1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок (далее - Методические рекомендации) предназначены для методологического обеспечения реализации Счетной палатой Российской Федерации задач и полномочий, установленных статьями 5, 13 и 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), при осуществлении в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) аудита в сфере закупок.
1.2. Целью Методических рекомендаций является установление рекомендуемых для выполнения методов (способов), процедур, применяемых в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата) аудита в сфере закупок, в том числе при проведении комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по аудиту формирования и контролю исполнения федерального бюджета, а также при проведении иных проверок, в которых деятельность в сфере закупок проверяется как одна из составляющих деятельности объектов аудита (контроля).
1.3. В Методических рекомендациях определены:
понятия, задачи, предмет и объекты аудита (контроля) в сфере закупок;
основные источники информации для проведения аудита в сфере закупок;
этапы, направления аудита в сфере закупок и их содержание;
содержание и порядок комплексной оценки эффективности закупок с учетом обоснованности планируемых расходов на закупки;
порядок подготовки и размещения обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок (до момента ввода единой информационной системы в сфере закупок - на официальном сайте zakupki.gov.ru).
1.4. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Законом N 41-ФЗ, Регламентом Счетной палаты Российской Федерации, стандартами Счетной палаты и иными нормативными правовыми актами.
1.5. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях, соответствуют понятиям, установленным в статье 3 Закона N 44-ФЗ.
2. Содержание аудита в сфере закупок
2.1. Аудит в сфере закупок - это вид внешнего государственного контроля, осуществляемого Счетной палатой в соответствии с полномочиями, установленными частью 12 статьи 14 Закона N 41-ФЗ, целями которого является оценка обоснованности планирования закупок, реализуемости и эффективности закупок, а также анализ и оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных статьей 13 Закона N 44-ФЗ, а именно:
достижение целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации);
исполнение международных обязательств Российской Федерации, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация;
выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.
Итогом аудита в сфере закупок должна стать оценка уровня обеспечения государственных нужд с учетом затрат бюджетных средств, обоснованности планирования закупок, включая обоснованность цены закупки, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. При этом оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.
2.2. Задачи аудита в сфере закупок:
проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования обоснования закупок и обоснованности потребности в закупках), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам (далее - расходы на закупки);
выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.
Аудит в сфере закупок должен охватывать все этапы деятельности заказчика в сфере закупок в отношении каждого из государственных контрактов, являющихся предметом анализа, проверки и оценки, а именно: этап планирования закупок товаров (работ, услуг), этап осуществления закупок, этап заключения и исполнения контракта.
2.3. Предметом аудита в сфере закупок является процесс использования средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также в отдельных случаях средств региональных и муниципальных бюджетов, направляемых на закупки (далее - бюджетные средства) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2.4. В процессе проведения аудита в сфере закупок в пределах полномочий Счетной палаты проверяются, анализируются и оцениваются:
организация и процесс использования бюджетных средств начиная с этапа планирования закупок;
законность, своевременность, обоснованность, целесообразность расходов на закупки;
эффективность и результаты использования бюджетных средств;
система ведомственного контроля в сфере закупок;
система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.
2.5. Объектами аудита (контроля) в сфере закупок являются:
государственные органы (в том числе органы государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные казенные учреждения, действующие от имени Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации и осуществляющие закупки;
бюджетные учреждения, осуществляющие закупки за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета, и иных средств (с учетом особенностей статьи 15 Закона N 44-ФЗ);
автономные учреждения, государственные унитарные предприятия при осуществлении капитальных вложений за счет бюджетных средств в объекты государственной собственности (при планировании и осуществлении ими закупок);
юридические лица, не являющиеся государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства за счет бюджетных инвестиций (в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций);
бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные унитарные предприятия, которым в соответствии с бюджетным законодательством государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, являющиеся заказчиками, передали свои полномочия на осуществление закупок;
государственные органы, казенные учреждения, на которые возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения - в соответствии с Законом N 44-ФЗ).
В рамках контрольных мероприятий оцениваются как деятельность заказчиков, так и деятельность формируемых ими контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок, привлекаемых ими специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и электронных площадок, а также работа системы ведомственного контроля в сфере закупок, системы контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.
2.6. Порядок действий при организации и проведении аудита в сфере закупок установлен СГА 101.
2.7. При проведении контрольных мероприятий необходимо учитывать сроки вступления в силу отдельных положений Закона N 44-ФЗ (статьи 112, 114).
3. Источники информации для проведения аудита в сфере закупок
При проведении аудита в сфере закупок рекомендуется использовать следующие источники информации:
1) законодательство о контрактной системе, включая Закон N 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок, в частности, принятые в соответствии с Планом мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Правительством Российской Федерации;
2) внутренние документы заказчика:
документ о создании контрактной службы и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения;
документ о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;
документ, регламентирующий процедуры планирования, обоснования и осуществления закупок;
утвержденные план и план-график закупок;
утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами;
документ, регламентирующий проведение контроля в сфере закупок, осуществляемый заказчиком;
иные документы и информация в соответствии с целями проведения аудита в сфере закупок;
3) единая информационная система в сфере закупок, в том числе документы, утвержденные заказчиком и подлежащие размещению в единой информационной системе в сфере закупок (до момента ввода единой информационной системы в сфере закупок - на официальном сайте zakupki.gov.ru), а именно:
планы закупок;
планы-графики закупок;
информация о реализации планов и планов-графиков закупок;
информация об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;
реестр контрактов, включая копии заключенных контрактов;
реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов;
реестр банковских гарантий;
каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
реестр плановых и внеплановых проверок, включая реестр жалоб, их результатов и выданных предписаний;
правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами;
отчеты заказчиков, предусмотренные Законом N 44-ФЗ;
извещения об осуществлении закупок, документация о закупках, проекты контрактов, размещаемые при объявлении о закупке, в том числе изменения и разъяснения к ним;
информация, содержащаяся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
информация о ходе и результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей;
результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
иная информация и документы, размещение которых предусмотрено Законом N 44-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
При этом необходимо учитывать сроки вступления в силу отдельных положений Закона N 44-ФЗ в части введения в действие единой информационной системы в сфере закупок (часть 3 статьи 114);
4) электронные площадки и информация, размещаемая на них, включая реестры участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;
5 ) официальные сайты заказчиков и информация, размещаемая на них, в том числе о планируемых закупках;
6) печатные издания, в которых публикуется информация о планируемых закупках;
7) данные федерального статистического наблюдения (квартальная форма федерального статистического наблюдения N 1 -контракт "Сведения об определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), утвержденная приказом Росстата от 18 сентября 2013 г. N 374 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - форма федерального статистического наблюдения N 1-контракт);
8) документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг потребителю, в том числе отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, заключения об экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, акты приемки, платежные документы, документы о постановке имущества на баланс, разрешения на ввод объектов строительства в эксплуатацию и иные документы, подтверждающие, что закупленные объектом аудита (контроля) товары, работы и услуги достигли конечных потребителей, в интересах которых осуществлялась закупка;
9) результаты предыдущих проверок соответствующих контрольных и надзорных органов, в том числе проверок, проводимых Счетной палатой;
10) информация о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе, полученная от правоохранительных органов в рамках реализации соглашений о взаимном сотрудничестве;
11) электронные базы данных федеральных органов исполнительной власти;
12) интернет-сайты компаний-производителей товаров, работ, услуг;
13) иная информация (документы, сведения), полученная от экспертов, в том числе информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе проведения контрольного мероприятия могут использоваться одновременно несколько источников информации, имеющих непосредственное отношение к предмету и объекту аудита (контроля).
При этом необходимо учитывать следующий минимальный набор документов, который должен быть у объекта аудита (контроля):
до этапа осуществления закупки:
документ о создании контрактной службы (заказчики вправе создавать контрактные службы до 31 марта 2014 года) и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения;
документы о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;
документ, регламентирующий проведение контроля в сфере закупок, осуществляемый заказчиком;
план закупок, включая обоснования предмета закупки;
план-график закупок, включая обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительных требований к участникам закупки;
требования к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены на товары, работы, услуги) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций (статья 19 Закона N 44-ФЗ);
документы, подтверждающие обоснования начальных (максимальных) цен контрактов;
до заключения контракта (дополнительно к предыдущим документам):
извещения об осуществлении закупок, документация о закупках, проекты контрактов, в том числе изменения и разъяснения к ним;
решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
протоколы, составленные в ходе осуществления закупок, в том числе решения об отстранении участников закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказы от заключения контракта с победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам;
заявки участников закупки;
документы, подтверждающие поступление обеспечений заявок от участников закупки;
информация о результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей;
согласование закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с контрольным органом в сфере закупок (пункты 24, 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ);
согласование закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с контрольным органом в сфере закупок (часть 3 статьи 84 Закона N 44-ФЗ);
отчеты, обосновывающие невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
документы, подтверждающие поступление обеспечений исполнения контрактов;
по исполненным контрактам (дополнительно к предыдущим документам):
заключенные контракты (договоры) и изменения к ним;
расторгнутые контракты (договоры);
уведомления, направленные в контрольный орган в сфере закупок (часть 2 статьи 93 Закона N 44-ФЗ);
отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (части 9, 10 статьи 94 Закона N 44-ФЗ);
документы, подтверждающие взыскание неустойки (пени, штрафа) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), удержание с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) обеспечения исполнения контракта;
документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и их использование;
документы, обосновывающие изменение и (или) неисполнение условий заключенных контрактов.
4. Этапы проведения аудита в сфере закупок
Аудит в сфере закупок включает в себя три этапа:
подготовительный этап;
основной этап;
заключительный этап.
4.1. Подготовительный этап аудита в сфере закупок
На подготовительном этапе аудита в сфере закупок осуществляется предварительное изучение предмета и объектов аудита (контроля), анализ их специфики, сбор необходимых данных и информации, по результатам которых подготавливается программа аудита в сфере закупок.
4.1.1. Анализ специфики предмета и объекта аудита (контроля)
Изучение специфики предмета и объекта аудита (контроля) необходимо для определения вопросов проверки, методов ее проведения, анализа и выбора критериев (показателей) оценки предмета и объекта аудита (контроля), а также для подготовки программы аудита в сфере закупок.
При проведении данной работы рекомендуется:
сформировать перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, применяемых при проведении закупок с учетом специфики предмета и объекта аудита (контроля);
определить источники информации для проведения аудита в сфере закупок, осуществить сбор и провести предварительный анализ необходимой информации о закупках;
составить рабочий план, включающий перечень изучаемых объектов, вопросы для изучения деятельности каждого объекта, источники получения информации, распределение проверяющих по конкретным вопросам и объектам изучения, сроки изучения вопросов и представления материалов;
выявить и проанализировать существующие риски неэффективного использования бюджетных средств.
Результаты изучения специфики предмета и объекта аудита (контроля) могут фиксироваться в рабочей документации и должны содержать соответствующие аналитические и иные материалы, служащие обоснованием для выбранных целей аудита в сфере закупок, вопросов проверки, методов ее проведения, методов сбора фактических данных и информации.
4.1.2. Сбор данных и информации из открытых источников
Сбор данных и информации на подготовительном этапе рекомендуется осуществлять путем анализа и оценки информации о закупках объектов аудита (контроля) в открытых информационных системах, а также изучения документов и материалов, имеющих отношение к предмету аудита в сфере закупок, из других открытых источников (в том числе единая информационная система в сфере закупок, официальный сайт zakupki.gov.ru, электронные торговые площадки, официальные сайты контрольных органов в сфере закупок, официальные сайты объектов аудита (контроля), данные государственной статистики).
При сборе данных и информации из открытых источников следует:
организовать процесс, чтобы заключения и выводы по итогам аудита в сфере закупок, сделанные на основе собранных аудиторских доказательств, были способны выдержать критический анализ (достаточность информации);
определить достоверность и полноту информации для использования при последующей оценке законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки (достоверность информации).
4.1.3. Формирование программы аудита в сфере закупок
По результатам предварительного изучения объекта аудита (контроля) подготавливается проект программы проведения аудита в сфере закупок.
Подготовка и утверждение программы проведения аудита в сфере закупок осуществляется в порядке, установленном статьей 25 Регламента Счетной палаты Российской Федерации.
При разработке программы аудита в сфере закупок следует руководствоваться соответствующими положениями подраздела 4.3 СГА 101, устанавливающего структуру, содержание и форму программы проведения контрольного мероприятия.
4.2. Основной этап аудита в сфере закупок
На основном этапе аудита в сфере закупок проводятся проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам в соответствии с вопросами программы аудита в сфере закупок, в том числе непосредственно на объектах аудита (контроля), в ходе которых осуществляются сбор и анализ материалов, документов, информации, фактических данных и иных сведений, необходимых для подготовки отчета по проведенному аудиту. По результатам данного этапа составляются акты, рабочие документы, фиксирующие результаты проверки, которые служат основой для подготовки отчета по проведенному аудиту, заключений, выводов и рекомендаций.
Основные направления и вопросы аудита в сфере закупок приведены в приложении N 1 к Методическим рекомендациям.
В рамках проверки также анализируется обобщенная информация о всех закупках заказчика за проверяемый и (или) отчетный период в разрезе закупок, контрактов, договоров с учетом количественных и стоимостных показателей, а также с указанием поданных и отклоненных заявок участников (в табличной форме).
Необходимо структурировать данную информацию по способам осуществления закупки - в разрезе конкурентных способов и с указанием закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должна быть указана в разрезе закупок до 100 тыс. рублей и свыше 100 тыс. рублей с указанием обоснования выбора способа осуществления закупки, а в необходимых случаях - реквизитов уведомления заказчиком органа контроля в сфере закупок и реквизитов ответа (согласования) органа контроля в сфере закупок.
4.2.1. Проверка, анализ и оценка целесообразности и обоснованности расходов на закупки
На данном этапе осуществляется проверка обоснования закупки заказчиком на этапе планирования закупок товаров, работ, услуг при формировании плана закупок, плана-графика закупок, анализ и оценка соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Под целесообразностью расходов на закупки понимается наличие обоснованных государственных нужд, необходимых для достижения целей и реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, выполнения установленных функций и полномочий государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.
Под обоснованностью расходов на закупки понимается наличие обоснования, в том числе с использованием правил нормирования как запланированных закупок, их объемов (количества), так и требований к качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам закупаемых товаров, работ, услуг, их необходимости.
В рамках контрольного мероприятия также целесообразно оценить качество планирования закупок заказчиком, в том числе путем анализа количества и объема вносимых изменений в первоначально утвержденные план и план-график закупок, а также ритмичность (равномерное распределение закупок) закупок в течение года.
4.2.2. Проверка, анализ и оценка своевременности расходов на закупки
На данном этапе осуществляется проверка своевременности расходов на закупки заказчиком с учетом этапов планирования закупок товаров, работ, услуг, осуществления закупок, заключения и исполнения контрактов, анализ и оценка обоснованности сроков закупки, достаточных для исполнения условий контракта с минимальными расходами бюджетных средств и обеспечивающих своевременное достижение целей.
Под своевременностью расходов на закупки понимается установление и соблюдение заказчиком сроков, достаточных для реализации контракта и достижения целей осуществления закупок в надлежащее время и с минимальными издержками.
В рамках контрольного мероприятия целесообразно учитывать сезонность работ, услуг, длительность и непрерывность производственного цикла отдельных видов товаров, работ, услуг, а также наличие резерва времени для осуществления приемки товаров, работ и услуг, позволяющего поставщику, подрядчику, исполнителю устранить недостатки.
4.2.3 Проверка, анализ и оценка эффективности расходов на закупки
На данном этапе осуществляется проверка и анализ эффективности расходов на закупки в процессе планирования закупок товаров (работ, услуг), определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), заключения и исполнения контрактов.
Под эффективностью расходов на закупки понимается эффективное применение имеющихся ресурсов, а также обеспечение с учетом соблюдения принципов контрактной системы в сфере закупок лучших условий исполнения контракта (по сравнению с другими участниками закупок) на основе критериев, указанных в документации о закупке, при одновременном достижении запланированных целей осуществления закупок.
При оценке эффективности расходов на закупки рекомендуется применять следующие показатели (как в целом по объекту аудита (контроля) за отчетный период, так и по конкретной закупке):
потенциальная экономия бюджетных средств на стадии формирования и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов - это разница между начальными (максимальными) ценами контрактов в плане-графике закупок и средними ценами контрактов, установленных другими заказчиками на однородные товары, работы, услуги, либо среднерыночными ценами контракта на однородные товары, работы, услуги (с учетом сопоставимых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, включая объем закупки, гарантийные обязательства, срок годности и т. п.);
экономия бюджетных средств в процессе осуществления закупок (определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) - это снижение начальной (максимальной) цены контрактов относительно цены заключенных контрактов;
дополнительная экономия бюджетных средств, полученная по результатам осуществления закупок (определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заключения контрактов, определяется (рассчитывается) в качестве дополнительной выгоды, в том числе за счет закупок инновационной и высокотехнологичной продукции (дополнительные сервисные услуги, более высокие качественные характеристики и функциональные показатели продукции, более низкие последующие эксплуатационные расходы, более длительный срок гарантийного обслуживания и др.);
экономия бюджетных средств при исполнении контрактов - это снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
В рамках оценки эффективности расходов на закупки рекомендуется рассчитать общую экономию бюджетных средств на всех этапах закупки, начиная с планирования и заканчивая исполнением контрактов путем суммирования указанных показателей.
Расчет экономии в целом по объекту аудита (контроля), отдельным процедурам закупок может осуществляться также на основе данных формы федерального статистического наблюдения N 1-контракт, в частности, можно оценить:
абсолютный объем экономии (в рублях) за соответствующий период (показатель рассчитывается как разница между общей суммой начальных (максимальных) цен контрактов и стоимостью заключенных контрактов за вычетом стоимости незаключенных контрактов и затрат на организацию и проведение процедур закупок (если такие затраты имеются);
относительный объем экономии (в процентах) за соответствующий период (показатель рассчитывается как отношение абсолютной экономии к общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов).
В рамках анализа и оценки эффективности расходов на закупки целесообразно оценивать соблюдение заказчиком принципа обеспечения конкуренции, непосредственно влияющего на эффективность осуществления закупок.
При анализе конкуренции при осуществлении закупок за отчетный период рекомендуется применять следующие показатели:
среднее количество поданных заявок на одну закупку - это отношение общего количества заявок, поданных участниками, к общему количеству процедур закупок;
среднее количество допущенных заявок на одну закупку - это отношение общего количества заявок участников, допущенных комиссией заказчика к процедурам закупок, к общему количеству процедур закупок;
доля закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - это отношение закупок, осуществленных в соответствии со статьей 93 Федерального закона N 44-ФЗ, к общему объему закупок (в стоимостном выражении).
Оценивая данные показатели требуется сравнивать их со средними по Российской Федерации и (или) региону (информация ежеквартально предоставляется Росстатом и приводится на официальном сайте zakupki.gov.ru).
При этом необходимо исключать из расчетов изначально неконкурентные закупки (наличие ограниченного числа производителей и продавцов, отсутствие на рынке поставщиков, подрядчиков, исполнителей, способных выполнить контрактные обязательства, например, по крупным централизованным закупкам).
4.2.4. Проверка, анализ и оценка результативности расходов на закупки
На данном этапе осуществляются проверка и анализ результативности расходов на закупки в рамках исполнения контрактов, а также анализ соблюдения принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд.
Под результативностью расходов на закупки понимается степень достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд (наличие товаров, работ и услуг в запланированном количестве (объеме) и качестве) и целей осуществления закупок.
Оценка результативности расходов на закупки включает в себя как определение экономической результативности, так и достигнутого социально-экономического эффекта.
Экономическая результативность определяется путем сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования бюджетных средств, которые выступают в виде конкретных товаров, работ, услуг.
Социально-экономический эффект использования бюджетных средств определяется на основе анализа степени удовлетворения государственных нужд и достижения установленных целей осуществления закупок, на которые были использованы бюджетные средства.
4.2.5. Проверка законности расходов на закупки
На данном этапе осуществляются проверка и анализ соблюдения объектом аудита (контроля) законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок на этапах планирования и осуществления закупок, заключения и исполнения контрактов.
Под законностью расходов на закупки понимается соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В рамках проводимой работы рекомендуется оценить как деятельность заказчика и уполномоченного органа (при наличии), уполномоченного учреждения (при наличии), так и деятельность формируемых им контрактной службы (контрактных управляющих) и комиссии (комиссий) по осуществлению закупок, привлекаемых им специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и электронных площадок, а также работу системы ведомственного контроля в сфере закупок и систему контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.
Проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов проводится в соответствии с требованиями подраздела 5.1 СГА 101.
При выявлении нарушений законодательства о контрактной системе, содержащих признаки административных правонарушений (статьи 7.29, 7.30, 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствующая информация и материалы направляются в контрольные органы в сфере закупок для принятия мер реагирования (после утверждения отчета о результатах контрольного мероприятия).
4.2.6. Выявление признаков незаконных действий
Выявление незаконных действий (бездействий) со стороны участников контрактной системы в сфере закупок, имеющих признаки состава преступления, влекущих за собой уголовную ответственность, не является основной целью проведения аудита в сфере закупок. Вместе с тем необходимо учитывать факторы риска, связанные с нарушением законодательства в сфере закупок, которые могут привести к необходимости принятия мер реагирования в соответствии с уголовным законодательством, и отслеживать их при выполнении контрольных процедур.
Если подозрение в незаконных действиях (бездействиях) возникает во время проведения аудита в сфере закупок, необходимо действовать в соответствии с требованиями подраздела 5.1 СГА 101.
Обращение о выявленных фактах в соответствующие правоохранительные органы Счетной палатой осуществляется в порядке, установленном подпунктом 6.4.4 СГА 101.
4.2.7. Общие вопросы оценки аудиторских доказательств
На данном этапе следует: оценить, являются ли полученные в ходе аудита в сфере закупок доказательства достаточными и надлежащими;
оценить полученные в ходе аудита в сфере закупок доказательства с учетом их значимости в целях выявления фактов несоответствия установленным требованиям;
оценить, соответствует ли информация по предмету аудита в сфере закупок по всем существенным вопросам, нормам и требованиям законодательства;
определить, является ли несоответствие требованиям законодательства существенным. При этом во внимание принимаются значимость соответствующих цифровых показателей, обстоятельства, характер и причина несоответствия, возможные результаты и последствия несоответствия, масштаб или финансовая оценка несоответствия требованиям.
В ходе оценки аудиторских доказательств и формулирования результатов проверки допускается получение письменных объяснений от сотрудников объектов аудита (контроля) в подтверждение полученных аудиторских доказательств.
Общий порядок формирования аудиторских доказательств приведен в СГА 101.
Фактические данные и информация, полученные по результатам аудита в сфере закупок, отражаются в актах, которые оформляются в соответствии с требованиями СГА 101, устанавливающего общие правила проведения контрольного мероприятия. Информация, собранная и составленная по результатам анализа документов и материалов, полученных из других источников, фиксируется в рабочих документах.
4.3. Заключительный этап аудита в сфере закупок
На заключительном этапе аудита в сфере закупок обобщаются результаты проведения аудита, подготавливается отчет по проведенному аудиту, в том числе устанавливаются причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливаются предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок.
4.3.1. Разработка предложений (рекомендаций) по результатам аудита в сфере закупок
Подготовка предложений (рекомендаций) является завершающей процедурой формирования результатов аудита в сфере закупок. В случае, если в ходе проверки выявлены отклонения, нарушения и недостатки, а сделанные выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объектов аудита (контроля) в сфере закупок, необходимо подготовить соответствующие предложения (рекомендации), направленные на их устранение и на совершенствование деятельности объекта аудита (контроля) в сфере закупок, которые включаются в отчет о результатах аудита в сфере закупок, а также направляются в виде представления, предписания объекту аудита (контроля).
На данном этапе требуется:
обосновать необходимость проведения комплекса мероприятий для системного устранения отклонений, нарушений и недостатков, которые позволят повысить эффективность деятельности объекта аудита (контроля) в сфере закупок;
разработать предложения (рекомендации) по результатам контрольного мероприятия, содержание которых должно соответствовать поставленным целям аудита в сфере закупок и основываться на заключениях и выводах, сделанных по его результатам.
Предложения (рекомендации) необходимо формулировать таким образом, чтобы они были:
направлены на устранение выявленных отклонений, нарушений и недостатков, а также причин их возникновения;
обращены в адрес объектов аудита (контроля);
ориентированы на принятие объектами аудита (контроля) конкретных мер по устранению выявленных отклонений, нарушений и недостатков;
направлены на получение результатов от их внедрения, которые можно оценить или измерить;
достаточными и простыми по форме.
4.3.2. Оформление отчета о результатах аудита в сфере закупок
Отчет о результатах аудита в сфере закупок должен содержать подробную информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки, выводы и предложения по результатам контрольного мероприятия, включая потенциальные последствия и рекомендации.
Отчет о результатах аудита в сфере закупок может включать предложения (рекомендации), направленные на совершенствование контрактной системы в сфере закупок в целом.
Отчет (раздел отчета) о результатах аудита в сфере закупок необходимо сформировать по структуре, установленной в приложении N 2 к Методическим рекомендациям.
Общий порядок составления отчета об основных итогах контрольного мероприятия приведен в СГА 101.
5. Формирование и размещение обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок
В соответствии со статьей 98 Закона N 44-ФЗ Счетная палата обобщает результаты осуществления деятельности по аудиту в сфере закупок, в том числе устанавливает причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливает предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизирует информацию о реализации указанных предложений и размещает в единой информационной системе в сфере закупок обобщенную информацию о таких результатах.
Обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок (далее - обобщенная информация) ежегодно формируется и размещается в единой информационной системе в сфере закупок (до момента ввода единой информационной системы в сфере закупок - на официальном сайте zakupki.gov.ru) Департаментом по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы аппарата Счетной палаты.
Подготовка обобщенной информации осуществляется в том числе на основе данных, полученных от других направлений деятельности Счетной палаты по примерной структуре, установленной в приложении N 3 к Методическим рекомендациям (при необходимости ежеквартально).
Обобщенная информация формируется с учетом Классификатора нарушений, выявляемых в ходе государственного финансового контроля.
При формировании обобщенной информации могут использоваться данные федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, контрольных органов в сфере закупок, а также результаты общественного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 21 марта 2014 г. N 15К (961))
Текст протокола официально опубликован не был
Разработчик: Департамент по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области оборота федерального имущества, средств резервных фондов федерального бюджета и комплексного анализа эффективности функционирования федеральной контрактной системы