Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение НП ГП и ЭСК по вопросу о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" (далее - Постановление) и сообщает следующее.
По вопросам, связанным с исключением из Постановления обязанности заказчика представлять документы, указанные в подпунктах "з", "л", "м" пункта 2 правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - Правила, Реестр).
Согласно предложениям из порядка ведения реестра договоров необходимо исключить требования о размещении в реестре договоров, копии договоров и документов об оплате, изменении, исполнении, расторжении указанных договоров, в связи с тем, что такое раскрытие информации может негативным образом отразиться на конкурентноспособности заказчиков и участников закупки.
На основании статьи 4.1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) Постановлением утверждены Правила.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом N 223-ФЗ и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Необходимо отметить, что в соответствии с порядком ведения реестра договоров копии договоров и документов об оплате, изменении, исполнении, расторжении указанных договоров будут доступны только Федеральной антимонопольной службе (ее территориальным подразделениям).
Основным принципом Закона N 223-ФЗ является информационная открытость закупки. Обращаем внимание, что раскрытие информации о существенных условиях договора, заключаемого в результате закупки, - это необходимое и обязательное условие обеспечения гласности и прозрачности закупки, а также ее информационной открытости. Исключение требования о раскрытии таких сведений не только противоречит целям и принципам Закона N 223-ФЗ, но и будет препятствовать защите прав участников путем обжалования закупки в случае совершения заказчиком, его комиссией неправомерных действий при рассмотрении и оценке заявок, так как подача жалоб во многом будет затруднена ввиду отсутствия указанных сведений.
Кроме того, статья 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующая организацию и проведение торгов, также предусматривает раскрытие в извещении о проведении открытых торгов в том числе информации о предмете торгов.
При этом положениями Закона N 223-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается осуществление закупки, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, без публикации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) и, соответственно, без раскрытия коммерческой тайны заказчика.
Так, в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона N 223-ФЗ не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Вместе с тем вышеназванные нормы Закона N 223-ФЗ регулируют разные аспекты и стадии процесса закупки. Так, в случае с Реестром законодательство контролирует стадии исполнения заключенного договора, а при выполнении требований пункта 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ устанавливается обязанность заказчика размещать все процессуальные документы закупки в открытом доступе для соблюдения принципов закупки поименованных в части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Таким образом, требования Правил конкретизируют Закон N 223-ФЗ в части ведения реестра договоров.
По вопросу, связанному с исключением из Постановления положений, обязывающих заказчика истребовать конфиденциальную информацию о физических лицах (поставщике, подрядчике, исполнителе).
Согласно пункту "е" пункта 2 Правил в реестр договоров включаются сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства и идентификационный номер налогоплательщика, в отсутствие которых не представляется возможным идентифицировать поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, наличие в реестре договоров данных сведений является инструментом необходимым для осуществления контроля за сделками, заключенными с аффилированными лицами заказчиками, а также для применения мер реагирования в случае установления фактов заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию.
Учитывая, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" для раскрытия персональных данных третьим лицам, заказчикам предлагается в положении о закупки предусмотреть положения, предусматривающие предоставление поставщиками (подрядчиками, исполнителями), являющимися физическими лицами, до заключения договора согласия на обработку персональных данных в целях исполнения Правил.
По вопросу, связанному с исключением из Постановления организаций, в уставном капитале которых доля Российской Федерации отсутствует.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ указанный закон регулирует закупочную деятельность:
государственных корпораций;
государственной компании;
субъектов естественных монополий;
организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений;
хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
организаций с долей участия указанных выше юридических лиц более 50 процентов.
На основании вышеизложенного, положения Закона N 223-ФЗ и, как следствие, положения Правил распространяются на вышеназванные организационно-правовые формы юридических лиц.
По вопросу о внесении изменений в Постановление, устанавливающих регламент отказа во включении сведений в реестр договров.
Согласно пункту 17 Правил при отрицательном результате проверки, предусмотренной пунктом 12 настоящих Правил, представленные заказчиком информация и документы не включаются в реестр договоров. При этом Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня получения от заказчика информации и документов, подлежащих включению в реестр, направляет в электронном виде заказчику протокол, содержащий основания, по которым информация и документы не включены в реестр, с указанием перечня выявленных несоответствий.
Вместе с тем участник закупки в случае необоснованного отказа Федеральным казначейством во включении сведений в реестр договоров вправе обратиться в суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов.
По вопросу об увеличении сроков для предоставления информации в реестр договоров.
В соответствии с пунктом 10 Правил в целях ведения реестра заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство:
а) в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора - информацию и документы, указанные в подпунктах "а" - "е", "и" (за исключением информации о договорах с субподрядчиками), "м" и "н" пункта 2 настоящих Правил;
б) в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком - информацию, указанную в подпунктах "и" и "к" пункта 2 настоящих Правил (в части информации о договорах с субподрядчиками);
в) в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор либо исполнения или расторжения договора - информацию и документы, указанные в подпунктах "ж", "з" и "л" пункта 2 настоящих Правил.
Таким образом, Департамент считает, что сроки, предусмотренные Правилами не содержат препятствий и издержек для исполнения норм Закона N 223-ФЗ и Правил. При этом необходимо отметить, что Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержит аналогичные сроки для предоставления информации, вносимой в реестр контрактов.
На основании вышеизложенного предложения НП ГП и ЭСК в отношении порядка ведения реестра договоров не могут быть поддержаны.
Вместе с тем отмечаем, что за ведение реестра договоров отвечает Минфин России.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 января 2015 г. N Д28и-54 "По вопросу о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки"
Текст письма официально опубликован не был