Постановление Верховного Суда РФ от 15 апреля 2015 г. N 308-АД15-2626
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,
рассмотрев жалобу открытого акционерного общества "Новороссийский судоремонтный завод" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.2014 по делу N А32-1848/2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Новороссийский судоремонтный завод" к Новороссийской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 27.12.2013 N 10317000-2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
открытое акционерное общество "Новороссийский судоремонтный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.12.2013 N 10317000-2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения упомянутой жалобы не установлено.
Как следует из судебных актов, являясь владельцем склада временного хранения - зоны таможенного контроля (далее - ЗТК) общество приняло на временное хранение прибывший 31.10.2013 на борту т/х "AYDEMIR BOZTEPE" товар на основании коносамента N 34, сформировав отчетность по форме ДО1, которая 31.10.2013 была предоставлена в таможню и зарегистрирована таможенным органом 31.10.2013 с присвоением регистрационного номера 10317110/311013/0089679/6.
Согласно названной ДО1 N 10317110/311013/0089679/6 общество приняло на временное хранение товар N 1 - "томаты" в количестве 10 180 грузовых мест, весом брутто 74 881 кг и товар N 2 - "грузовые прицепы РТ11652, РТ49, РТ36" в количестве 3 грузовых места, весом брутто 19 500 кг.
В соответствии с внесенными изменениями в ДО1 N 10317110/311013/0089679/6 фактически на временное хранение на территорию ЗТК обществом помещен товар - "томаты" в количестве 10 170 грузовых мест, весом брутто 73 800 кг.
01.11.2013 обществом была предоставлена в таможню отчетность, формируемая при выдаче товара с территории СВХ (ЗТК), по форме ДО2 о выдаче 01.11.2013 товара - "томаты" в количестве 10 170 грузовых мест, весом брутто 73 800 кг, которая (ДО2) 01.11.2013 принята и зарегистрирована в таможенном органе с присвоением регистрационного номера 10317110/011113/0089897/6.
В то же время товар - "грузовые прицепы РТ11652, РТ49, РТ36" в количестве 3 грузовых места, весом брутто 19500 кг., на основании заявления капитана т/х "AYDEMIR BOZTEPE" от 31.10.2013, грузового манифеста от 02.11.2013 с отметкой о выпуске товаров, поручения на погрузку N 10317110/011113/06305, был выдан обществом 01.11.2013 с территории ЗТК, погружен на борт т/х "AYDEMIR BOZTEPE" и вывезен с таможенной территории Таможенного союза, о чем 17.11.2013 обществом была предоставлена в таможню отчетность, формируемая при выдаче товара с территории СВХ (ЗТК), по форме ДО2, которая 17.11.2013 принята и зарегистрирована в таможенном органе с присвоением регистрационного номера 10317110/171113/0094880/6.
Поскольку отчетность по форме ДО2 (ДО2 N 10317110/171113/0094880/6) о выдаче с территории ЗТК 01.11.2013 товара представлена в таможенный орган 17.11.2013, то есть по истечении 15-ти дней после выдачи с временного хранения спорного товара, что является нарушением статей 198, 200 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), пунктов 30, 32 приказа ФТС от 29.12.2012 N 2688 "Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" (далее - Порядок N 2688), уполномоченным сотрудником таможенного органа в присутствии представителя общества был составлен протокол от 19.12.2013 N 10317000-641/2013 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду пункты 30, 32 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядок и условия выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утв. приказом Федеральной таможенной службы от 29.12.2012 г.N 2688
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении таможенным органом было вынесено постановление от 27.12.2013 N 10317000-641/2013 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением таможенного органа, общество оспорило его в Арбитражный суд Краснодарского края.
Согласно статье 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 168 Таможенного кодекса Таможенного союза размещение товаров в местах временного хранения подтверждается в порядке, определяемом законодательством государств - членов таможенного союза.
Исходя из положений подпункта 6 пункта 1 статьи 198 Закона N 311-ФЗ место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта относится к иным местам временного хранения.
Частью 5 статьи 198 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что на лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 200 названного Закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя, в частности, обязанность представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении, в соответствии с частями 4-8 статьи 177 Закона N 311-ФЗ.
Согласно пункту 30 Порядка N 2688 владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчетность об их хранении по установленным формам.
Пунктом 32 Порядка N 2688 установлено, что владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) представляет таможенному посту отчетность по форме ДО1 при принятии товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ (ином месте временного хранения товаров).
Отчетность, формируемая при выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения товаров) по форме ДО2, представляется владельцем СВХ (лицом, осуществляющим временное хранение товаров в ином месте временного хранения) таможенному посту не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения товаров).
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что являясь владельцем СВХ (ЗТК), общество представило в таможенный орган отчетность по форме ДО2 (ДО2 N 10317110/171113/0094880/6) по истечении 15 дней с момента выдачи товара с территории ЗТК, руководствуясь положениями статей 198, 200 Закона N 311-ФЗ, пунктами 30, 32 Порядка N 2688, положениями статьи 1.5, части 2 статьи 2.1, статей 2.9, 4.1, 4.5, 16.15 КоАП РФ, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суды признали правомерным оспариваемое постановление таможенного органа и отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуя указанные судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, общество приводит доводы об отсутствии в его действиях состава вмененного ему административного правонарушения, поскольку нормы закона, устанавливающие обязанность владельца СВХ предоставлять отчетность ДО1 и ДО2 не распространяется на грузовые прицепы в которых транспортировался товар - "томаты", принятый на временное хранение.
Вместе с тем указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела относительно наличия у владельца СВХ обязанности соблюдать установленный порядок представления отчетности в таможенный орган при помещении товаров на СВХ или их выдаче с СВХ, в том числе в случае принятия обществом на временное хранение транспортных средств - грузовых прицепов, необходимых для доставки груза, в отношении которого производится таможенное оформление.
Приводимые обществом в жалобе доводы связаны с переоценкой доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы общества и отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Размер назначенного административного штрафа является минимальным, предусмотренным санкцией статьи 16.15 КоАП РФ, а оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ суды не установили.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.07.2014 по делу N А32-1848/2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу открытого акционерного общества "Новороссийский судоремонтный завод" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 15 апреля 2015 г. N 308-АД15-2626
Текст постановления официально опубликован не был