Постановление Верховного Суда РФ от 16 февраля 2015 г. N 309-АД14-2624
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,
изучив жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (г. Уфа; далее - управление) в лице Латыпова М.Р. от 05.12.2014 на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.02.2014, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.08.2014 по делу N А07-22339/2013 по заявлению федерального казенного предприятия "Авангард" (г. Стерлитамак; далее - предприятие) о признании незаконным и отмене постановления управления от 29.11.2013 N 152 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установила:
предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2014, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19.08.2014 по названному делу, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить и прекратить производство по делу.
Изучив жалобу и приложенные к ней материалы, судья считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установлено судами, управлением проведена плановая выездная проверка предприятия на предмет соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации комплекса зданий и сооружений.
По результатам проверки составлен акт от 29.11.2013, протокол об административном правонарушении от 21.11.2013 N 152, в которых зафиксирован факт нарушения заявителем части 2 статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 таблицы 4 НПБ 110-03, выражающиеся в том, что 3 циклона (бункера) для сбора горючих отходов в районе здания 114 Н и 1 циклон (бункер) для сбора горючих отходов в районе здания 134 не оборудованы автоматической установкой пожаротушения.
Управлением 29.11.2013 вынесено постановление N 152, которым предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 160 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу части 2 статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу о недоказанности в действиях предприятия события вменяемого административного правонарушения.
При этом суды исходили из того, что осмотр в порядке статьи 27.8 КоАП РФ управлением не производился, акт либо протокол об этом не составлялся, наличие или отсутствие каких-либо систем противопожарной безопасности в бункерах предприятия в установленном законодательством порядке не зафиксировано.
Судами учтено, что из постановления управления от 29.11.2013 N 152 невозможно определить, какие действия послужили привлечению предприятия к административной ответственности. Формулировка описательной части указанного постановления не позволяет установить объективную сторону правонарушений, вину и срок давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 1.6, 26.2, 27.1 КоАП РФ, статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленные предприятием требований.
Возражения управления, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, которые исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку. Несогласие с выводами судебных инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела, а также иное толкование заявителем норм законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья постановила:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.02.2014, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.08.2014 по делу N А07-22339/2013 оставить без изменения, а жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 16 февраля 2015 г. N 309-АД14-2624
Текст постановления официально опубликован не был