• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2015 г. N 305-КГ14-3383 Суд отменил ранее принятые судебные акты по иску о признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения, включая проведение финансового контроля за деятельностью учреждения, проверку ценообразования на принятые и оплаченные учреждением работы, а также проверку осуществления учреждением градостроительной деятельности, поскольку оспариваемое предписание, адресованное заказчику, не содержит властных распорядительных указаний, обращенных к исполнителю государственного заказа, о перечислении последним каких-либо денежных средств

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Поводом для обращения учреждения в суд послужило вынесение в его адрес предписания Рособоронзаказа.

Данным предписанием учреждению было указано на перерасход средств по госконтрактам и предложено принять меры, чтобы устранить причины подобного.

По итогам разбирательства дела в трех судебных инстанциях требования учреждения были удовлетворены лишь частично.

СК по экономическим спорам ВС РФ отправила дело на новое рассмотрение, пояснив следующее.

В данном случае учреждение выполняло функции заказчика по госконтракту, а не исполнителя, как ошибочно посчитал один из судов.

Заказчик и исполнитель (подрядчик) госконтракта имеют различный правовой статус.

Так, исполнитель (подрядчик), действительно, связан с заказчиком гражданско-правовым договором, регулируемым нормами гражданского законодательства (с учетом особенностей, установленных для исполнения госконтрактов в сфере оборонзаказа).

Поэтому гражданско-правовое требование к исполнителю (подрядчику), касающееся возврата им денег, полученных по госконтракту, не может быть облачено в форму властного предписания госоргана, неисполнение которого влечет по КоАП РФ публично-правовые санкции.

На заказчика же, помимо выполнения собственно договорных обязательств по госконтракту, возложен ряд публичных по своей сути функций.

Именно госзаказчик является лицом, ответственным перед страной за обеспечение надлежащего использования бюджетных ассигнований, выделенных на оплату поставок продукции по оборонзаказу.

По Закону о гособоронзаказе заказчик осуществляет контроль за головными исполнителями по упомянутому вопросу.

Кроме того, в данном случае оспариваемое предписание, адресованное заказчику, не содержало властных распорядительных указаний, обращенных к исполнителю, о перечислении последним каких-либо денег.

Предписание было обращено к заказчику, который не ограничен в выборе способа урегулирования отношений с исполнителем.

Так, заказчик вправе использовать как претензионный порядок, так и обратиться в суд.

Таким образом, вывод о том, что оспариваемое предписание выдано с превышением полномочий Рособоронзаказа, ошибочен.

Следует отметить, что с 01.01.2015 полномочия, ранее осуществляемые Рособоронзаказом, из-за упразднения данного органа власти переданы ФАС России.