Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Современное состояние трансграничного образования в России и роль Россотрудничества и его зарубежных представительств в деле продвижения российского образования за рубежом
Одним из наиболее эффективных инструментов создания и поддержания положительного образа страны за рубежом является система образования, прежде всего, высшего и послевузовского профессионального образования, привлекающего на обучение в страну иностранных граждан.
Развитые и развивающиеся страны принимают и реализуют стратегии интернационализации образования, что приводит к росту практик интернационализации и развитию трансграничного образования в мире в целом. Ежегодно растет количество студентов, уезжающих из своих стран с целью продолжить образование за рубежом. По данным ОЭСР, число обучающихся за пределами своей страны, утроилось за последние два десятилетия, увеличившись с 1,3 млн в 1990 г. до 4,3 млн в 2011 году*(5). Продолжается рост прямых иностранных инвестиций от колледжей и университетов, наращивающих свое глобальное присутствие посредством создания интернациональных филиалов-кампусов, исследовательских лабораторий и информационных офисов*(6), многочисленных научно-исследовательских партнерств, проектов на обслуживание, а также межфакультетских обменов, организуемых университетами*(7).
Опыт зарубежных стран (в частности, стран-членов ОЭСР: Австралии, Великобритании, Германии, США, Франции), использующих потенциал национального образования для укрепления общего имиджа государства, доказывает эффективность государственных инвестиций в поддержку и продвижение национальных систем образования за рубежом.
Российское высшее образование также располагает существенными возможностями более глубокой интеграции в глобальное пространство высшего образования, в том числе благодаря новым приоритетам государственной политики Российской Федерации. В данном направлении предпринимаются определенные усилия: в июле 2013 г. 15 ведущих российских образовательных организаций получили государственную поддержку на обеспечение вхождения их в ведущие мировые рейтинги, что является одним из инструментов повышения конкурентоспособности российского высшего образования. Средства, полученные данными образовательными организациями по итогам конкурса, будут направлены на наращивание их исследовательского потенциала, привлечение иностранных студентов и преподавателей, изменение системы управления образовательной организацией, продвижение отечественного образования на глобальном рынке*(8).
Результатом этой и других мер стало увеличение доли страны на международном рынке образовательных услуг с 2% в 2007 г. до 4% в 2011 г.*(9); увеличение количества иностранных студентов, проходящих обучение в российских образовательных организациях (с 93742 чел. в 2006/2007 гг. до 108084 чел. в 2009/2010 гг.)*(10). Планируется, что к 2015 г. Россия должна обеспечить обучение в российских образовательных организациях не менее 5% иностранных студентов*(11), отправив, в свою очередь, не менее 6% российских студентов на обучение за рубеж*(12).
Ключевой задачей развития для российских образовательных организаций становится повышение уровня конкурентоспособности, открытости*(13) и укрепление репутации на национальном и международном уровнях*(14).
Возможности экспорта российского образования существенно ограничиваются тем, что отсутствует единый координирующий центр, способный оказать поддержку российским организациям в продвижении своих научно-образовательных услуг за рубежом.
Данный фактор обусловил необходимость активизации деятельности Россотрудничества, как основного государственного института, реализующего важнейшие внешнеполитические задачи, направленные на укрепление "мягкой силы" и международного престижа России, в сфере продвижения и закрепления позиций российского образования и русского языка за рубежом, что потребовало переосмысления целевой аудитории его мероприятий с учетом новых приоритетов работы, выработки новой системы взаимодействия с внешними партнерами в странах своего присутствия*(15).
Представительства Россотрудничества за рубежом имеют сложившиеся устойчивые связи с перспективными партнерами в странах присутствия, располагают необходимым потенциалом для улучшения образа России в мире через развитие гуманитарного сотрудничества в целом и продвижение российского образования в частности, в том числе в контексте деятельности по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом.
Для реализации основных функций в рамках деятельности по укреплению позиций российского образования и науки за рубежом представительства Россотрудничества:
- содействуют продвижению российских образовательных программ и научно-инновационных проектов российских университетов за рубежом, в том числе с использованием дистанционных коммуникативных технологий;
- содействуют развитию партнерских связей между российскими и зарубежными образовательными организациями;
- содействуют привлечению ведущих ученых, в том числе из числа соотечественников, проживающих за рубежом, в российские образовательные и научные организации;
- проводят выставочно-презентационные мероприятия на базе российских центров науки и культуры за рубежом;
- содействуют привлечению российских образовательных и научных организаций к участию в крупных международных рекламно-выставочных мероприятиях за рубежом, в том числе с организацией единых российских стендов в рамках таких мероприятий;
- тесно взаимодействуют с ассоциациями выпускников российских (советских) образовательных организаций за рубежом;
- организуют мероприятия, направленные на:
- выявление талантливой иностранной молодежи, желающей получить высшее образование в России, в том числе из числа соотечественников, проживающих за рубежом;
- отбор кандидатов из числа иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение в российские образовательные организации высшего образования за счет средств федерального бюджета;
- поддержку российских образовательных организаций в проведении набора иностранных граждан и соотечественников на обучение на бюджетной и контрактной основе*(16).
Совершенствование системы управления представительствами Россотрудничества в части организации комплексной работы по продвижению российского образования за рубежом позволит:
- преодолеть информационный вакуум о достижениях и возможностях российского образования по подготовке специалистов и проведению исследований в востребованных за рубежом направлениях, а также о возможностях получения российского образования, в том числе за счет средств федерального бюджета;
- наладить системную работу по информационно-координационному сопровождению деятельности российских образовательных организаций по развитию своих международных связей и в целом экспорта российского образования;
- расширить и качественно улучшить контингент людей за рубежом, заинтересованных в получении российского высшего образования;
- создать общее информационное пространство для российских и зарубежных образовательных организаций, их реальных и потенциальных партнеров, о возможностях обучения и проведения научных исследований по востребованным за рубежом направлениям с привлечением потенциала информационно-коммуникационных технологий.
<< Раздел 1. Общие положения. |
Раздел III. >> Цели Концепции |
|
Содержание Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом (утв. МИД России 27 марта... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.