1. О способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса.
Комиссия установила, что услуги, оказываемые в рамках исполнения контракта, включены в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р.
Следовательно, Заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме открытого конкурса, в связи с чем выдано предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение Комиссии ФАС России по делу от 25.03.2015 N К-222/15
Номер извещения 0173100006015000009
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выбравшего неверный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме открытого конкурса.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 27.02.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 52 456 300 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок - 26.03.2015.
На основании части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 "Осуществление закупок" Закона о контрактной системе. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системы.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р.
Согласно Извещению о проведении Конкурса закупка услуг отнесена к коду 74.87.17.990, наименование кода: "Услуги, связанные с предпринимательской деятельностью, прочие, не включенные в другие группировки" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД).
Разделом 4 части 10 "Техническая часть" Конкурсной документации установлен следующий перечень услуг, требуемый к закупке:
"1. Формирование рабочей группы по проведению для молодых соотечественников - победителей конкурсов на знание истории и культуры России учебно-образовательных поездок по историческим местам России "Здравствуй, Россия!".
2. Разработка единого логотипа учебно-образовательных поездок по историческим местам России "Здравствуй, Россия!".
3. Разработка программы учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" для трех заездов (г. Санкт-Петербург и окрестности; г. Москва и окрестности; г. Казань и окрестности).
4. Реализация программы учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" для трех заездов (г. Санкт-Петербург и окрестности; г. Москва и окрестности; г. Казань и окрестности).
5. Бронирование билетов для проезда участников из стран проживания до г. Санкт-Петербурга и обратно (335 человек), г. Москвы и обратно (350 человек), до г. Казани и обратно (315 человек).
6. Приобретение билетов для проезда участников из стран проживания до г. Санкт-Петербурга и обратно (335 человек), г. Москвы и обратно (350 человек), до г. Казани и обратно (315 человек).
7. Рассылка билетов в представительства Россотрудничества за рубежом для распространения среди участников поездок.
8. Обеспечение страхования гражданской ответственности, жизни и здоровья всех участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!".
9. Рассылка копий страховых полисов в представительства Россотрудничества за рубежом для распространения среди участников поездок.
10. Подготовка инструкций (памяток) для участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" по организации проезда.
11. Рассылка в представительства Россотрудничества за рубежом инструкций (памяток) для участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" по организации проезда.
12. Обеспечение трансфера участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" при маршрутах с пересадкой в случае вылета из разных аэропортов или отправления с разных вокзалов.
13. Обеспечение трансфера участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" по маршрутам "аэропорты/вокза-лы в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Казани - гостиницы в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Казани" и "гостиницы в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Казани - аэропорты/вокзалы в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Казани".
14. Обеспечение проживания участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" и сопровождающих в гостиницах в г. Санкт-Петербурге (335 человек), г. Москве (350 человек), г. Казани (315 человек).
15. Обеспечение горячим трехразовым питанием участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" и сопровождающих в гостиницах в г. Санкт-Петербурге (335 человек), г. Москве (350 человек), г. Казани (315 человек).
16. Организация фуршетов в рамках проведения заключительных мероприятий (дискотек) в гг. Москве (350 человек), Санкт-Петербурге (335 человек), Казани (315 человек).
17. Транспортное обслуживание участников в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Казани и их окрестностях при реализации программы учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!".
18. Обеспечение информационными брошюрами участников каждого заезда учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!".
19. Обеспечение сувенирной продукцией победителей конкурсов / викторин в рамках заключительных мероприятий (дискотек) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Казани.
20. Обеспечение участников учебно-образовательных поездок "Здравствуй, Россия!" раздаточной продукцией
21. Оформление (заполнение) визовых анкет для участников в установленной Консульским департаментом МИД России форме.
22. Обеспечение информационного сопровождения мероприятия".
Вместе с тем, услуги, оказываемые в рамках исполнения контракта, к примеру, услуги по предварительному заказу билетов на автомобильный (автобусный) транспорт, транспортные услуги, услуги по предварительному заказу билетов на воздушный транспорт, соответствуют коду ОКПД 63 "Услуги транспортные вспомогательные и дополнительные; услуги туристических агентств", также, к примеру, услуги по предоставлению мест для временного проживания и сопутствующие услуги, соответствуют коду ОКПД 55 "Услуги гостиниц и ресторанов", которые включены в Перечень.
Следовательно, Заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме открытого конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме Конкурса, не соответствуют части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. О составе заявки на участие в электронном аукционе (декларация о принадлежности СМП)
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что аукционной комиссией принято необоснованное решение о несоответствии второй части заявки Заявителя на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об Аукционе.
Комиссия, изучив обстоятельства дела, установила, что закупка осуществлялась заказчиком среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций. Учитывая положения части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, предусматривающие обязанность участника закупки декларировать в заявке свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, аукционная комиссия приняла решение о несоответствии второй части заявки заявителя на участие в аукционе требованиям документации в связи с отсутствием в составе заявки заявителя декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. Жалоба признана необоснованной.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 26.03.2015 N К-226/15
Номер извещения 0173100009715000016
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение о несоответствии второй части заявки Заявителя на участие в Аукционе требованиям, установленным документацией об Аукционе и положениям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 27.02.2015;
2) Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) Начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000 рублей;
4) На участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
5) К участию в Аукционе допущено 7 участников закупки;
6) Дата проведения Аукциона - 13.03.2015;
7) В период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона;
8) Победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта 603 868,34 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукционная комиссия проверяет вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные Заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком Аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 17.03.2015 N0173100009715000016-3 заявка на участие в Аукционе с номером 6 (Заявителя) признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об Аукционе по следующему основанию "В нарушение требований, предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и требования подпункта 7 пункта 13 документации об Аукционе, в заявке на участие в Аукционе не представлена декларация о принадлежности участника Аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям".
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона о контрактной системе участники закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Также согласно подпункту 7 пункта 13 документации об Аукционе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе декларацию о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Изучив заявку Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что вторая часть заявки Заявителя на участие в Аукционе не содержит декларацию о принадлежности участника Аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, что не соответствует требованиям, установленным подпунктом 7 пункта 13 документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Таким образом, Аукционная комиссия, принявшая решение о несоответствии второй части заявки Заявителя на участие в Аукционе, действовала в соответствии с требованиями документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу необоснованной.
3. О порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя на положения конкурсной документации.
Изучив обстоятельства дела, Комиссия установила, что заказчиком не установлен в документации соответствующий требованиям законодательства о контрактной системе порядок оценки заявок в связи с отсутствием предмета оценки, а также зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по критерию "качество", а также в связи с отсутствием показателей, определяющих сопоставимость ранее выполненных работ предмету проводимого конкурса, по показателю "опыт" критерия "квалификация".
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты конкурса, поскольку при пересчете итогового рейтинга заявок на участие в Конкурсе без учета показателей "качество", показателя "опыт" критерия "квалификация", итоговый рейтинг заявок на участие в конкурсе не изменился.
Также установлено, что заказчиком не установлено конкретное значение объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, в связи с чем выдано предписание об устранении выявленного нарушения путем установления в заключаемом контракте конкретного значения указанного объема.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 26.03.2015 N К-227/15
Номер извещения 0173100007415000001
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в Конкурсе в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
2. Заказчиком в Конкурсной документации не установлен надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по показателям "Качество услуг", "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
3. Порядок привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлен с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком в Конкурсной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии в составе заявки соответствующей лицензии.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 27.02.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 20 023 200 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) дата вскрытия конвертов с заявками - 20.03.2015;
7) победителем Конкурса признан участник ФБУ "***" с предложением о цене контракта 15 050 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации установлены предельные величины значимости стоимостных и нестоимостных критериев оценки заявок, противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно Правилам для выполнения работ по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживания государственных (муниципальных) информационных систем, официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений установлено: минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 30%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 70%.
Согласно пункту 9 "Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе" Конкурсной документации значимость стоимостного критерия "Цена контракта" - 30%; значимость нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 52,5%; значимость нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта" - 17,5%.
Учитывая изложенное, установленные Заказчиком в Конкурсной документации предельные величины значимости критериев оценки не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В Конкурсной документации по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество услуг" в соответствии с которым:
"Оценка заявок на участие в конкурсе будет осуществляться на основе предоставленного участником закупки описания выполняемых работ на соответствие техническому заданию.
предложения отсутствуют - 0 баллов;
предложения представлены (раскрыты) в объеме технического задания - 1 балл;
предложения по проработанности и детализации превосходят объем технического задания и соответствуют целям заказчика - от 2 до 100 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком в Конкурсной документации порядке оценки заявок по вышеуказанному показателю отсутствует предмет оценки, а также зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по показателю "Качество услуг".
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта" установлен показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
При этом установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не содержит показатели, определяющие сопоставимость ранее выполненных работ участниками закупки предмету Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку при пересчете итогового рейтинга заявок на участие в Конкурсе без учета показателей "Качество услуг", "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", итоговый рейтинг заявок на участие в Конкурсе не изменился.
3. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Проекта контракта "Исполнитель обязан привлечь к выполнению работ субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее от 20 % от цены контракта".
Следовательно, проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии в составе второй части заявки соответствующей лицензии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Предметом закупки является "оказание услуг по поддержке и развитию федеральной государственной информационной системы "Программно-технологический комплекс "Госконтроль" в территориальных органах Росприроднадзора на 2015 г."
В Конкурсной документации Заказчиком установлены требования, предъявляемые к участникам закупки, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Конкурса.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в услуги по поддержке и развитию федеральной государственной информационной системы "Программно-технологический комплекс "Госконтроль" в территориальных органах Росприроднадзора на 2015 г. включены различные услуги, при оказании которых не требуется лицензия. Следовательно, Заказчиком в целях недопущения ограничения количества участников закупки в Конкурсной документации установлено требование к исполнителю, а именно: "Работы должны выполняться на основании Федерального закона 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 313, в части касающейся разработки, производства, распространения информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), необходимые для проведения работ по настоящему Техническому заданию".
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что на оказание услуг по поддержке и развитию федеральной государственной информационной системы "Программно-технологический комплекс "Госконтроль" требуется соответствующая лицензия.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной в части неустановления в Конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по показателям "Качество услуг", "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема"; а также неустановления надлежащим образом процента объема привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.