Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2015 г. N 47-АПГ14-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе министра труда и занятости населения Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 6 октября 2014 года, которым удовлетворено заявление прокурора Оренбургской области об оспаривании Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, утверждённого приказом министерства труда и занятости населения Оренбургской области от 27 ноября 2012 года N 246, в части отсутствия порядка обжалования решения по жалобе,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Титовой А.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Оренбургской области обратился в суд с заявлением об оспаривании Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, утверждённого приказом министерства труда и занятости населения Оренбургской области от 27 ноября 2012 года N 246 в редакции приказа министерства труда и занятости населения Оренбургской области от 4 июля 2014 года N 85 (далее - Административный регламент) в части отсутствия порядка обжалования решения по жалобе.
В обоснование требований прокурор ссылался на то, что в соответствии с частью 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения Федерального закона правительством Оренбургской области принято постановление от 30 декабря 2011 года N 1308-п "О разработке и утверждении органами исполнительной власти Оренбургской области административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
Пунктом 15 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утверждённого данным постановлением правительства Оренбургской области, установлено, что в разделе, касающемся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти Оренбургской области, а также их должностных лиц, указывается, в том числе порядок обжалования решения, принятого по жалобе.
Аналогичная норма закреплена и в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться при утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг.
Таким образом, прокурор полагал, что Административным регламентом не урегулирован порядок обжалования решения по жалобе, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом "ж" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Решением Оренбургского областного суда от 6 октября 2014 года заявление прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе министр труда и занятости населения Оренбургской области просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии со статьёй 3 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 года N 2706/470-III-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области" министерство труда и занятости Оренбургской области входит в систему органов исполнительной власти Оренбургской области.
В силу требований части 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг.
В пункте 19 указанных Правил подробно регламентированы требования, предъявляемые к разделу, касающемуся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, а также его должностных лиц.
Так, подпунктом "и" данной нормы органам исполнительной власти императивно предписано указывать в разделах, касающихся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений, порядок обжалования решения по жалобе.
В развитие названных положений федерального законодательства правительством Оренбургской области принято постановление от 30 декабря 2011 года N 1308-п "О разработке и утверждении органами исполнительной власти Оренбургской области административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
Пунктом 15 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утверждённого данным постановлением правительства Оренбургской области, установлено, что в разделе, касающемся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти Оренбургской области, а также их должностных лиц, указывается, в том числе порядок обжалования решения, принятого по жалобе.
Анализ федерального и регионального законодательства, устанавливающего требования к Административному регламенту, свидетельствует о том, что административные регламенты предоставления государственной услуги должны предусматривать в разделе, касающемся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти, порядок обжалования принятого по жалобе решения.
Приказом министерства труда и занятости населения Оренбургской области от 27 ноября 2012 года N 246 утверждён Административный регламент, который был опубликован с изменениями, внесёнными приказом министерства труда и занятости населения Оренбургской области от 4 июля 2014 года N 85, в газете "Оренбуржье" N 114 от 17 июля 2014 года.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в разделе о досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти Административного регламента порядок обжалования принятого по жалобе решения не предусмотрен.
Таким образом, удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый прокурором Административный регламент не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом первой инстанции в полном соответствии с процессуальным законом, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 6 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу министра труда и занятости населения Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2015 г. N 47-АПГ14-10
Текст определения официально опубликован не был