Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 января 2015 г. N 03-06-06-01/2653
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем сообщаем следующее.
На основании положений статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) оценка стоимости добытого полезного ископаемого производится исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен его реализации, а в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого - исходя из расчетной стоимости.
Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета, и в этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде.
Иного порядка определения расчетной стоимости добытого полезного ископаемого (путем вычитания из общей суммы расходов по добыче всех полезных ископаемых суммы расходов по добыче полезного ископаемого, стоимость которого определяется исходя из цены реализации; определения суммы расходов по добыче полезного ископаемого, стоимость которого определяется исходя из цены реализации, путем сложения сумм отдельных расходов, исчисленных в разных долях количественных пропорций этого полезного ископаемого; распределения не общей суммы расходов пропорционально доле добытого полезного ископаемого в общем количестве добычи, а расчетной суммы расходов по добыче полезных ископаемых, стоимость которых определяется не исходя из цены реализации, а в расчетном порядке пропорционально доле добытых только этих полезных ископаемых в их совокупном объеме) Кодексом не предусмотрено.
Вместе с тем согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 N 11498/12 в случае ведения налогоплательщиком НДПИ обособленного учета расходов по каждому виду добытого полезного ископаемого при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 340 Кодекса учитываются расходы, произведенные налогоплательщиком только в отношении полезных ископаемых, оценка стоимости которых производится исходя из расчетной стоимости, без учета расходов в отношении реализованных в этом налоговом периоде полезных ископаемых.
При этом, учитывая положения статьи 340 Кодекса, в случае, если организации предоставляется субсидия из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, оценка стоимости добытого полезного ископаемого осуществляется исходя из цен реализации добытого полезного ископаемого, сложившихся в текущем налоговом периоде, или при отсутствии реализации в текущем налоговом периоде - исходя из цен реализации, сложившихся в предыдущем налоговом периоде. В данном случае расчетный способ оценки стоимости добытого полезного ископаемого может быть применен организацией только при отсутствии реализации добытого полезного ископаемого в течение двух налоговых периодов подряд.
При отсутствии субсидий из бюджета оценка стоимости добытого полезного ископаемого производится исходя из цен реализации добытого полезного ископаемого, сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде. В данном случае расчетный способ оценки стоимости добытого полезного ископаемого может быть применен при расчете НДПИ за налоговый период, в котором реализация добытого полезного ископаемого не производилась, независимо от того, реализовывалось ли добытое полезное ископаемое в предыдущем налоговом периоде.
В случае если в конкретном налоговом периоде, установленном статьей 341 Кодекса как календарный месяц, организация реализовала только часть добытого полезного ископаемого, оценка стоимости исходя из цен реализации добытого полезного ископаемого производится в отношении всего объема полезного ископаемого, добытого за этот налоговый период.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стоимость добытого полезного ископаемого оценивается исходя из сложившихся у плательщика НДПИ за соответствующий налоговый период цен его реализации. Если реализация отсутствует - исходя из расчетной стоимости. Последнюю плательщик определяет самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае он применяет тот порядок признания доходов и расходов, который использует при исчислении базы по налогу на прибыль. При этом общая сумма затрат в налоговом периоде распределяется между добытыми ископаемыми пропорционально доле каждого в общем количестве в этом периоде.
Иной порядок определения расчетной стоимости добытого ископаемого НК РФ не предусмотрен.
Вместе с тем, полагает ВАС РФ, если плательщик НДПИ ведет обособленный учет расходов по каждому виду добытого ископаемого, то при установлении расчетной стоимости учитываются затраты только в отношении ископаемых, стоимость которых оценивается исходя из расчетной. Расходы по реализованным в этом периоде ископаемым при этом не учитываются (постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11498/12).
По мнению Минфина России, если организация получила субсидию на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого ископаемого, его стоимость оценивается исходя из цен реализации, которые сложились в текущем периоде. Если в этом периоде нет реализации - исходя из цен, сложившихся в предыдущем. Расчетный способ оценки стоимости добытого ископаемого применяется только в том случае, если оно не реализуется 2 периода подряд.
Если указанная субсидия не выделена, стоимость добытого ископаемого оценивается исходя из цен его реализации, сложившихся у плательщика в соответствующем налоговом периоде. В данном случае расчетный способ оценки стоимости может быть применен при исчислении НДПИ за период, в котором добытое ископаемое не реализовывалось. При этом не имеет значения, реализовывалось ли оно в предыдущем периоде или нет.
Если в конкретном календарном месяце организация реализовала только часть добытого ископаемого, его стоимость оценивается исходя из цен реализации в отношении всего объема ископаемого, добытого за этот период.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 января 2015 г. N 03-06-06-01/2653
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: Акты и комментарии для бухгалтера", март 2015 г., N 3