Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Бина Кемикал" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Министерства обороны Российской Федерации (далее-Аукционная комиссия), Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик), при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку лакокрасочных материалов для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2015 году (номер извещения 0173100004514000376) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены тем, что Аукционной комиссией Заказчика неправомерно отказано Заявителю в допуске к участию в Аукционе в электронной форме при рассмотрении первых частей заявки.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 20.08.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 17 616 701,93 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 15 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 20.11.2014;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участников Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "РосТендер" с минимальным предложением о цене контракта 16 912 033,85 рубля.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
На основании части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 17.11.2014 N 1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно: "участник электронного аукциона не предоставил информацию, предусмотренную документацией об Аукционе частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона".
В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции по заполнению заявки документации об Аукционе установлено, что "Участник аукциона указывает в своей заявке конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе с учетом взаимосвязи показателей, установленных в документации об аукционе, нормативно-технической документации, и других показателей характеризующих указанный товар.
При указании значений с использованием союзов "от" и/или "до" участнику необходимо предоставить единственный конкретный показатель, если иное не установлено настоящей инструкцией.
Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно фразами "не более", "не выше", "не менее", "не ниже", "не темнее", "более", "менее", ">", "", "", "<", а также сопровождается словами "в пределах", "не превышает", "не должно превышать", "в интервале", "в диапазоне", при указании диапазона с использованием символа "-", а также если верхний и нижний предел установлены символом "" участником закупки в предложении устанавливается единственный конкретный показатель, соответствующий значению, если иное не следует из данной инструкции.
В случае если заказчиком установлены требования к различным показателям товаров в виде единого диапазона значений, участник аукциона в составе первой части заявки должен предоставить показатели для каждого значения в отдельности или один показатель для всех значений, если он одинаков и не противоречит нормативно-технической документации на товар и описанию объекта закупки.
Показатели значений степени перетира, массовой доли воды, ароматических углеводородов и общей серы; укрывистости высушенной пленки, времени высыхания, эластичности пленки при изгибе, твердости пленки, прочности пленки при ударе (стойкости к удару), блеска, адгезии, стойкости пленки (покрытия) к статическому воздействию, срока годности (жизнеспособности) эмалей после смешивания с отвердителем, числа коагуляции, коэффициента излучения, кислотного числа, плотности, температуры начала перегонки, процентов перегоняемого фракционного состава и остатка в колбе, температуры вспышки, анилиновой точки, степени разбавления являются неконкретными, изменяемыми, при этом возможно изменение только числового значения показателя товара.
Показатели значений, указанные конкретно в описании объекта закупки, также не могут изменяться".
Изучив первую часть заявки Заявителя (порядковый номер заявки 3) на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка Заявителя по позициям N 9-14 "Эмаль ПФ-115", содержит указание на ГОСТ 6465-76, но не содержит следующих показателей:
"Адгезия пленки, баллы, не более 1.
Стойкость покрытия при температуре к статическому воздействию воды, ч, не менее 2.
Стойкость покрытия к статическому воздействию 0,5%-ного раствора моющего средства, мин, не менее 15.
Стойкость покрытия при температуре к статическому воздействию трансформаторного масла, не менее 24 ч".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно инструкции по заполнению первой части заявки по указанным позициям участнику Аукциона необходимо указать все характеристики товара (материала), указанные в пункте 3 приложения 2 документации об Аукционе.
Вместе с тем представитель Заявителя подтвердил, что при заполнении первой части заявки по позициям N 9 -14 пункта 3 "Эмаль ПФ-115", по позиции 9-14 "Эмаль..." указал ГОСТ 6465-76, но не указал ряд показателей.
Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Комиссия при рассмотрении жалобы, в том числе на предмет соотвествия проведенной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Вместе с тем, согласно пункту 10.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе: "В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на стоимость фактически поставленного Товара, что подтверждается подписанным Грузополучателем Актом приема-передачи Товара, за каждый факт просрочки".
Пунктом 10.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "10.4. В случае нарушения Поставщиком (до подписания Акта приема-передачи Товара) сроков замены или доведения Товара до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 7.8. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 7.8. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 7.8. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на стоимость фактически поставленного Товара, что подтверждается подписанным Грузополучателем Актом приема-передачи Товара,за каждый факт просрочки".
Пунктом 10.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера окончательного расчета за поставленный Товарза каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по окончательному расчету за поставленный Товар, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Поставщиком своевременно не исполнены обязательства по поставке Товара и (или) предоставлению документов на оплату".
Пунктом 10.3. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "В случае поставки Товара (до подписания Акта приема-передачи Товара), несоответствующего требованиям Контракта к качеству Товара, Поставщик уплачивает штраф в размере ______ за каждый фактпоставки Товара, несоответствующего требованиям Контракта к качеству Товара".
Пунктом 10.6. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Поставщик уплачивает штраф в размере _______ за каждый факт нарушения гарантийного обязательства".
Таким образом, Заказчик в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия. решила:
1. Признать жалобу ООО "Бина Кемикал" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 5,7,8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 01.12.2014 N К-1764/14 по выявленному нарушению Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 декабря 2014 г. N К-1764/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был