Решение Московского городского суда от 2 сентября 2014 г.
Именем Российской Федерации
Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре К.А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-194/2014 по заявлению Г.Е.Л. о признании недействующей части 9 статьи 1, частично недействующим пункта 2 части 12 статьи 1 Закона города Москвы от 07 мая 2014 года N 23 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 06 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" и Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии", установил:
Г.Е.Л. обратилась в Московский городской суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений Закона города Москвы от 07 мая 2014 года N 23 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 06 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" и Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии", а именно: части 9 статьи 1; пункта 2 части 12 статьи 1 в части установления количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, необходимого для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу. В обоснование заявленных требований Г.Е.Л. ссылалась на то, что 14 июля 2014 года ей было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по мотиву непредоставления необходимых для регистрации документов, в том числе, достаточного количества подписей избирателей. По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат принципам избирательного права, нарушают избирательные права граждан, гарантированные статьями 3, 4 и 5 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации", создают незаконные препятствия для граждан, пожелавших в порядке самовыдвижения реализовать свое пассивное право в ходе выборов в Московскую городскую Думу, поскольку сбором подписей должны заниматься только самовыдвиженцы, а кандидаты от политических партий от такой обязанности освобождены. Кроме того, Г.Е.Л. полагала, что оспариваемые нормы противоречат статьями 3, 7, 34 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявитель Г.Е.Л. в судебное заседание явилась, заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представители заинтересованных лиц Московской городской Думы К.Н.Н., Г.В.Г., Московской городской избирательной комиссии Р.Д.А. требования заявителя не признали, указали, что нормативный правовой акт, который оспаривается заявителем, принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, в оспариваемой Г.Е.Л. части не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лица Мэра города Москвы в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного заседания извещен; просил рассматривать дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения заявителя Г.Е.Л., представителей Московской городской Думы К.Н.Н., Г.В.Г., Московской городской избирательной комиссии Р.Д.А., изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Между тем, по настоящему делу обстоятельств, при наличии которых нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими, не имеется.
В соответствии с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (подписана в городе Кишиневе 7 октября 2002 года) каждый гражданин по достижении установленного возраста имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы народного (национального) представительства на выборные должности на условиях и в порядке, предусмотренных конституцией и законами (подпункт "а" статьи 2); соблюдение принципа справедливых выборов должно обеспечивать создание равных правовых условий для всех участников избирательного процесса (пункт 1 статьи 10).
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений, по смыслу положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, всеобщее избирательное право означает, в принципе, что каждый человек имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления на проводимых на основе Конституции Российской Федерации и законов выборах и вместе с тем государство в лице федерального законодателя может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации гражданами Российской Федерации активного и пассивного избирательного права (постановления от 25 апреля 2000 года N 7-П, от 11 июня 2002 года N 10-П, от 9 ноября 2009 года N 16-П, от 22 июня 2010 года N 14-П, от 7 июля 2011 года N 15-П и др.).
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы или иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года) настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Пунктом 6 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года определено, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Статьей 11 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года предусмотрено, что законодательство о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
07 мая 2014 года Московской городской Думой принят и подписан Мэром города Москвы Закон города Москвы N 23 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" и Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии", который официально опубликован на сайтах Московской городской Думы http://www.duma.mos.ru, 15 мая 2014 года, Правительства Москвы http://www.mos.ru, 15 мая 2014 года, в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 28, 20 мая 2014 года, газете "Тверская, 13", N 60-61, 22 мая 2014 года, журнале "Ведомости Московской городской Думы", 18 июля 2014 года, N 6, ст. 123.
В соответствии с частью 9 статьи 1 Закона города Москвы от 07 мая 2014 года N 23 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 06 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" и Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" (далее - Закон города Москвы от 07 мая 2014 года N 23) Избирательный кодекс города Москвы дополнен статьей 31.1 следующего содержания:
"Статья 31.1. Поддержка выдвижения кандидатов в депутаты Московской городской Думы, кандидатов (муниципальных списков кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления
Необходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципальных списков кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидата избирателями, наличие которой определяется числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов (часть 1).
На выборах депутатов Московской городской Думы, представительных органов местного самоуправления выдвижение политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным отделением или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии) (далее в настоящей статье - выдвижение политической партией) кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, муниципального списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей в случае, если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу (часть 2).
На выборах депутатов Московской городской Думы, представительных органов местного самоуправления выдвижение политической партией, на которую не распространяется действие части 2 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, муниципального списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на соответствующих выборах в случае, если список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Московской городской Думы был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по городскому избирательному округу (часть 3).
На выборах депутатов Московской городской Думы выдвижение политической партией, на которую не распространяется действие частей 2 и 3 настоящей статьи, кандидата по одномандатному избирательному округу считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на указанных выборах в любом из следующих случаев:
1) муниципальный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов в представительные органы местного самоуправления в городе Москве был допущен к распределению депутатских мандатов хотя бы в одном из них;
2) на последних выборах в представительные органы местного самоуправления в городе Москве за муниципальные списки кандидатов, выдвинутые политической партией, в сумме проголосовало не менее 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории города Москвы (часть 4).
На выборах депутатов представительного органа местного самоуправления выдвижение политической партией, на которую не распространяется действие частей 2 и 3 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, муниципального списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на соответствующих выборах в случае, если в этот представительный орган местного самоуправления по результатам последних выборов был избран хотя бы один депутат, выдвинутый данной политической партией (в том числе в составе муниципального списка кандидатов) (часть 5).
На выборах депутатов Московской городской Думы, депутатов представительного органа местного самоуправления в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие частей 2-5 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, муниципального списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 34 настоящего Кодекса (часть 6).
Список политических партий, на которые распространяется действие части 2 настоящей статьи, составляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, размещается на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновляется по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (часть 7).
Список политических партий, на которые распространяется действие частей 3-5 настоящей статьи, составляется Городской комиссией, размещается на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновляется по результатам выборов депутатов Московской городской Думы и выборов депутатов представительных органов местного самоуправления (часть 8).".
Аналогичные требования предусматривает Федеральный закон N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, в соответствии с частью 1 статьи 34 которого самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В пунктах 1, 3-5, 8-10 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года отражено, что необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
На выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований выдвижение политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным отделением или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии) (далее в настоящей статье - выдвижение политической партией) кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей в случае, если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований в данном субъекте Российской Федерации выдвижение политической партией, на которую не распространяется действие пункта 3 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на соответствующих выборах в случае, если список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу.
На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации выдвижение политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 и 4 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей на указанных выборах в любом из следующих случаев:
а) список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов в представительные органы муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов хотя бы в одном из них;
б) на последних выборах в представительные органы муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации за списки кандидатов, выдвинутые политической партией, в сумме проголосовало не менее 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного субъекта Российской Федерации.
На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатов представительного органа муниципального образования в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3-7 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.
Список политических партий, на которые распространяется действие пункта 3 настоящей статьи, составляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, размещается на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновляется по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Списки политических партий, на которые распространяется действие пунктов 4-7 настоящей статьи, составляются избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации, размещаются на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновляются по результатам выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта Российской Федерации и выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, избрания депутатов представительных органов муниципальных районов из состава представительных органов поселений в данном субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года регистрация кандидата осуществляется, в том числе, при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2-7 статьи 35.1 данного Федерального закона.
Таким образом, установленный оспариваемым Законом города Москвы от 07 мая 2014 года N 23 порядок выдвижения и регистрации кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения и выдвинутых политическими партиями, их региональными отделениями, соответствует Федеральному закону N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, в том числе в части сбора подписей избирателей.
Согласно пункту 2 части 12 статьи 1 Закона города Москвы от 07 мая 2014 года N 23, часть 1 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы ("Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов") изложена в следующей редакции:
"Если в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимое для регистрации, составляет для кандидата на должность Мэра Москвы - один процент от числа избирателей города Москвы, для кандидата в депутаты Московской городской Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, - три процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, - 0,5 процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, для муниципального списка кандидатов, для кандидата на должность главы муниципального образования - 0,5 процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, для кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - 0,5 процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе. При этом количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, не может быть менее 10.".
Применительно к условиям реализации пассивного избирательного права на выборах депутатов Московской городской Думы посредством самовыдвижения это означает, что гражданин, претендующий на избрание в указанном порядке, обязан собрать в поддержку своего выдвижения три процента подписей избирателей от числа избирателей соответствующего избирательного округа с соблюдением требований, предусмотренных законом, и представить их в окружную избирательную комиссию для решения вопроса о регистрации в качестве кандидата.
Указанная норма Закона города Москвы от 07 мая 2014 года N 23 соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно пункту 1.2 статьи 37 которого на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Такое регулирование не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, который, определяя порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, вправе, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в ряде решений, предусмотреть в интересах избирателей специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей (постановление от 17 ноября 1998 года N 26-П и от 11 июня 2002 года N 10-П; определения от 25 марта 1999 года N 32-О, от 6 июля 2010 года N 1087-О-О, от 24 февраля 2011 года N 202-О-О и др.).
При этом сама практика проведения выборов в Московскую городскую Думу в соответствии с оспариваемыми положениями Закона города Москвы от 07 мая 2014 года N 23 не подтверждает утверждение заявителя о том, что адресованное кандидатам-самовыдвиженцам требование собрать в свою поддержку три процента подписей избирателей от числа избирателей соответствующего избирательного округа создает непреодолимое препятствие для реализации ими пассивного избирательного права, так как более 40 самовыдвиженцев смогли представить подписные листы, подтверждающие поддержку их выдвижения данным количеством избирателей (электронное периодическое издание "Вестник Московской городской избирательной комиссии" (Свидетельство о регистрации: ЭЛ N ФС77-44259 от 15 марта 2011 года) в сети "Интернет" на странице http:/мосгоризбирком.рф/web/guest/vydvizenie-kandidatov-v-deputaty-moskov skoj-gorodskoj-dumy-sestogo-sozyva-po-odnomandatnym-izbiratelnym-okrugam) .
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречил бы Закон города Москвы от 07 мая 2014 года N 23 в оспариваемой части, не имеется.
Оспариваемые нормы Закона города Москвы от 07 мая 2014 года N 23, вопреки утверждению заявителя, не противоречат Закону города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", в том числе его статьям 3, 7, 34 ("Население города Москвы", "Основные принципы организации и осуществления государственной власти и местного самоуправления в городе Москве", "Депутаты Московской городской Думы"), статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о пределах осуществления гражданских прав, текстуально в полной мере соответствуют Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, имеют определенный в федеральном законе правовой смысл и не предполагают иного толкования, нежели как предусмотренного действующим федеральным законом.
Проверка же положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в полномочия Московского городского суда не входит.
Таким образом, оспариваемый Закон города Москвы от 07 мая 2014 года N 23 принят по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, вышеприведенные оспариваемые законоположения федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, избирательных прав заявителя не нарушают.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
в удовлетворении заявления Г.Е.Л. о признании недействующей части 9 статьи 1, частично недействующим пункта 2 части 12 статьи 1 Закона города Москвы от 07 мая 2014 года N 23 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 06 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" и Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья |
А.С. Лопаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 2 сентября 2014 г.
Текст решения официально опубликован не был