Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Постановлению Парламентского Собрания
Союза Беларуси и России
от 5 декабря 2014 г. N XLVII-3
Заключение
Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства зa 2013 год
Бюджет Союзного государства на 2013 год принят Постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 18 декабря 2012 года N XLlll-13 и утвержден Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 15 марта 2013 года N 1 по доходам и расходам в сумме 4 872 000,0 тыс. рублей.
Сводная бюджетная роспись доходов и расходов на 2013 год была утверждена Государственным секретарем Союзного государства 27 марта 2013 года.
В декабре 2013 года в соответствии со статьями 33 и 35 Договора о создании Союзного государства, статьей 61 Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства, на основании соответствующих постановлений Совета Министров Союзного государства и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России был принят Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства "О внесении изменений и дополнений в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2013 год" от 25 декабря 2013 года N 5. В результате доходная и расходная части бюджета были увеличены до 5 298 831,7 тыс. рублей, то есть были внесены изменения в основные характеристики бюджета Союзного государства на 2013 год, а также в распределение доходов и расходов бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджета Союзного государства, связанные с использованием целевых остатков средств бюджета, а также с финансированием новых программ и мероприятий.
Отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2013 год поступил в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России 24 июня 2014 года и в соответствии со статьей 79 Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства был направлен для осуществления внешней проверки в Счетную палату Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
По результатам проверки контрольные органы подготовили заключение по отчету и утвердили его решениями коллегии Счетной палаты Российской Федерации и коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь 12 ноября 2014 года.
Комиссия считает важным обратить внимание на следующие итоги исполнения бюджета Союзного государства в 2013 году:
Доходная часть бюджета Союзного государства в 2013 году формировалась в основном за счет взносов государств-участников, которые составили 4 872 000 тыс. рублей (Российская Федерация - 3 167 000 тыс. рублей, Республика Беларусь - 1 705 000 тыс. рублей).
Доходная часть бюджета была сформирована также за счет неналоговых доходов в сумме 456 341,9 тыс. рублей (образовавшиеся на счетах бюджетополучателей средства на 31 декабря 2012 года, проценты, полученные от размещения в банках остатков средств бюджетов прошлых лет, доходы, полученные ТРО Союза и Минкультуры Республики Беларусь, возврат бюджетных средств, полученных и не использованных в 2012 году исполнителями программ, средства, поступившие в виде штрафных санкций и в возмещение ущерба, прочие неналоговые доходы).
В связи с отсутствием нормативных правовых документов, регулирующих отношения собственности Союзного государства, доходная часть бюджета в 2013 году (как и в предыдущие годы) не пополнялась за счет использования активов, созданных и приобретенных в ходе реализации программ Союзного государства в предшествующие годы.
В целом бюджет Союзного государства в 2013 году по доходам исполнен в сумме 5 328 341,9 тыс. рублей (100,6 процента уточненных бюджетных назначений).
Расходы бюджета Союзного государства по произведенному финансированию в 2013 году составили 5 003 166,4 тыс. рублей (94,5 процента от объема расходов, утвержденных бюджетной росписью на 2013 год).
Кассовые расходы главных распорядителей в 2013 году составили 4 536 668,5 тыс. рублей (85,6 процента от объема расходов, утвержденных бюджетной росписью на 2013 год).
Исполнение расходов бюджета Союзного государства в 2013 году осуществляли 32 главных распорядителя (получателя) средств бюджета (на территории Республики Беларусь - 13 главных распорядителей, на территории Российской Федерации - 19).
Анализ исполнения расходов бюджета Союзного государства показал низкий процент исполнения по разделам бюджета: "Сельское хозяйство и рыболовство" (35,9%) и "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (0%), а также по разделу "Транспорт, связь и информатика" (69,5%). Причиной является утверждение двух новых программ ("Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли" в объеме 245,0 млн. рублей и "Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура" в объеме 232,0 млн. рублей) в октябре 2013 года, а Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года (347,1 млн. рублей) только в декабре. По остальным разделам бюджета расходы исполнены в объеме более 80 процентов.
В целом в 2013 году наблюдается небольшое снижение показателя кассового исполнения бюджета Союзного государства, который понизился на 1,3 процентного пункта по сравнению с уровнем 2012 года.
На 1 января 2014 года остатки средств бюджета Союзного государства составили 1 521 463,5 тыс. рублей и увеличились в 1,3 раза.
Основными причинами существенного роста остатков бюджета являются утверждение трех новых программ и, соответственно, открытие их финансирования только в конце 2013 года (целевые остатки по этим программам составили 620,4 млн. рублей). Отчасти росту остатков способствовала также эффективная организация проведения остальными государственными заказчиками программ и мероприятий конкурсов на выполнение работ и закупку оборудования, что привело к значительной экономии средств.
В 2013 году Постоянным Комитетом внесены 34 изменения в сводную бюджетную роспись доходов и расходов бюджета Союзного государства, что на восемь изменений меньше, чем в 2012 году (42 изменения). В части неналоговых доходов внесено 17 изменений в сводную бюджетную роспись доходов бюджета Союзного государства на общую сумму 424 831,7 тыс. рублей, по предложениям девяти главных распорядителей средств бюджета внесено 15 изменений в сводную бюджетную роспись (перераспределение средств по кодам экономической классификации расходов бюджета и по кварталам) на общую сумму 57 820,0 тыс. рублей (за аналогичный период 2012 года было внесено 39 изменений), что свидетельствует об улучшении планирования исполнения бюджета.
Анализ поквартального исполнения расходов в 2013 году показал более равномерное (по сравнению с предыдущими годами) использование бюджетных средств.
Оценивая исполнение бюджета в 2013 году в целом как удовлетворительное, комиссия считает важным отметить, что среди выявленных при его проверке контрольными органами нарушений и недостатков доминируют недостатки, обусловленные несовершенством или отсутствием соответствующей нормативной базы.
Следует отметить следующие особенности и недостатки:
1. В организации исполнения бюджета Союзного государства Постоянным Комитетом Союзного государства и финансовыми органами государств-участников:
В 2013 году, как и в прежние годы, не исполнены положения нескольких текстовых статей бюджета, в связи с чем:
не принято решение об урегулировании задолженности, образовавшейся в результате предоставления бюджетных кредитов в 1998 - 2002 годах на реализацию программ Союзного государства (статья 25);
не обеспечено представление на рассмотрение Советом Министров Союзного государства отчетов государственных заказчиков - координаторов и государственных заказчиков о ходе реализации программ, освоение бюджетных средств которыми составляет менее 50 процентов предусмотренных на первое полугодие 2013 года ассигнований, для принятия решения о дальнейшей реализации этих программ (статья 24, пункт 2);
внесены без обоснований потребности изменения в сводную бюджетную роспись с направлением соответствующих целевых остатков для финансирования программ;
не направлена часть доходов от предпринимательской деятельности ТРО Союза в сумме 976,0 тыс. рублей в распоряжение этой организации в целях использования для обеспечения ее деятельности (статья 3).
По заключению контрольных органов для развития бюджетного процесса в Союзном государстве настоятельно требуется актуализация действующих нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение бюджета, таких как Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства, Порядок исполнения бюджета Союзного государства через национальные казначейства, порядки организации учета и отчетности о его исполнении, а также Положение о бюджетной классификации.
Как и прежде, крайне негативно на исполнении бюджета и эффективности использования бюджетных средств сказываются существенные недостатки Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, порождающие поздние сроки утверждения программ в течение финансового года и слабый контроль за их осуществлением со стороны государственных заказчиков. Как уже отмечалось, основной причиной роста остатков средств бюджета в 2013 году является недоосвоение бюджетных средств в сумме 620,4 млн. рублей по трем программам, утвержденным лишь в конце 2013 года.
Соответствующие предложения контрольных органов и Парламентского Собрания по разработке и совершенствованию указанных актов на протяжении последних лет содержатся и в поручениях Высшего Государственного Совета Союзного государства Совету Министров Союзного государства, однако отсутствие практически значимых результатов этой работы свидетельствует о необходимости качественного улучшения ее организации.
2. При реализации программ, подпрограмм, мероприятий и подготовке их к утверждению:
В 2013 году осуществлялось финансирование 14 программ Союзного государства и 27 мероприятий, которое составило 4 353 055,3 тыс. рублей, или 94,7% общих расходов, предусмотренных на реализацию программ и мероприятий уточненной сводной бюджетной росписью. Кассовые расходы составили 3 912 234,6 тыс. рублей, или 85,1% общих расходов, предусмотренных на реализацию программ и мероприятий уточненной сводной бюджетной росписью.
Итоги проверки исполнения бюджета в 2013 году в части реализации программ Союзного государства и применения их результатов для развития соответствующих отраслей, как и в прежние годы, свидетельствуют главным образом не о наличии нарушений действующей нормативно-правовой базы, а о присущих ей недостатках.
Прежде всего это относится к действующему Порядку разработки и реализации программ Союзного государства в части организации подготовки программ Союзного государства, включая отсутствие норм регламентации сроков их подготовки и неопределенность полномочий Постоянного Комитета Союзного государства по контролю за ходом подготовки и реализации программ Союзного государства, а также ответственности государственных заказчиков за использование результатов, достигнутых при их выполнении.
Контрольные органы отмечают в связи с этим ежегодное сокращение числа реализуемых программ (с 21 программы в 2003 году до 14 программ в 2013 году и до девяти - в 2015 году) и сохранение в 2013, году тех же основных недостатков при их реализации, что и в предшествующие годы.
Особое внимание контрольные органы обращают на отсутствие в действующем акте положений, предусматривающих наличие в итоговых отчетах о реализации программ информации о постановке на учет, государственной регистрации и целесообразности правовой охраны созданных и приобретенных объектов собственности (включая интеллектуальные), результатов их оценки и предложений по их использованию в интересах развития отрасли.
В последние годы Парламентское Собрание и контрольные органы вносили конкретные предложения по совершенствованию действующего Порядка, которые, однако, до настоящего времени не нашли в нем должного отражения.
3. В финансово-хозяйственной деятельности органов Союзного государства и Телерадиовещательной организации Союзного государства:
Проверка финансово-хозяйственной деятельности органов и учреждений Союзного государства в 2013 году выявила факт неправомерного использования средств в сумме 129,3 тыс. рублей, подчеркнув в основном недостатки действующей нормативно-правовой базы, отмечавшиеся контрольными органами и в предшествующие годы.
В частности, контрольные органы отмечают, что Постоянный Комитет Союзного государства, Секретариат Парламентского Собрания, ТРО Союза руководствуются своими положениями по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, содержащими многочисленные несоответствия нормам законодательства Российской Федерации.
Это позволяет в отдельных случаях заключать договора без проведения конкурсов, превышать предельные размеры расчетов наличными деньгами, заключать договоры без запросов котировок или при единственной котировочной заявке с единственным участником.
Недостаточная юридическая определенность вопросов, связанных со статусом и социальными гарантиями должностных лиц аппаратов органов Союзного государства, порождает неурегулированность вопросов предоставления служебной жилплощади и пенсионного обеспечения определенных категорий должностных лиц.
Комиссия предлагает Парламентскому Собранию согласиться в основном с выводами, изложенными в заключении контрольных органов по итогам проверки исполнения бюджета за 2013 год, и - с учетом подтверждения контрольными органами данных отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2013 год - рекомендовать Высшему Государственному Совету Союзного государства:
утвердить отчет Совета Министров об исполнении бюджета Союзного государства за 2013 год;
поручить Совету Министров Союзного государства:
1. Обеспечить в 2015 году подготовку прогноза дальнейшего развития экономической интеграции и разработку основных приоритетов бюджетно-финансовой политики в Союзном государстве с учетом предстоящего утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014 - 2017 годы).
2. Принять решение об урегулировании просроченной задолженности по предоставленным бюджетным кредитам в 1998 - 2002 годах.
3. Активизировать работу по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на развитие доходного потенциала бюджета Союзного государства.
4. Обеспечить завершение работы по подготовке нормативного акта Союзного государства о правовом статусе и социальных гарантиях должностных лиц органов Союзного государства.
5. Поручить Постоянному Комитету Союзного государства:
совместно с министерствами финансов государств - участников Союзного государства провести работу по актуализации Порядка исполнения бюджета Союзного государства через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и органы государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 21 декабря 2000 г. N 24, и по совершенствованию форм отчетов национальных казначейств государств - участников Союзного государства, а также разработать методические указания по их заполнению;
в целях приведения в соответствие с действующими документами национальных казначейств подготовить изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Союзного государства в части экономического содержания подгрупп доходов и расходов (уточнение по статьям, подстатьям);
совместно с ТРО Союза внести изменения в Порядок поступления, учета и использования доходов, полученных государственным учреждением "Телерадиовещательная организация Союзного государства" от внебюджетной деятельности, в части уточнения сроков перечисления доходов ТРО Союза на счета по учету средств бюджета Союзного государства;
обеспечить возврат в бюджет Союзного государства средств в сумме 129,3 тыс. рублей.
6. Проинформировать в 2015 году Парламентское Собрание Союза Беларуси и России о ходе работы по устранению отмеченных в настоящем заключении недостатков.
Председатель комиссии |
В.М. Резник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.