Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2015 г. N 51-АПГ14-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ребрихинский лесхоз" о признании недействующей таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" подраздела 2.17.1.1 "Предупреждение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов" лесохозяйственного регламента Ребрихинского лесничества Алтайского края в редакции, утвержденной приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 г. N 409, в части строк 7, 8, 10, 11, 12, 15, 23, 24, 25, 28, 29
по апелляционной жалобе Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 29 сентября 2014 г., которым заявление общества с ограниченной ответственностью "Ребрихинский лесхоз" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Зверева А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ООО "Ребрихинский лесхоз" Сухановой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 г. N 175 утвержден лесохозяйственный регламент Ребрихинского лесничества Алтайского края, срок действия которого составляет 10 лет. Данный приказ был официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края N 165 часть XIII, январь 2010 г., включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 27 апреля 2010 г.
Приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2011 г. N 409 лесохозяйственный регламент Ребрихинского лесничества Алтайского края изложен в новой редакции, срок действия регламента установлен до 1 января 2019 г. Этот приказ был официально опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края N 190 часть IX, февраль 2012 г., включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 18 мая 2012 г.
В последующем в лесохозяйственный регламент Ребрихинского лесничества Алтайского края вносились изменения приказами Управления лесами Алтайского края от 29 октября 2012 г. N 272 и от 4 февраля 2013 г. N 15.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер приказа Управления лесами Алтайского края от 4 февраля 2013 г. следует читать как "N 51"
ООО "Ребрихинский лесхоз" обратилось в суд с заявлением о признании недействующей таблицы 2.17.1.1.1 "Меры противопожарного обустройства лесов" подраздела 2.17.1.1 "Предупреждение лесных пожаров" раздела 2.17 "Требования к охране, защите и воспроизводству лесов" лесохозяйственного регламента Ребрихинского лесничества Алтайского края в части строк:
7 "Прокладка просек, км",
8 "Прочистка просек, км"
10 "Уход за противопожарными разрывами, км"
11 "Устройство противопожарных минерализованных полос, км"
12 "Прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, км"
15 "Эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, шт."
23 "Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, га"
24 "Благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса РФ, шт."
25 "Установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях пожарной безопасности, шт."
28 "Устройство лиственных опушек, км"
29 "Установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах, шт.".
В обоснование требований заявитель сослался на то, что регламент в оспариваемой части противоречит статьям 2, 53.1, 81, 83, 87 Лесного кодекса Российской Федерации, пункту 15.8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417, а также приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 27 апреля 2012 г. N 174 "Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов", а именно части 8, касающейся нормативов для защитных лесов Западно-Сибирского подтаежно-лесостепного района, поскольку содержащиеся в таблице 2.17.1.1.1 лесохозяйственного регламента меры противопожарного обустройства лесов в одних случаях значительно превышают установленные нормативы, а в других случаях не установлены.
Заявитель указал, что является арендатором лесных участков, расположенных в границах Ребрихинского лесничества, оспариваемые нормы нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, возлагая не предусмотренные федеральным законодательством обязанности, следствием неисполнения требований лесохозяйственного регламента может явиться расторжение договора аренды.
Решением Алтайского краевого суда от 29 сентября 2014 г. заявление общества с ограниченной ответственностью "Ребрихинский лесхоз" удовлетворено. Оспариваемые положения регионального нормативного правового акта признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На апелляционную жалобу прокурором Алтайского края, участвующим в деле, и представителем ООО "Ребрихинский лесхоз" поданы письменные возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пунктам "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Часть 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, но только в пределах предоставленных полномочий.
Законодательное разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений закреплено в статьях 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление нормативов противопожарного обустройства лесов (пункт 16.1), установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений (пункт 34).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).
В силу части 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 7 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Федеральным агентством лесного хозяйства был издан приказ от 4 апреля 2012 г. N 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений".
Разрешая спор, суд установил, что разработка и утверждение Лесохозяйственного регламента Ребрихинского лесничества Алтайского края относились к полномочиям Управления лесами Алтайского края, нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу, предусмотренных Уставом Алтайского края и Законом Алтайского края "О правотворческой деятельности" от 9 ноября 2006 г. N 122-ЗС допущено не было.
На основании Указа Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 г. N 51 с 1 января 2014 г. реорганизованы путем слияния Управления лесами Алтайского края, Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края и Управления охотничьего хозяйства Алтайского края. Правопреемником названных управлений является Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Указа Губернатора Алтайского края следует читать как "N 54"
7 декабря 2008 г. между Управлением лесами Алтайского края и ООО "Ребрихинский лесхоз" был заключен договор N 24/1 аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства, расположенного в границах Ребрихинского лесничества. Заявителем получено положительное заключение экспертизы по изменению в проект освоения лесов от 28 июня 2012 г.
ООО "Ребрихинский лесхоз", являясь арендатором лесного участка, имея проект освоения лесов, полагал, что Лесохозяйственный регламент Ребрихинского лесничества Алтайского края в оспариваемой части устанавливает не предусмотренные нормативами противопожарного обустройства лесов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, объемы мер противопожарного обустройства лесов, которые арендатор в силу заключенного договора аренды обязан соблюдать.
В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации противопожарное обустройство лесов является частью предупреждения лесных пожаров, включает в себя меры противопожарного обустройства лесов, которые на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Перечень мер противопожарного обустройства лесов предусмотрен частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 г. N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов".
В силу части 6 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Эти полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации не передавались.
Согласно п. 15.8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) установление нормативов противопожарного обустройства лесов с учетом классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды на территории Российской Федерации было отнесено к компетенции Федерального агентства лесного хозяйства. В настоящее время данные полномочия переданы Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27 апреля 2012 г. N 174 были утверждены Нормативы противопожарного обустройства лесов с учетом конкретных критериев пожарной опасности лесов и погодных условий на всей территории Российской Федерации, которые включают в себя меры противопожарного обустройства лесов и количество проектируемых мероприятий в расчете на 1000 га общей площади лесов, то есть установлены перечень и объемы мероприятий.
Сравнив объемы мероприятий, предусмотренные названными выше Нормативами в отношении защитных лесов Западно-Сибирского подтаежно-лесостепного района, к которым относится территория Ребрихинского лесничества, с объемами мероприятий, предусмотренных оспариваемыми положениями регламента, суд пришел к обоснованному выводу о том, что объемы мероприятий, указанные в строках 7, 8, 10, 11, 12, 15, 23, 24, 25, 28, 29 таблицы, не соответствуют объемам мероприятий, указанных в вышеназванных Нормативах, а мера противопожарного обустройства лесов в виде ухода за противопожарными разрывами, указанная в строке 10 таблицы, не предусмотрена ни частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, ни постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 г. N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов".
При таких обстоятельствах и учитывая, что установление нормативов противопожарного обустройства лесов отнесено к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, суд правомерно признал лесохозяйственный регламент Ребрихинского лесничества в оспариваемой части противоречащим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем удовлетворил заявленные требования о признании оспариваемых положений регионального нормативного правового акта недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края о том, что Нормативы противопожарного обустройства лесов, утвержденные приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 г. N 174, определены как минимально необходимые, и орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе включать в лесохозяйственные регламенты лесничеств меры противопожарного обустройства лесов в объемах, превышающих утвержденные Нормативы, аналогичны доводам заинтересованного лица, заявленным им при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка, что нашло мотивированное отражение в судебном акте. Оснований для несогласия с данной оценкой у Судебной коллегии не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения не затрагивают права ООО "Ребрихинский лесхоз", опровергается материалами дела, согласно которым названное общество является арендатором лесного участка в Ребрихинском лесничестве на основании договора аренды от 9 декабря 2008 г. N 24/1, и указанными в этом договоре положениями закреплена обязанность ООО "Ребрихинский лесхоз" за свой счет выполнять работы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке, в том числе осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах в объемах, указанных в приложении N 6 к договору аренды.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что снижение объема мер по противопожарному обустройству лесов может привести к увеличению вероятности возникновения лесных пожаров, и, как следствие, к реальной угрозе жизни и здоровью людей, гибели леса, в данном случае не может быть принята во внимание, поскольку у Управления лесами Алтайского края отсутствовали полномочия на установление иных объемов мер по противопожарному обустройству лесов, отличных от объемов, установленных органами государственной власти Российской Федерации.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края и отмены решения Алтайского краевого суда от 29 сентября 2014 г. не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Алтайского краевого суда от 29 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 февраля 2015 г. N 51-АПГ14-6
Текст определения официально опубликован не был