Определение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2015 г. N 305-ЭС15-2852
Судья Верховного Суда Российской Федерации Козлова О.А.,
рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2014 по делу N А40-64241/2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.12.2014 по тому же делу
по иску компании "ВЕЛАЗО ТРЕЙДИНГ КО ЛТД" (далее - компания) к федеральному государственному унитарному предприятию "Росморпорт" (далее - предприятие) о взыскании неосновательно взысканных портовых сборов в суме 3 597 732 рублей 5 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "АНРОСКРЫМ" (далее - общество), установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 21.04.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.12.2014, исковое требование удовлетворено. Суды руководствовались Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденными приказом ФСТ России от 20.12.2007 N 522-т/1 (далее - Правила применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации), определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 37-О.
В жалобе заявителем (предприятием) ставится вопрос об отмене судебных актов по мотиву нарушения норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Из представленных материалов следует, что между компанией (судовладельцем) и обществом (агентом) заключен договор агентирования от 01.11.2012 N 23/12, по условиям которого судовладелец поручает, а агент принимает на себя обязанности по выполнению заявок и поручений судовладельца за согласованное агентское вознаграждение.
Между обществом и предприятием заключены договоры от 01.01.2011 N АГ-48/11 и от 01.01.2012 N АГ-1-27/12, условиями которых регламентированы права и обязанности сторон по осуществлению деятельности, связанной с соблюдением установленных правил захода-выхода и пребывания в портах Темрюк, Кавказ, Тамань российских и иностранных судов, а также с соблюдением установленных правил прохождения российских и иностранных судов по Керченскому проливу ФВК N 50, 52, начислению и взиманию в этой связи обязательных портовых сборов и других платежей, установленных действующим законодательством Российской Федерации и договорными обязательствами с предприятием.
В период с ноября 2011 по декабрь 2012 года судно "АНТ-2", владельцем которого является компания, на основании договора тайм-чартера от 01.11.2011 и акта передачи судна в тайм-чартер от 01.11.2011, осуществило 38 судозаходов в порт Кавказ, в связи и чем предприятием списано со счета общества 4 567 947 рублей 1 копейка в счет оплаты канального и навигационного сборов.
При этом предприятием применены к судну "АНТ-2" ставки сборов, относящиеся к грузовым судам.
В обоснование требований компания указала, что применение предприятием к судну истца сборов по ставкам 2,66 (впоследствии увеличенной до 2,79) для канального сбора, и 3,23 (впоследствии увеличенной до 3,39) для навигационного сбора, применимых к грузовым судам, правомерным не является, предприятием неосновательно удержаны сборы в размере 3 597 732 рублей 5 копеек.
Удовлетворяя исковое требование, суды исходили из того, что судно "АНТ-2" является трейлерным пассажирским в соответствии со свидетельствами о праве плавания под флагом Республики Молдова; названное судно является пассажирским судном (Rо-Rо Passenger Ship), что подтверждено классификационным свидетельством, а также свидетельством о безопасности пассажирского судна 12.06414.184, выданными Российским морским регистром судоходства; представленные в материалы дела списки водителей, подписанные капитаном судна "АНТ-2" и заверенные судовой печатью, подтверждают, что судно фактически перевозило пассажиров; декларации, подписанные капитаном судна "АНТ-2" содержат данные о количестве перевозимых на борту транспортных средств, а также данные о количестве пассажиров на борту.
Судно "АНТ-2" по своему классу является пассажирским паромом, который помимо перевозки пассажиров может осуществлять и перевозку транспорта.
Правила применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации не содержат положений о порядке взимания сборов с пассажирских накатных судов типа "Passenger Rо-Rо Ship", особенностью которых является возможность осуществления перевозки не только пассажиров, но и транспорта, а потому портовые сборы по указанным судам должны взиматься по ставкам, определенным для пассажирских судов.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену оспариваемых судебных актов, судами не допущено.
Приведенные заявителем доводы сводятся к несогласию с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, что не является основанием для пересмотра судебных актов в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать федеральному государственному унитарному предприятию "Росморпорт" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
О.А. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2015 г. N 305-ЭС15-2852
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13530/14
21.07.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25411/15
25.12.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13530/14
14.08.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30054/14
21.04.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-64241/13