Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 января 2015 г. N 58-АПГ14-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки" о признании недействующим пункта 2.1 постановления Правительства Хабаровского края от 29 января 2008 г. N 25-пр "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края" по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки" на решение Хабаровского краевого суда от 19 сентября 2014 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки" Мощанского С.Е., представителя Правительства Хабаровского края Кана С.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закрытое акционерное общество "Амурские пассажирские перевозки" (далее - общество) обратилось в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 2.1 постановления Правительства Хабаровского края от 29 января 2008 г. N 25-пр "О порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении".
Решением Хабаровского краевого суда от 19 сентября 2014 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. По мнению заявителя, оспариваемая норма закона субъекта Российской Федерации предусматривает выделение субсидий лишь на частичное возмещение затрат и недополученных доходов организациям водного транспорта, что не соответствует федеральному законодательству, в частности статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не содержащим ограничений по объёмам возмещения потерь в доходах перевозчика.
В возражениях Правительство Хабаровского края просит оставить без изменения обжалуемое решение суда, как законное, обоснованное, вынесенное при правильном применении норм права с учётом всех обстоятельств дела.
Прокуратура Хабаровского края также представила возражения, в которых не соглашается с доводами апелляционной жалобы и просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание не явился представитель прокуратуры Хабаровского края, извещённой о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения к ней, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесённые в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счёт средств соответствующего бюджета.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесена организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В целях реализации полномочий по организации транспортного обслуживания в Хабаровском крае Губернатором Хабаровского края принято постановление от 23 января 2008 г. N 9 "Об организации транспортного обслуживания населения Хабаровского края железнодорожным, водным, воздушным, автомобильным транспортом пригородного и межмуниципального сообщения". В соответствии с этим постановлением речные маршруты, по которым общество осуществляет перевозки, являются субсидируемыми из краевого бюджета на основании заключаемых договоров на выполнение пассажирских перевозок пригородного и межмуниципального сообщения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете.
Пунктом 2.1 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении, утверждённого постановлением Правительства Хабаровского края от 29 января 2008 г. N 25-пр (далее - Порядок) установлено, что целью предоставления субсидий является возмещение части затрат в связи с осуществлением на территории края транспортных услуг на субсидируемых маршрутах.
Первоначальный текст Порядка опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края 12 февраля 2008 г., N 1 (66).
Порядок является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованным в официальном органе печати.
Общество, полагая, что оспариваемым пунктом Порядка нарушаются его права как перевозчика на возмещение потерь в доходах от перевозок, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня в полном объёме, обратилось в краевой суд с заявлением о признании этого пункта недействующим.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что оспариваемая норма соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выводы суда являются мотивированными, основаны на анализе подлежащего применению по данному делу законодательства и имеющихся в материалах дела доказательствах, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат и (или) недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из анализа статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяют условия и порядок предоставления субсидий, критерии отбора юридических лиц, объём возмещения затрат и недополученных доходов или один из вариантов возмещения.
В силу части 2 статьи 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации провозная плата (плата за перевозки грузов, пассажиров и их багажа) устанавливается перевозчиками. В случае предоставления органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозкам пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров размер провозной платы определяется перевозчиками по согласованию с указанными органами.
Государственное регулирование цен и тарифов на услуги перевозок пассажиров и багажа осуществляется комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет).
В соответствии с постановлением Комитета от 29 июня 2006 г. N 19-Ц "Об утверждении Типового перечня материалов, представляемых субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность" субъект, осуществляющий регулируемую деятельность, в целях согласования тарифов на оказываемые услуги представляет в Комитет перечень документов, в том числе расчёт, включающий затраты на такую деятельность, расчётных и обосновывающих затраты субъектов регулируемой деятельности материалов.
Как установлено судом, между Комитетом (заказчиком) и обществом (перевозчик) заключён договор от 8 мая 2013 г. N 3 на регулируемые пассажирские перевозки водным транспортом по тарифам, не превышающим предельных максимальных тарифов, согласованных с Комитетом, согласно пункту 1 которого заказчик обязуется предоставить перевозчику субсидии в целях возмещения части затрат в связи с осуществлением пассажирских перевозок в навигацию 2013 года в пределах, предусмотренных Законом Хабаровского края от 10 декабря 2012 г. N 245 "О краевом бюджете на 2013 год".
При этом согласно пункту 2 оспариваемого постановления Комитет, утверждая (согласовывая) тариф на субсидируемых маршрутах, учитывает предоставление субсидий на осуществление пассажирских перевозок, уменьшая предельный размер тарифа на сумму выделенных субсидий.
Таким образом, общество оказывает услуги на территории Хабаровского края по транспортному обслуживанию населения на субсидируемых маршрутах и имеет право на возмещение затрат и (или) недополученных доходов.
В данном случае законодательный орган субъекта реализовал предоставленное ему федеральным законодательством право на предоставление субсидий на возмещение затрат в связи с осуществлением пассажирских перевозок в пригородном и муниципальном сообщении путём доплаты из бюджета субъекта денежных средств, в части не превышающих предельных максимальных тарифов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание и то, что в случае, если реальные затраты перевозчика выше установленных тарифов, то этот перевозчик вправе обратиться в суд с иском о взыскании убытков.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о соответствии оспариваемой нормы закона субъекта Российской Федерации федеральному законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 и 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 19 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Амурские пассажирские перевозки" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 января 2015 г. N 58-АПГ14-21
Текст определения официально опубликован не был