Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 февраля 2015 г. N 305-КГ14-2126
Резолютивная часть объявлена 18 февраля 2015 г.
Полный текст изготовлен 26 февраля 2015 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Разумова И.В.,
судей Букиной И.А. и Капкаева Д.В. -
рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "ЗИО-Подольск" от 15.08.2014 N 154-юр-455 на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2013 (судья Вигдорчик Д.Г.), постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 (судьи Захаров С.Л., Москвина Л.А., Цымбаренко И.Б.) и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.05.2014 (судьи Воронина Е.Ю., Агапов М.Р., Туболец И.В.) по делу N А40-49533/2013.
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "ЗИО-Подольск" - Локтионова В.И. (по доверенности от 25.12.2014 N 34/165/2014-Дов), Федотова Е.Н. (по доверенности от 13.02.2015 N 34/27/2015-Дов);
Федеральной антимонопольной службы - Шихалиев Р.М. (по доверенности от 05.02.2015 N ИА/4588/15).
Заслушав и обсудив доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Капкаева Д.В., объяснения представителей открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "ЗИО-Подольск", поддержавших доводы жалобы, и представителя Федеральной антимонопольной службы, просившего оставить оспариваемые судебные акты без изменения, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Машиностроительный завод "ЗИО-Подольск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по оборонному заказу (далее - Рособоронзаказ, государственный орган) о признании недействительным предписания от 11.01.2013 N 1/1 пред. (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города суда от 18.10.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.05.2014, в удовлетворении заявления отказано.
Выражая несогласие с указанными судебными актами, общество в кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, просит его отменить, ссылаясь на нарушение норм права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 (судья Капкаев Д.В.) жалоба общества с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа заявил ходатайство о замене Рособоронзаказа на Федеральную антимонопольную службу в связи с передачей последнему функций по государственному надзору и контролю в сфере государственного оборонного заказа.
Представитель общества не возражал против заявленного ходатайства.
Учитывая, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.09.2014 N 613 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств" и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 N 1489 полномочия Федеральной службы по оборонному заказу с 01.01.2015 переданы Федеральной антимонопольной службе, судебная коллегия находит ходатайство обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, а также выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и усматривается из материалов дела, Рособоронзаказом проведена плановая выездная проверка общества (государственный исполнитель) по вопросу соблюдения требований, установленных действующим законодательством в сфере государственного оборонного заказа в рамках исполнения последним договоров от 10.08.2007 N 20253, от 30.10.2008 N 20263/921-146, от 30.09.2009 N 20273, от 28.10.2010 N 20276 на выполнение работ по изготовлению корпусов машин.
По результатам проверки составлен акт от 29.08.2012 N 1/2/46-12к, согласно которому документальный учет затрат труда и заработной платы основных производственных работников по выполняемым в рамках государственного оборонного заказа контрактам с июля 2009 года не осуществляется; в расчеты накладных расходов включены затраты на амортизацию и лизинг оборудования, не связанные с производством военной техники; в результате завышения цен на изготовленные, отгруженные и оплаченные корпуса машин в 2009-2011 (по статьям "общехозяйственные расходы", "общепроизводственные расходы") обществом неправомерно получены денежные средства в размере 95 289 947 рублей 87 копеек; приемосдаточные испытания изготовленных корпусов машин были проведены на не аттестованном оборудовании. Обществу выдано предписание от 11.01.2013 N 1/1 пред. о необходимости устранить нарушения, указанные в пунктах 1, 2, 4 мотивировочной части предписания (пункт 2 резолютивной части), а также принять меры по возврату неправомерно полученных денежных средств в размере 95 289 947 рублей 87 копеек, согласовав порядок возврата с заказчиком (пункт 3 резолютивной части).
Подтверждая законность оспариваемого предписания, суды, ссылаясь на Положение о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 604 (далее - Положение N 604), пришли к выводу о том, что решение государственного органа вынесено в пределах его полномочий и не нарушает прав и охраняемых законом интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
По мнению судов, пункт 3 резолютивной части предписания содержит не прямое указание на возврат исполнителем государственного контракта (договора) денежных средств, а предлагает лишь принятие им соответствующих мер, согласование способа и порядка возврата с заказчиком.
Соглашаясь с выводами судов, суд округа указал, что фактические обстоятельства дела установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств, нормы права применены правильно.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что данные выводы нельзя признать законными и обоснованными.
В соответствии полномочиями, закрепленными пунктом 9 Положения о Федеральной службе по оборонному заказу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.09.2011 N 1206 (далее - Положение N 1206), а также пунктами 7.3.3, 7.3.5, 7.3.6 Положения N 604, действовавшими в проверяемый период, Рособоронзаказ осуществлял контроль (надзор) за соблюдением головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами в сфере государственного оборонного заказа, в том числе требований технических регламентов к продукции, порядка ценообразования на продукцию, а также условий выполнения государственных контрактов (договоров).
При этом следует учитывать, что правовой статус, а, соответственно, права и обязанности исполнителя государственного контракта (договора) и заказчика различны.
Государственный заказчик вправе предъявить исполнителю претензии, связанные с ненадлежащим исполнением условий государственного контракта (договора), в том числе предложить ему в претензионном порядке добровольно возвратить часть полученных во исполнение обязательств денежных средств либо взыскать их в судебном порядке.
Исполнитель же государственного контракта лишен иной возможности исполнить пункт 3 резолютивной части предписания, кроме как путем перечисления (возврата) денежных средств.
Вопросы взыскания денежных средств с исполнителя государственного заказа, касающиеся ненадлежащего исполнения государственного контракта (договора), регулируются нормами гражданского законодательства, в частности, главами 30 и 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных законодательством для исполнения государственных контрактов на закупку продукции или выполнение подрядных работ для государственных нужд в сфере оборонного заказа.
Поэтому гражданско-правовое требование к исполнителю государственного контракта (договора), касающееся возврата полученных им денежных средств за выполненные по контракту (договору) работы, не может быть облачено в форму предписания государственного органа, носящим обязательный характер, неисполнение которого влечет публично-правовые санкции для исполнителя, предусмотренные статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях.
Таким образом, вывод судов о том, что пункт 3 резолютивной части оспариваемого предписания не содержит властных распорядительных указаний и не нарушает прав и законных интересов общества, является ошибочным.
Кроме того, судебная коллегия считает преждевременными выводы судов о законности и обоснованности других частей предписания.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, путем всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования и оценки имеющихся в деле доказательств.
Между тем, проверяя законность выданного предписания, а именно, наличие в действиях общества нарушений действующего законодательства при исполнении государственного оборонного заказа, суды первой и апелляционной инстанций в своих судебных актах ограничились лишь описанием со ссылкой на нормы соответствующего закона выявленных нарушений, по сути, изложенным в предписании в качестве основания для его выдачи. Доводы же общества, возражавшего по существу вмененных ему нарушений и опровергающего выводы государственного органа, оставлены судами без надлежащей правовой оценки.
В мотивировочной части судебных актов в нарушение пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивы, по которым суды, фактически согласившиеся с позицией государственного органа, отклонили те или иные доводы общества, приведенные в обоснование его возражений, не указаны.
Допущенные при рассмотрении дела нарушения норм права являются существенными, в связи с чем, состоявшиеся по делу судебные акты следует отменить на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит с учетом указанного полно и всесторонне исследовать фактические обстоятельства по делу, дать надлежащую правовую оценку доводам заявителя, правильно применив нормы права принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 48, 291.11-291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:
заменить Федеральную службу по оборонному заказу на правопреемника - Федеральную антимонопольную службу.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.05.2014 по делу N А40-49533/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий судья |
И.В. Разумов |
Судья |
И.А. Букина |
Судья |
Д.В. Капкаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По результатам проверки Рособоронзаказ выдал предписание организации, являющейся исполнителем работ по государственному оборонному заказу. Ей предписывалось устранить выявленные нарушения, а также принять меры по возврату неправомерно полученных сумм, согласовав порядок возврата с заказчиком.
Отметим, что с 1 января 2015 г. Рособоронзаказ упразднен. Функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа перешли к ФАС России.
Организация оспорила предписание, но ей отказали в признании его недействительным.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отменила акты нижестоящих инстанций и направила дело на новое рассмотрение. При этом она руководствовалась следующим.
Правовой статус, а, соответственно, права и обязанности исполнителя госконтракта (договора) и заказчика различны. Заказчик вправе предъявить исполнителю претензии, связанные с ненадлежащим исполнением условий госконтракта (договора), в т. ч. предложить ему в претензионном порядке добровольно возвратить часть полученных во исполнение обязательств денежных средств либо взыскать их в судебном порядке. Исполнитель же госконтракта лишен иной возможности исполнить предписание в части возврата денежных средств, кроме как путем их перечисления (возврата).
Вопросы взыскания денежных средств с исполнителя госзаказа, касающиеся ненадлежащего исполнения госконтракта (договора), регулируются нормами гражданского законодательства.
Поэтому гражданско-правовое требование к исполнителю, касающееся возврата полученных средств за выполненные работы, не может быть облечено в форму предписания госоргана, неисполнение которого служит основанием для привлечения исполнителя к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, вывод судов о том, что соответствующий пункт предписания не содержит властных распорядительных указаний и не нарушает прав и законных интересов организации, является ошибочным.
Кроме того, вывод судов о законности и обоснованности других частей предписания, является преждевременным. Организация возражала по существу вмененных ей нарушений и опровергала выводы госоргана. Но ее доводы оставлены судами без надлежащей правовой оценки.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 февраля 2015 г. N 305-КГ14-2126
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3987/14
03.12.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49753/15
14.09.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-49533/13
21.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3987/2014
29.01.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42694/13
18.10.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-49533/13