Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 18 ноября 2014 г. N 637
"О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса"
Анализ состояния законности в сфере оборонно-промышленного комплекса свидетельствует о необходимости повышения эффективности прокурорского надзора, усиления межведомственного взаимодействия правоохранительных органов и органов государственного контроля (надзора) в указанной сфере.
Выделение государством значительного объема средств на развитие оборонно-промышленного комплекса, перевооружение армии и флота требует принятия комплекса мер по противодействию их хищению и нецелевому расходованию, пресечению фактов включения в систему кооперации предприятий-производителей фирм-посредников и фирм-однодневок, завышения фактически выполненных объемов работ, использования более дешевых материалов, чем предусмотренные проектной документацией, непроведения конкурсных процедур при закупке оборудования и иных нарушений.
В целях активизации работы по пресечению правонарушений в указанной сфере, подрывающих безопасность государства, повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции:
1.1. Незамедлительно принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение действенного надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, его активизацию и повышение эффективности работы органов прокуратуры на данном направлении надзора.
1.2. Прокурорский надзор за исполнением федерального законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса рассматривать как одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
Сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе, выполнением федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, возложенных на них обязанностей в указанной сфере, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
1.3. При выявлении нарушений законодательства в указанной сфере использовать весь комплекс предусмотренных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий и мер прокурорского реагирования с целью реального устранения нарушений закона и наказания виновных лиц. Принимать обязательное участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.
1.4. Обеспечить эффективное взаимодействие с правоохранительными органами и органами государственного контроля (надзора), органами власти на местах и общественностью при осуществлении надзора в указанной сфере. Наладить обмен статистической и другой необходимой информацией.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
2.1. В целях своевременного выявления и пресечения правонарушений в сфере оборонно-промышленного комплекса создать межведомственные рабочие группы из представителей МВД России, ФСБ России, ФАС России, ФНС России, Росфинмониторинга и иных государственных органов либо активизировать работу ранее созданных аналогичных рабочих групп. Для организации работы по надлежащему взаимодействию между военными и территориальными прокурорами, обеспечению законности при исполнении государственного оборонного заказа практиковать проведение оперативных, межведомственных или координационных совещаний.
2.2. Организовать системный сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в оборонно-промышленном комплексе, установив деловое сотрудничество с органами государственного контроля (надзора). В качестве источника информации активно использовать информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, иные средства массовой информации, возможности и экспертный потенциал созданных с участием органов прокуратуры межведомственных рабочих групп.
2.3. На постоянной основе проводить проверки с выходом на место в отношении поднадзорных организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, их зависимых обществ, филиалов, контрагентов, в том числе участвующих в системе кооперации по государственным контрактам, а также ответственных хранителей и организаций, входящих в систему государственного материального резерва.
В ходе проверок выяснять вопросы:
соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе, в том числе в части сроков и объемов его выполнения;
соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
наличия среди контрагентов организаций, не имеющих производственных мощностей для выполнения работ или изготовления продукции, фирм-однодневок и фирм-посредников;
исполнения законодательства об акционерных обществах, унитарных предприятиях, а также законодательства о ценных бумагах;
законности и обоснованности распоряжения имуществом организации, в том числе его отчуждения;
наличия действий по доведению организаций до банкротства, преднамеренному ухудшению их финансового состояния путем искусственного создания кредиторской задолженности;
соблюдения законодательства об интеллектуальной собственности при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, а также распределении, закреплении и учете прав на результаты интеллектуальной деятельности;
соблюдения требований, предъявляемых к качеству используемых при строительстве материалов, а также изготавливаемой продукции, оформлению сертификатов и паспортов на комплектующие материалы, организации работы по пресечению фактов использования контрафактных изделий;
обоснованности определения начальной цены на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа, и выполняемые работы по модернизации оборонно-промышленного комплекса, ее изменения; фактических затрат, связанных с выполнением работ или поставкой продукции;
исполнения требований законодательства при формировании, размещении, хранении, использовании, пополнении и освежении запасов государственного материального резерва;
другие вопросы исполнения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса.
2.4. В случае нахождения организаций - соисполнителей работ по государственным контрактам или поставщиков на территории других субъектов Российской Федерации обеспечить надлежащее взаимодействие между собой с направлением материалов, необходимых для организации проверки на территории другого субъекта Российской Федерации. О направлении таких материалов в другой регион информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации в очередной докладной записке, направляемой в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящего приказа.
2.5. При выявлении нарушений в деятельности военных представительств, органов военного управления прокурорам субъектов Российской Федерации незамедлительно информировать соответствующего военного прокурора для принятия мер прокурорского реагирования.
При получении военными прокурорами сведений, в том числе от военных представительств, о нарушениях исполнения законов в сфере государственного оборонного заказа на предприятиях, не находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, незамедлительно направлять материалы в прокуратуры субъектов Российской Федерации для принятия мер прокурорского реагирования в пределах компетенции.
2.6. Принимать исчерпывающие меры к всесторонней и объективной проверке информации о нарушениях в сфере оборонно-промышленного комплекса. В необходимых случаях требовать выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, запрашивать дополнительные документы и материалы.
2.7. При осуществлении надзора за исполнением законов давать принципиальную оценку каждому случаю неисполнения должностными лицами обязанностей по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в закрепленных сферах ведения.
Исключить подмену органами прокуратуры полномочий органов государственного контроля и надзора. Не допускать необоснованного вмешательства в экономическую деятельность и проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов.
2.8. Обеспечить качественное поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях в сфере оборонно-промышленного комплекса. Выяснять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений. В установленных законом случаях предлагать суду вынести частное определение (постановление).
Своевременно обжаловать судебные решения при наличии обстоятельств, свидетельствующих о неправильном применении уголовного закона и (либо) существенном нарушении уголовно-процессуального закона, повлекших значительные вредные последствия.
2.9. В полной мере использовать предоставленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" полномочия по предупреждению и пресечению правонарушений, осуществлению в установленном порядке уголовного преследования лиц, совершивших преступления в сфере оборонно-промышленного комплекса.
Координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в сфере оборонно-промышленного комплекса осуществлять путем разработки и реализации согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, под личную ответственность руководителей правоохранительных органов за выполнение согласованных решений.
2.10. Усилить надзор за законностью постановлений, вынесенных уполномоченными органами по делам об административных правонарушениях в сфере оборонно-промышленного комплекса. Добиваться фактического привлечения к установленной законом административной ответственности лиц, совершающих правонарушения в данной сфере правоотношений.
2.11. Максимально использовать полномочия по обращению в суды на основании статей 45, 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 52, 192, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с исковыми заявлениями о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности ничтожных сделок, об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения, заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, а также с исками о возмещении ущерба, причиненного государству, в том числе в порядке статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
2.12. Повысить эффективность использования прокурорами полномочий по вынесению в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации мотивированных постановлений о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурорами нарушений законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, в том числе по результатам проверок органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
2.13. Усилить надзор за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью по преступлениям в сфере оборонно-промышленного комплекса. Взять под особый контроль ведение дел оперативного учета и соответствующих накопительно-наблюдательных производств, расследование уголовных дел этой категории и проведение процессуальных проверок.
2.14. По фактам волокиты, принятия незаконных и необоснованных процессуальных решений, неполноты проверок принимать своевременные меры, направленные на устранение данных нарушений и привлечение к ответственности виновных должностных лиц.
2.15. Обеспечить активное проведение работы по профилактике правонарушений в сфере оборонно-промышленного комплекса, в том числе посредством объявления предостережений о недопустимости нарушений закона, направления информационных писем, при наличии оснований ставить вопрос о привлечении виновных руководителей к административной и дисциплинарной ответственности в целях исключения случаев срыва исполнения государственного оборонного заказа.
2.16. При осуществлении надзора обеспечить неукоснительное соблюдение требований законодательства о государственной тайне.
Работникам прокуратуры, допущенным к сведениям, составляющим государственную тайну, вести переписку по вопросам исполнения законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса и государственного оборонного заказа преимущественно в порядке секретного делопроизводства.
2.17. Установить постоянный контроль за работой подчиненных прокуратур, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь на данном направлении деятельности.
3. Главному управлению по надзору за следствием, управлению по надзору за расследованием особо важных дел, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму каждое полугодие обобщать сведения о состоянии прокурорского надзора за исполнением законов в ходе расследования преступлений, совершенных в сфере оборонно-промышленного комплекса.
4. Управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью в рамках полномочий организовать надлежащий надзор за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в сфере оборонно-промышленного комплекса с целью достижения положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, раскрытию преступлений, розыску обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам указанной категории.
5. Главному уголовно-судебному управлению взять под контроль осуществление прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур деятельности по участию в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере оборонно-промышленного комплекса, по обжалованию незаконных судебных решений, выносимых по таким делам.
6. Главной военной прокуратуре в рамках предоставленных полномочий активизировать прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, и военных представительствах.
7. Главной военной прокуратуре, Главному управлению по надзору за следствием и Главному уголовно-судебному управлению, управлению по надзору за расследованием особо важных дел, управлению по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе о результатах проведенной работы в указанной сфере каждое полугодие не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.
При необходимости в установленном порядке вносить Генеральному прокурору Российской Федерации предложения по совершенствованию надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса.
8. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции незамедлительно информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства о принятых мерах реагирования на коррупционные правонарушения, выявленные в федеральных органах управления оборонно-промышленным комплексом.
9. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства координировать деятельность подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере оборонно-промышленного комплекса, в том числе при исполнении комплексного плана профилактики правонарушений в оборонно-промышленном комплексе.
10. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
с учетом требований настоящего приказа разработать и принять соответствующие приказы с определением целей, задач и способов их решения на данном направлении надзора;
анализировать состояние законности в сфере оборонно-промышленного комплекса, о результатах каждое полугодие не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направлять соответствующие докладные записки по направлениям деятельности в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, Главное управление по надзору за следствием, Главное уголовно-судебное управление, управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.
Докладные записки, касающиеся вопросов надзора за оперативно-розыскной деятельностью, направлять по правилам секретного делопроизводства с указанием количества дел оперативного учета данной категории и оснований их заведения в отчетном периоде.
Военным прокурорам в тот же срок докладывать о результатах работы в Главную военную прокуратуру.
В докладных записках по соответствующим направлениям деятельности отражать состояние прокурорского надзора по указанному в пункте 2.3 настоящего приказа перечню вопросов, сведения о принятых мерах реагирования и результатах их рассмотрения, а также о ходе и результатах расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, об имеющихся в производстве материалах проверок по сообщениям о преступлениях в сфере оборонно-промышленного комплекса.
11. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, Главной военной прокуратуре:
каждое полугодие анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса, определять актуальные проблемы, при необходимости вносить предложения по их разрешению;
на постоянной основе оказывать практическую и методическую помощь прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в организации надзора в названной сфере;
обеспечивать координацию надзорных действий территориальных и военных прокуроров.
12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 18 ноября 2014 г. N 637 "О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Генеральной прокуратуры России от 2 ноября 2018 г. N 723 настоящий документ признан утратившим силу с 2 ноября 2018 г.