Решение Верховного Суда РФ от 18 декабря 2014 г. N АКПИ14-1209
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14 апреля 2015 г. N АПЛ15-136 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой A.M.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Степашновой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ААР Рус" о признании недействующим пункта 2.5.3 типовой формы соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 апреля 2012 г. N 209, установил:
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 апреля 2012 г. N 209 "Об утверждении типовых форм соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне" (далее - Приказ) утверждена, в том числе, типовая форма соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне (приложение N 4 к Приказу) (далее - Типовая форма).
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2012 г., регистрационный номер 24405, опубликован 27 июля 2012 г. в "Российской газете" (без приложений), приложения к Приказу размещены на сайте "Российской газеты" по адресу: www.rg.ru.
Согласно пункту 2.5.3 Типовой формы резидент обязан представить в таможенный орган обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении деятельности, предусмотренной Соглашением, в размере не менее: 1) тридцати миллионов рублей при складировании товаров, их хранении, оптовой торговле, биржевой торговле товарами (включая подакцизные товары или минеральное сырье); 2) десяти миллионов рублей при складировании товаров, не являющихся подакцизными товарами, хранении таких товаров, оптовой торговле, биржевой торговле ими; 3) двух с половиной миллионов рублей при осуществлении иной портовой деятельности.
Данный пункт имеет ссылку "**", согласно которой заполняется пункт, соответствующий требованиям Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", исходя из условий деятельности, предусмотренных бизнес-планом Резидента.
Общество с ограниченной ответственностью "ААР Рус" (далее - ООО "ААР Рус"), являясь резидентом портовой особой экономической зоны, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1163 "О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны", обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2.5.3 Типовой формы, ссылаясь на то, что положения указанного пункта в нарушение части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации противоречат международному договору - Соглашению по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18 июня 2010 г.) и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на общество обязанности, ухудшающие условия ведения предпринимательской деятельности в портовой особой экономической зоне.
Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) в письменных возражениях указало, что оспариваемое положение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях указало, что Приказ утвержден уполномоченным органом исполнительной власти в пределах предоставленной законом компетенции, оспариваемые положения пункта 2.5.3 Типовой формы не противоречат нормам международного права и законодательству Российской Федерации, прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения представителя ООО "ААР Рус" Виноградова М.П., возражения представителей Минэкономразвития России Старикова А.В. и Козко Е.В., представителя Минюста России Бабченко В.Н., проверив оспариваемые положения на соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Степановой Л.Е., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 116-ФЗ) отношения в сфере особых экономических зон в Российской Федерации регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение о СЭЗ), иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз), законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах и иным законодательством Российской Федерации.
Соглашение о СЭЗ в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 определяет, что свободная (специальная, особая) экономическая зона (далее - СЭЗ) - часть территории государства - члена Таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Особой экономической зоной в Российской Федерации является часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ).
Портовые особые экономические зоны являются одним из типов особых экономических зон, которые могут создаваться на территории Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 4 Федерального закона N 116-ФЗ).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 1 Соглашения о СЭЗ портовая свободная (специальная, особая) экономическая зона (далее - ПОЭЗ) - свободная (специальная, особая) экономическая зона, которая создается на части территории морского порта, речного порта, открытых для международного сообщения и захода иностранных водных судов, или части территории аэропорта, открытого для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и территории, прилегающей к такому морскому порту, речному порту или аэропорту, за исключением частей территорий морского порта, речного порта или аэропорта, на которых расположены имущественные комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров.
Резидентом (участником) свободной (специальной, особой) экономической зоны может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории государства - члена Таможенного союза в порядке, установленном законодательством этого государства, и включенные в реестр резидентов свободных (специальных, особых) экономических зон (подпункт 4 пункта 1 статьи 1 Соглашения о СЭЗ).
Соглашением о СЭЗ предусмотрено, что порядок и условия регистрации резидента (участника) СЭЗ (далее - резидент), в том числе требование к месту государственной регистрации и (или) месту нахождения юридического лица или к адресу места жительства индивидуального предпринимателя, претендующих на получение статуса резидента, требование к организационно-правовой форме юридического лица, претендующего на получение статуса резидента, определяются законодательством государства - члена Таможенного союза (пункт 1 статьи 6). Резидент осуществляет деятельность на территории СЭЗ в соответствии с соглашением об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договором об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларацией) (далее - соглашение об осуществлении деятельности на территории СЭЗ) (пункт 2 статьи 7).
В части 2.2 статьи 9 Федеральный закон N 116-ФЗ определил, что резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, которые предусмотрены этим законом.
Частью 1 статьи 12 указанного Закона установлено, что соглашение об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне (далее - соглашение об осуществлении деятельности) заключается между резидентом особой экономической зоны, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и управляющей компанией. При этом в силу части 11 названной статьи типовые формы соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5.2.10 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает типовые формы соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, деятельности в портовых особых экономических зонах.
Следовательно, оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят уполномоченным государственным органом в пределах компетенции, предоставленной законодательством Российской Федерации, зарегистрирован в Минюсте России и опубликован в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона N 116-ФЗ применение резидентом портовой особой экономической зоны таможенной процедуры свободной таможенной зоны обусловлено представлением им в таможенный орган обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении портовой деятельности предусматривается соглашением об осуществлении деятельности, и его размер не может быть менее чем: 1) тридцать миллионов рублей при складировании товаров, их хранении, оптовой торговле, биржевой торговле товарами (включая подакцизные товары или минеральное сырье); 2) десять миллионов рублей при складировании товаров, не являющихся подакцизными товарами, хранении таких товаров, оптовой торговле, биржевой торговле ими; 3) два с половиной миллиона рублей при осуществлении иной портовой деятельности.
Из анализа приведенной нормы закона следует, что оспариваемые положения пункта 2.5.3 Типовой формы фактически воспроизводят ее содержание. Таким образом, оспариваемый пункт соответствует Федеральному закону N 116-ФЗ, имеющему большую юридическую силу.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого положения Типовой формы пункту 13 статьи 11 Соглашения о СЭЗ, согласно которому при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании норм законодательства об особых экономических зонах.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 137 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях, установленных пунктом 1 статьи 85 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в случае осуществления деятельности в качестве резидента портовой особой экономической зоны, если это установлено международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны и условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны определяются Соглашением о СЭЗ (часть 1 статьи 37 Федерального закона N 116-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 10 Соглашения о СЭЗ под свободной таможенной зоной понимается таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
По смыслу пункта 13 статьи 11 Соглашения о СЭЗ освобождение от обязанности обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов зависит от конкретного обстоятельства - помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, которое само по себе может являться частью деятельности портовой особой экономической зоны, осуществляемой в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне.
Федеральный законодатель под портовой деятельностью понимает следующие осуществляемые на территориях морского порта, речного порта, аэропорта виды деятельности: 1) складирование, хранение товаров и другие обычно оказываемые в морском порту, речном порту, аэропорту услуги в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации; 2) снабжение и снаряжение судов, воздушных судов (в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами), оснащение судов, воздушных судов; 3) производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских судов, речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий; 4) переработка водных биологических ресурсов; 5) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и подобные операции); 6) простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товаров, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации; 7) биржевая торговля товарами; 8) оптовая торговля товарами; 9) обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой особой экономической зоны; 10) производственная деятельность в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне (часть 2.2 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ).
Следовательно, понятие "осуществление портовой деятельности" значительно шире, чем понятие "помещение товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны", и они не равнозначны между собой.
В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Соглашения о СЭЗ на территории СЭЗ могут размещаться и использоваться товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товары таможенного союза, не помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и иностранные товары, помещенные под иные таможенные процедуры.
Из приведенных выше законодательных норм следует, что содержащееся в оспариваемом пункте Типовой формы требование о предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов обусловлено исключительно ведением резидентом портовой деятельности, при осуществлении которой резидент по разным причинам может не помещать ввозимые товары или их часть под процедуру свободной таможенной зоны, что, соответственно, вызовет необходимость уплаты таможенных пошлин, налогов (обеспечения их уплаты).
Кроме того, товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и к вывозу с таможенной территории таможенного союза, не могут помещаться под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (пункт 2 статьи 11 Соглашения о СЭЗ).
Установление законодательством о СЭЗ требования о предоставлении резидентом ПОЭЗ в таможенный орган обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении портовой деятельности вызвано наличием рисков неполучения указанных платежей в случае завершения процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под эту процедуру резидентом ПОЭЗ. Такие случаи перечислены в статье 15 Соглашения о СЭЗ и подтверждают необходимость представить в таможенный орган обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов резидентами ПОЭЗ.
Соглашение о СЭЗ не содержит запрета на установление требований о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей, налогов при ведении и портовой деятельности по предмету соглашения об осуществлении деятельности в ПОЭЗ. Более того, часть вторая пункта 1 статьи 6 Соглашения о СЭЗ предусматривает, что законодательством государств - членов Таможенного союза может быть определено, что одним из условий регистрации лица в качестве резидента портовой или логистической СЭЗ является предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Данная возможность реализована в статье 9 Федерального закона N 116-ФЗ.
Таким образом, оспариваемые заявителем положения пункта 2.5.3 Типовой формы не противоречат положениям пункта 13 статьи 11 Соглашения о СЭЗ, поскольку не предполагают обязанности резидента ПОЭЗ представить в таможенный орган обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении им товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав заявителя, в силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "ААР Рус" о признании недействующим пункта 2.5.3 типовой формы соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 апреля 2012 г. N 209, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
A.M. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 18 декабря 2014 г. N АКПИ14-1209
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14 апреля 2015 г. N АПЛ15-136 настоящее решение оставлено без изменения