициентов соответственно 1,12, 1,12 и 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного на 2002, 2003 и 2004 годы федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год".
Зенченко В.И., участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 3, 4 Правил от 27 декабря 2004 г. N 847 и пункта 2 Правил от 25 мая 2005 г. N 326 в части, устанавливающей порядок индексации сумм в счёт возмещения вреда, причинённого здоровью, за период с 2002 по 2004 год, пропорционально росту инфляции в целом по Российской Федерации, со дня их принятия. В обоснование заявленного требования указал, что с 8 июля 2004 г. ему установлена II группа инвалидности и ежемесячная денежная компенсация в счёт возмещения вреда, причиненного здоровью, в размере ... руб., который был определён путём индексации указанной компенсации в размере ... руб., предусмотренной для инвалидов II группы статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ. Коэффициент уровня роста прожиточного минимума в Краснодарском крае за период с 2002 по 2004 год существенно превышает уровень инфляции в целом по Российской Федерации, поэтому индексация сумм в счёт возмещения вреда за указанный период должна производиться пропорционально росту уровня прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Заявитель считает, что оспариваемые положения нормативных правовых актов, предписывающие производить индексацию сумм в счёт возмещения вреда, причиненного здоровью, за период с 2002 по 2004 год, пропорционально росту инфляции в целом по Российской Федерации, противоречат части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ во взаимосвязи с положениями постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2014 г. в удовлетворении заявления Зенченко В.И. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение. Указывает на то, что Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 г. N 364-О положения Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) об индексации сумм в счёт возмещения вреда за период с 2002 по 2004 годы, которым придана обратная сила, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации и определено, что суммы в счёт возмещения вреда должны индексироваться по старому принципу - исходя из прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. В связи с указанным обстоятельством Зенченко В.И. считает, что оспариваемые положения правил являются незаконными и должны быть признаны недействующими.
Зенченко В.И. в судебное заседание Апелляционной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён в установленном законом порядке.
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что Правила от 27 декабря 2004 г. N 847 и Правила от 25 мая 2005 г. N 326 приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части не противоречат федеральному закону, прав и свобод заявителя не нарушают.
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1). В соответствии с частью первой статьи 3 этого Закона, в редакции от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным Законом возмещение вреда, причинённого их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1) и частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год" и "О федеральном бюджете на 2003 год", в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Выплата гражданам недополученных сумм за 2002-2004 годы производится в течение 2005-2006 годов. Порядок и условия возврата недополученных сумм определяются Правительством Российской Федерации.
Разрешая дело, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что, определяя порядок индексации соответствующих выплат гражданам Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в оспариваемых заявителем в части Правилах от 27 декабря 2004 г. N 847 и Правилах от 25 мая 2005 г. N 326, Правительство Российской Федерации действовало в пределах предоставленных ему федеральным законодателем полномочий, исходя из уровня инфляции, предусмотренного федеральными законами о бюджете Российской Федерации на соответствующие годы. Установленный этими нормативными правовыми актами принцип индексации (исходя из уровня инфляции) основан на приведённых нормах федеральных законов и не противоречит им. Как правильно указано в решении суда первой инстанции, индексация сумм в счёт возмещения вреда пропорционально уровню роста прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации, на чём настаивает заявитель в апелляционной жалобе, федеральными законами, во исполнение которых были изданы оспариваемые в части правила, не предусмотрена.
Суд правомерно признал необоснованной ссылку заявителя на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П, которым взаимосвязанные нормы части третьей статьи 5 базового Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации и установлено, что до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учётом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
В целях защиты интересов граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П был принят Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, согласно которому размеры компенсаций гражданам, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Одновременно Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ предусмотрен возврат гражданам денежных сумм возмещения вреда, недополученных ими в 2002-2004 годах в связи с отсутствием надлежащего механизма индексации за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. пропорционально росту уровня инфляции, установленного федеральными законами о федеральном бюджете на 2002-2004 годы.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 г. N 364-О разъяснено, что суды общей юрисдикции могут принимать решения об индексации исходя из роста величины прожиточного минимума субъектов Российской Федерации в качестве конституционно-правовой меры временного характера - впредь до внесения изменений федеральным законодателем в правовое регулирование.
Такое правовое регулирование федеральным законодателем произведено.
Вывод суда первой инстанции о законности оспоренных заявителем положений нормативных правовых актов соответствует приведённым правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, оснований считать его ошибочным у Апелляционной коллегии не имеется.
Решение суда первой инстанции принято с учётом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании. Предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Зенченко В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
В.Ю. Зайцев |
|
В.В. Горшков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N АПЛ14-662
Текст определения официально опубликован не был