Письмо Минфина России от 28 января 2014 г. N 02-11-09/3021
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение в части вопроса о государственном контроле за расходованием бюджетных средств, и в рамках компетенции сообщает.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась система государственного и муниципального финансового контроля, в отношении которой нормативное правовое регулирование осуществляется в соответствии с разделом IX "Государственный и муниципальный финансовый контроль" Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется как законодательными (представительными) органами, так и органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований (органами внутреннего контроля). В целом, вышеназванная система ориентирована на проведение всех форм государственного (муниципального) финансового контроля. Главным результатом контрольных мероприятий является снижение общего объема нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств.
Согласно статье 265 БК РФ внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
Полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Закон N 44-ФЗ значительно расширил функционал Федерального казначейства и Росфиннадзора в части полномочий по контролю в сфере закупок для государственных нужд.
Так, в соответствии со статьей 99 Закона N 44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона N 44-ФЗ, и обоснованности закупок (вступает в силу с 1 января 2016 года);
соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона N 44-ФЗ;
обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Федеральное казначейство проводит контроль за:
соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
указанием одинаковой информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок последовательно на всех этапах закупочного цикла (часть 5 статьи 99 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, в платежных документах предполагается использование номера реестровой записи государственного (муниципального) контракта из единого реестра государственных (муниципальных) контрактов, что полностью обеспечит проведение контроля законности на всех этапах исполнения бюджета по контрактуемым расходам.
В свою очередь, усилия Росфиннадзора направлены на:
пресечение нарушений при обосновании и нормировании закупок, формировании первоначальной цены контракта в ходе проведения контрольных мероприятий в большей степени еще до заключения контракта;
отслеживание соответствия поставленных товаров, работ, услуг условиям контракта и их использования согласно целям закупки, а также применения заказчиком мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком) своих обязательств (часть 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ).
Такой контроль в первую очередь ориентирован на существенное снижение рисков незаконного и нецелевого использования бюджетных средств, в том числе в части полномочий по контролю в сфере закупок для государственных нужд.
По вопросу эффективности и результативности осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации по итогам контрольных мероприятий отмечаем, что вся информация о результатах деятельности размещается на официальных сайтах контрольно-надзорных органов государственной (муниципальной) власти.
Вместе с тем сообщаем, что борьба с коррупцией является одним из приоритетных направлений государственной политики, поэтому в этих целях предпринимается ряд последовательных мер: действует Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 N 815 "О мерах по противодействию коррупции"; Указ Президента Российской Федерации от 13.03.2012 N 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции", определивший комплексный план по противодействию коррупции; введена обязательная публикация сведений о доходах и имуществе должностных лиц; созданы комитеты и комиссии по коррупции в органах государственной власти; ужесточается наказание за коррупционные правонарушения. В настоящее время в стадии разработки находится Указ Президента Российской Федерации "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 -2015 годы".
В соответствии с вышеупомянутым Указом действуют и совершенствуются акты Антикоррупционного законодательства Российской Федерации, такие как: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иные нормативные правовые акты.
Также необходимо отметить разрабатываемые механизмы повышения прозрачности бюджетной сферы в соответствии с Концепцией создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 1275-р. Создание и внедрение указанной интегрированной Системы обеспечит оперативный доступ к широкому кругу данных о бюджетных расходах всем заинтересованным лицам.
Органами государственной власти проводятся публичные консультации с целью учета мнений по проектам разрабатываемых нормативных правовых актов, с информацией о рассматриваемых проектах можно ознакомиться на официальных сайтах органов власти.
Создаются условия для действенного общественного контроля за расходованием бюджетных средств в случаях, представляющих наибольшую общественную значимость, ведется борьба с нарушениями законодательства, с коррупцией и избыточным административным регулированием. Так, в этих целях с 2011 года функционирует официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (www.zakupki.gov.ru), обеспечивающий прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по размещению заказов, а также доступность информации о государственных и муниципальных закупках для всех заинтересованных пользователей.
Также, согласно статье 102 Закона N 44-ФЗ граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
Таким образом, в настоящее время принимаются все возможные меры по обеспечению защиты государственных финансов.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о госконтроле за расходованием бюджетных средств.
В России сложилась система государственного и муниципального финансового контроля, в отношении которой нормативное правовое регулирование осуществляется в соответствии с БК РФ, Законом об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов регионов и муниципальных образований, Законом о Счетной палате РФ.
Разъяснено, что входит в сферу полномочий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
С 1 января 2014 г. вступил в силу Закон о контрактной системе в сфере закупок, который значительно расширил функционал Федерального казначейства и Росфиннадзора в части полномочий по контролю в сфере закупок для госнужд.
Также разъяснения касаются предпринимаемых мер в сфере противодействия коррупции.
Сообщается, что принимаются все возможные меры по обеспечению защиты государственных финансов.
Письмо Минфина России от 28 января 2014 г. N 02-11-09/3021
Текст письма официально опубликован не был