Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 февраля 2015 г. N 305-КГ14-2126 Суд отменил ранее принятые судебные акты по делу об оспаривании предписания о необходимости устранить нарушения и принять меры по возврату неправомерно полученных денежных средств, согласовав порядок возврата с заказчиком, и направил дело на новое рассмотрение, поскольку гражданско-правовое требование к исполнителю государственного контракта, касающееся возврата полученных им денежных средств за выполненные по контракту работы, не может быть облачено в форму предписания государственного органа

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

По результатам проверки Рособоронзаказ выдал предписание организации, являющейся исполнителем работ по государственному оборонному заказу. Ей предписывалось устранить выявленные нарушения, а также принять меры по возврату неправомерно полученных сумм, согласовав порядок возврата с заказчиком.

Отметим, что с 1 января 2015 г. Рособоронзаказ упразднен. Функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа перешли к ФАС России.

Организация оспорила предписание, но ей отказали в признании его недействительным.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отменила акты нижестоящих инстанций и направила дело на новое рассмотрение. При этом она руководствовалась следующим.

Правовой статус, а, соответственно, права и обязанности исполнителя госконтракта (договора) и заказчика различны. Заказчик вправе предъявить исполнителю претензии, связанные с ненадлежащим исполнением условий госконтракта (договора), в т. ч. предложить ему в претензионном порядке добровольно возвратить часть полученных во исполнение обязательств денежных средств либо взыскать их в судебном порядке. Исполнитель же госконтракта лишен иной возможности исполнить предписание в части возврата денежных средств, кроме как путем их перечисления (возврата).

Вопросы взыскания денежных средств с исполнителя госзаказа, касающиеся ненадлежащего исполнения госконтракта (договора), регулируются нормами гражданского законодательства.

Поэтому гражданско-правовое требование к исполнителю, касающееся возврата полученных средств за выполненные работы, не может быть облечено в форму предписания госоргана, неисполнение которого служит основанием для привлечения исполнителя к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ.

Таким образом, вывод судов о том, что соответствующий пункт предписания не содержит властных распорядительных указаний и не нарушает прав и законных интересов организации, является ошибочным.

Кроме того, вывод судов о законности и обоснованности других частей предписания, является преждевременным. Организация возражала по существу вмененных ей нарушений и опровергала выводы госоргана. Но ее доводы оставлены судами без надлежащей правовой оценки.


Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 февраля 2015 г. N 305-КГ14-2126


Текст определения официально опубликован не был