Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам отнесения товаров, работ, услуг к категории инновационной и высокотехнологичной продукции, а также необходимости разработки методики определения жизненного цикла продукции и сообщает свое мнение.
1. В отношении отнесения товаров, работ, услуг к категории инновационной и высокотехнологичной.
В соответствии с пунктом 6 плана мероприятий ("дорожной карты") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 г. N 867-р (далее - дорожная карта) федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности необходимо издать соответствующие нормативные правовые акты устанавливающие критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции в установленной сфере деятельности.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Таким образом, к товарам, работам, услугам, которые относятся к конкретной сфере, применяются критерии отнесения таких товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в данной сфере деятельности.
В случае если нормативные правовые акты, устанавливающие критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции в сфере деятельности ОАО не приняты, ОАО для отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции вправе самостоятельно установить такие критерии.
При этом, в случае если ОАО в силу специфики своей деятельности не осуществляет закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, ОАО вправе не устанавливать критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции
2. В отношении методики определения жизненного цикла продукции отмечаем.
В соответствии с пунктом 19 дорожной карты Минэкономразвития России совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" необходимо подготовить директивы Председателя Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и (или) руководителям заказчиков по вопросу внесения изменений в положение о закупке, обеспечивающих разработку и внедрение в процедуры закупок заказчиков критерий оценки и сопоставления заявок "стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта" с возможностью заключения по результатам закупки контракта жизненного цикла".
Указанные директивы были утверждены Председателем Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2013 г. N 7377п-П13 и направлены заказчикам.
Необходимо отметить, что при определении понятия жизненного цикла продукции заказчики вправе использовать положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" либо определить понятия жизненного цикла продукции самостоятельно.
В соответствии с частью 16 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что контрактом жизненного цикла является контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла" установлен перечень случаев, в которых заключается контракт жизненного цикла.
При этом, в случае если ОАО не осуществляет соответствующие закупки товаров, работ, услуг и не заключает контракты жизненного цикла, то ОАО вправе не разрабатывать методику определения жизненного цикла продукции.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 9 декабря 2014 г. N Д28И-2760 "О разъяснении вопросов отнесения товаров, работ, услуг к категории инновационной и высокотехнологичной продукции, а также разработки методики определения жизненного цикла продукции"
Текст письма официально опубликован не был