В целях принятия дополнительных мер для вовлечения молодежи Новосибирской области в трудовую деятельность и повышения ее конкурентоспособности на рынке труда Новосибирской области и в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 25.04.2011 N 150-рп "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011 - 2015 годы" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Совершенствование профориентационной работы с молодежью и вовлечение ее в трудовую деятельность Новосибирской области в 2011 - 2013 годах" (далее - программа).
2. Отделу экономического анализа и финансового планирования министерства (Сатюкова И.А.) при формировании бюджета на 2012 - 2013 годы предусматривать средства на реализацию мероприятий программы.
3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя министра - начальника управления занятости населения Юнусова В.В.
Министр |
И.В. Шмидт |
Ведомственная целевая программа
"Совершенствование профориентационной работы с молодежью и вовлечение ее в трудовую деятельность Новосибирской области в 2011 - 2013 годах"
(утв. приказом министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области от 03 мая 2011 г. N 230)
1. Паспорт
Наименование программы |
"Совершенствование профориентационной работы с молодежью и вовлечение ее в трудовую деятельность Новосибирской области в 2011 - 2013 годах" |
Разработчик программы |
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области |
Руководитель программы |
Министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Шмидт И.В. |
Цель и задачи программы. Важнейшие целевые индикаторы |
Цель: создание условий для вовлечения молодежи в трудовую деятельность и повышение ее конкурентоспособности на рынке труда Новосибирской области. Целевой индикатор: доля безработной молодежи от общего количества молодежи Новосибирской области в возрасте от 14 до 29 лет. Задача 1: профессиональная ориентация молодежи. Целевой индикатор 1: доля поступивших в образовательные учреждения профессионального образования, получивших квалифицированную помощь по профессиональной ориентации, в общей численности граждан, поступивших в образовательные учреждения профессионального образования. Целевой индикатор 2: доля выпускников образовательных учреждений профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в первый год после выпуска, в общей численности трудоустроенных выпускников указанной категории Задача 2: социальная адаптация молодежи на рынке труда Новосибирской области. Целевой индикатор 1: доля выпускников образовательных учреждений профессионального образования, имеющих риск быть нетрудоустроенными, к общему выпуску. Целевой индикатор 2: уровень трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования от общего выпуска. Целевой индикатор 3: доля выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (далее - выпускники НПО и СПО), признанных безработными, в общем числе выпускников образовательных учреждений всех уровней профессионального образования, признанных безработными |
Исполнители основных мероприятий |
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области во взаимодействии с государственным автономным учреждением Новосибирской области "Центр развития профессиональной карьеры" (далее - ГАУ НСО "Центр развития профессиональной карьеры) и государственные учреждения Новосибирской области центры занятости населения (далее - ГУ ЦЗН) |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования) |
Объемы финансирования: 4 563,5 тыс. руб. Источник финансирования - областной бюджет Новосибирской области: 2011 год - 1 031,0 тыс. руб. 2012 год - 1 840,9 тыс. руб. 2013 год - 1 691,6 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке |
Комплексом мероприятий программы будет охвачено не менее 37690 молодых людей, в том числе: не менее 7180 человек - в 2011 году; ежегодно не менее 15255 человек - в 2012 - 2013 годах. Ожидаемые конечные результаты реализации программы: 1. Доля безработной молодежи сократится до 2,4% в общем количестве молодежи Новосибирской области в возрасте от 14 до 29 лет. 2. Доля поступивших в образовательные учреждения профессионального образования, получивших квалифицированную помощь по профессиональной ориентации увеличится до 30% в общей численности граждан, поступивших в образовательные учреждения профессионального образования. 3. Уровень трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования увеличится до 80% от общего выпуска. 4. Уровень трудоустройства по полученной профессии (специальности) выпускников образовательных учреждений профессионального образования в первый год после выпуска увеличится до 75% в общем количестве трудоустроенных выпускников указанной категории. 5. Доля выпускников образовательных учреждений профессионального образования, имеющих риск быть нетрудоустроенными, сократится до 7% от общего выпуска. 6. Доля выпускников НПО и СПО, признанных безработными, сократится до 72% в общем числе выпускников образовательных учреждений всех уровней профессионального образования, признанных безработными |
2. Общие положения
2.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия
ведомственной целевой программы
Объект: молодежь Новосибирской области в возрасте от 14 до 29 лет.
Предмет регулирования: конкурентоспособность молодежи Новосибирской области в возрасте от 14 до 29 лет.
Сфера действия: социальная.
2.2. Понятия и термины, используемые в ведомственной целевой программе
Для цели настоящей ведомственной целевой программы используются следующие термины и понятия.
Квалификация - уровень развития специальных способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в определенном профессиональном труде, который определяется объемом теоретических знаний, практических знаний, навыков, умений, которыми владеет работник и которые являются его важнейшей социально-экономической характеристикой.
Коучинг - метод раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности, форма индивидуального наставничества, консультирования.
Профессиональная ориентация - деятельность, направленная на помощь в выборе профессии (коррекцию выбора) через организацию процесса определения вида трудовой деятельности, в которой молодой человек хочет себя проявить; оказание консультационной помощи в осознании склонностей и способностей к этому виду деятельности; предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией; коррекция профессионального самоопределения при компромиссном выборе профессии.
Социальная адаптация - приспособление к новой социальной среде, включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с профессиональной группой.
Тренинг - активная форма обучения, направленная на получение знаний, приобретение навыков и умений.
2.3. Правовое обоснование разработки ведомственной целевой программы
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере труда, занятости населения и управления системой начального и среднего профессионального образования (за исключением среднего профессионального педагогического образования) на территории Новосибирской области.
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области осуществляет свои полномочия в соответствии с:
пунктом 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), который предусматривает полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
подпунктом 3 пункта 1 статьи 7.1 Закона о занятости, который предусматривает оказание государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года";
постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 "О стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года" (далее - Стратегия развития Новосибирской области до 2025 года);
постановлением администрации Новосибирской области от 24.03.2008 N 70-па "Об утверждении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области";
распоряжением Правительства Новосибирской области от 25.04.2011 N 150-рп "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011 - 2015 годы".
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Характеристика сферы действия ведомственной целевой программы
3.1. Анализ состояния сферы действия ведомственной целевой программы
По данным органов государственной статистики, на 01.01.2010 в Новосибирской области проживают 655,2 тыс. человек в возрасте 14 - 29 лет (24,5% от общей численности населения Новосибирской области). Из них каждый третий получает профессиональное образование в образовательных учреждениях Новосибирской области.
Для Новосибирской области работа с молодежью и, прежде всего, с выпускниками образовательных учреждений профессионального образования имеет особое значение. Исторически Новосибирская область развивалась как центр научной жизни Сибирского региона, что привело к созданию достаточно широкой сети образовательных учреждений, в которых осуществляется подготовка специалистов различной квалификации. В настоящее время в Новосибирской области насчитывается более 160 профессиональных средних специальных и высших учебных заведений, обучающих более 200 тысяч студентов и учащихся.
Молодежь все больше отдает предпочтение получению высшего профессионального образования. По данным 2010 года, абитуриенты в среднем подавали заявления в приемные комиссии вузов сразу по 5 специальностям. При этом профессиональные предпочтения молодежи в Новосибирской области смещены в сторону сферы регулирования и контроля (финансы, кредит, страхование, управление, деятельность в рыночных структурах). Снижен интерес к профессиям материального производства и социально-бытового обслуживания (промышленность, строительство, транспорт, связь, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля, общественное питание).
Результатом низкого уровня профессионального самоопределения молодежи и недостаточной работы по профессиональной ориентации молодых людей является ежегодное увеличение количества выпускников образовательных учреждений профессионального образования, имеющих риск быть нетрудоустроенными (таблица 1).
Таблица 1
Распределение выпускников 2009 - 2011 годов учреждений профессионального образования Новосибирской области по уровням образования
Уровень профессионального образования |
Количество выпускников (чел.) |
Из них имеющих риск быть нетрудоустроенными |
Количество выпускников, трудоустроенных по полученной профессии (специальности) в первый год после выпуска |
|||||
2009 г. |
2010 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|||
Начальное |
6996 |
6598 |
чел. |
% |
чел. |
% |
72% |
72,5% |
494 |
7,1 |
617 |
9,4 |
|||||
Среднее |
7950 |
4597 |
253 |
3,2 |
675 |
14,7 |
||
Высшее |
16854 |
15569 |
1483 |
8,8 |
3078 |
19,8 |
||
ИТОГО |
31800 |
26764 |
2230 |
7,0 |
4370 |
16,3 |
В настоящее время ситуация на рынке труда Новосибирской области такова, что молодежь находится в наиболее сложном положении. Предъявляемый работодателями спрос на рабочую силу высокой квалификации и существующее несоответствие программ подготовки специалистов, перечня профессий и образовательных стандартов требованиям рынка труда существенно сокращают возможность трудоустройства молодежи. Низкая конкурентоспособность молодежи отражается и в более высоком в сравнении с занятостью старшего поколения уровне безработицы. Статистические данные за последние два года говорят о том, что каждый четвертый безработный - это молодой человек в возрасте от 16 до 29 лет, а каждый второй безработный молодой человек - выпускник образовательного учреждения профессионального образования. В докризисном 2008 году доля безработной молодежи в общем количестве граждан, признанных в установленном порядке безработными, составляла 37%, в 2009-м - 41%, в 2010-м - 42%.
С каждым годом увеличивается количество выпускников образовательных учреждений профессионального образования, не нашедших работу и признанных в установленном порядке безработными (таблица 2).
Таблица 2
Количество выпускников, признанных безработными, и их распределение по уровням полученного профессионального образования
Уровень профессионального образования |
Количество выпускников, признанных безработными (% от общего выпуска) |
Распределение по уровням профессионального образования (%) |
||
2009 г. |
2010 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Начальное |
6,8% |
16,5% |
40,9% |
43,4% |
Среднее |
33,1% |
33,6% |
||
Высшее |
26,0% |
23,0% |
При трудоустройстве молодежь сталкивается с рядом проблем:
- несоответствие социальных и профессиональных ориентаций молодежи, с одной стороны, и потребностей работодателей в кадрах, с другой. Низкой остается ориентация молодежи на работу в промышленности, науке, образовании;
- недостаток профессионального опыта, квалификации и трудовых навыков;
- ориентация в большей степени на общение, а не на профессиональную деятельность;
- отсутствие привычки к работе;
- недостаточно развитые навыки самопродвижения на рынке труда.
Будучи не достаточно профессионально подготовленными, имея низкий уровень правовой, профессиональной информированности, молодые люди испытывают большие трудности в процессе социальной адаптации к условиям рыночной экономики. У них наблюдается повышенная тревожность, пессимизм в отношении будущего, отсутствие активности и инициативы в учебе, при поиске работы.
На проблему безработицы молодежи оказывает влияние и тот факт, что при выборе профессии будущие выпускники в большей степени ориентировались на мнение родителей и престижность профессии, чем на ее востребованность на рынке труда и собственные предпочтения (по результатам опроса молодежи в 2009 году).
3.2. Тенденции развития ситуации и вероятные последствия
В соответствии со Стратегией развития Новосибирской области до 2025 года определен переход на инновационный путь развития, повышающий конкурентоспособность, социальную и инвестиционную привлекательность Новосибирской области. Ведущими секторами экономики региона обозначены пищевая промышленность, машиностроение, цветная металлургия и производство стройматериалов. Будущее Новосибирской области связано исключительно с формированием крупных научных и инновационных центров, цель которых заключается в развитии информационных технологий, биомедицины и биотехнологий, приборостроения, силовой электроники и электротехники. А это значит, что нужны подготовленные трудовые ресурсы и реализация ряда мер, направленных на их привлечение.
В случае отсутствия целевых мероприятий с молодежью вероятными последствиями развития ситуации на рынке труда будет кадровый "голод" работодателей, определяющих стратегическое развитие области, нерациональное использование трудовых ресурсов, неэффективность расходов бюджетных средств на профессиональную подготовку специалистов и рабочих в образовательных учреждениях профессионального образования, повышение социальной напряженности в молодежной среде, обусловленной ростом безработицы, прежде всего выпускников образовательных учреждений профессионального образования, и профессиональной неудовлетворенности молодых людей.
Условия создаваемого в российской экономике рынка предъявляют новые требования к молодежи. Молодой человек должен быть готов к тому, что в течение жизни ему придется осваивать новые виды деятельности, уметь самостоятельно искать работу, трудоустраиваться и самостоятельно продвигать себя на рынке труда.
Для решения этих задач молодые люди нуждаются в знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях, способностях; умении объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личные качества с требованиями профессионального труда и психологическими характеристиками трудовой деятельности.
Требует развития и такая форма занятости молодежи, как предпринимательство. По данным Новосибирского регионального отделения Ассоциации молодых предпринимателей России, всего 6% молодежи стремится открывать собственный бизнес, при этом большинство из них состоит из малых предприятий в основном четырех сфер деятельности - торговли, общественного питания, строительного и инновационного бизнеса. Поэтому очень важно оказать поддержку, популяризировать молодежное предпринимательство, поскольку коммерциализация проектов, идей и молодежных инициатив - важнейший фактор инновационного прорыва региона.
В данной ситуации приоритетами активной политики занятости становятся профессиональная ориентация и социальная адаптация молодежи на рынке труда Новосибирской области. О значимости профессиональной ориентации свидетельствуют результаты научных исследований, согласно которым профессиональная ориентация повышает производительность труда до 30%, уменьшает текучесть кадров до 25%.
3.3. Обоснование необходимости применения программно-целевого метода
Успешность повышения конкурентоспособности и карьерного продвижения молодежи во многом определяется принятием верного решения при выборе сферы деятельности. Оказание услуг по профессиональной ориентации ведет к увеличению возможностей построения различных вариантов развития успешной карьеры - осознанной социальной позиции и поведения, связанных с профессиональной деятельностью, повышению профессиональной и личностной мобильности, что и является итогом социальной адаптации данной категории граждан.
Необходима концентрация усилий по организации профессиональных консультаций и психологического тестирования с целью выявления личностных качеств, индивидуальных склонностей, интересов, способностей и возможностей молодежи, в том числе абитуриентов образовательных учреждений профессионального образования, для более точного профессионального самоопределения, а также создание условий для социальной адаптации молодежи, обучение ее технологии эффективного поиска работы, социальным навыкам, необходимым в процессе трудоустройства, что в конечном итоге будет способствовать повышению конкурентоспособности данной категории граждан.
Исходя из вышеизложенного, целесообразно применение программно-целевого метода для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда Новосибирской области.
4. Цели и задачи ведомственной целевой программы
Цель и задачи программы, а также целевые индикаторы, характеризующие степень достижения цели и решения поставленных задач, приведены в приложении N 1.
Значения целевых индикаторов определены по результатам анализа данных показателей за прошлые годы, сложившихся тенденций, факторов и условий, определяющих их динамику.
4.1. Цель
Целью программы является создание условий для вовлечения молодежи в трудовую деятельность и повышение ее конкурентоспособности на рынке труда Новосибирской области.
Целевой индикатор: доля безработной молодежи от общего количества молодежи Новосибирской области в возрасте от 14 до 29 лет.
Показатель рассчитывается на основе мониторинга о численности молодых людей, зарегистрированных ГУ ЦЗН безработными, и статистических данных о численности молодежи от 14 до 29 лет, проживающей в Новосибирской области.
4.2. Задачи
Задачи программы определяются ее основной целью и заключаются в следующем:
Задача 1. Профессиональная ориентация молодежи.
Целевой индикатор 1: доля поступивших в образовательные учреждения профессионального образования, получивших квалифицированную помощь по профессиональной ориентации.
В настоящее время статистические данные о доле поступивших в образовательные учреждения профессионального образования, получивших квалифицированную помощь по профессиональной ориентации, отсутствуют, прогнозные значения показателя рассчитаны с помощью экспертных оценок сотрудников министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, ГАУ НСО "Центр развития профессиональной карьеры" и ГУ ЦЗН.
Целевой индикатор 2: доля выпускников образовательных учреждений профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в первый год после выпуска.
Показатель рассчитывается на основе мониторинга образовательных учреждений профессионального образования в форме опроса выпускников образовательных учреждений профессионального образования после их окончания. Мониторинг осуществляется дважды в год.
Задача 2. Социальная адаптация молодежи на рынке труда Новосибирской области.
Целевой индикатор 1: доля выпускников образовательных учреждений профессионального образования, имеющих риск быть нетрудоустроенными, к общему выпуску.
Показатель рассчитывается на основе ежемесячного мониторинга образовательных учреждений профессионального образования в форме опроса выпускников образовательных учреждений профессионального образования после их окончания и (или) анализа результатов направлений образовательных учреждений профессионального образования к работодателям.
Целевой индикатор 2: уровень трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования от общего выпуска.
Показатель рассчитывается на основе ежемесячного мониторинга образовательных учреждений профессионального образования и ГУ ЦЗН о трудоустройстве выпускников образовательных учреждений профессионального образования, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы.
Целевой индикатор 3: доля выпускников НПО и СПО, признанных безработными, в общем числе выпускников образовательных учреждений всех уровней профессионального образования, признанных безработными.
Показатель рассчитывается на основе ежемесячного мониторинга численности выпускников образовательных учреждений профессионального образования, признанных ГУ ЦЗН безработными, в том числе выпускников НПО и СПО.
5. Перечень программных мероприятий ведомственной целевой программы
Для достижения указанных в программе цели и решения задач, направленных на повышение конкурентоспособности молодежи Новосибирской области, планируется осуществить ряд взаимоувязанных мероприятий, перечень которых приведен в приложении N 2.
В программе планируется использовать социологические подходы к формированию общественного мнения и метод мультиплицирования опыта.
Мероприятия программы сгруппированы по следующим направлениям:
1. Профессиональная ориентация молодежи.
В комплексе программных мероприятий уделяется особое место решению задачи профессиональной ориентации молодежи от старшеклассников до выпускников образовательных учреждений профессионального образования, а именно:
- организация тематических часов для выпускников общеобразовательных учреждений "Рассказы о рабочих профессиях", "Мир профессий" и т.д.;
- оказание услуг по профессиональной ориентации учащимся и выпускникам общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений профессионального образования в ходе ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, дней открытых дверей;
- проведение профориентационного тестирования и консультирования абитуриентов в ходе работы приемных комиссий образовательных учреждений профессионального образования;
- проведение тренингов и консультаций для молодых людей с использованием новейших технологий, в том числе коучинговых, развития личных и деловых компетенций;
- обеспечение комплектом видеофильмов (70 видеофильмов) о профессиях общеобразовательных учреждений г. Новосибирска.
Важную роль в формировании в сознании молодых людей образа успешного в своей профессии специалиста играет трансляция опыта построения успешных карьер на территории Новосибирской области. Это возможно через маркетинговые действия по освещению карьерных траекторий успешных в своей профессии специалистов, имеющих высокие показатели профессиональной деятельности, профессиональный и социальный статус, постоянно нацеленных на саморазвитие и самосовершенствование, на новые личностные и профессиональные достижения, имеющие социально позитивное значение.
В связи с этим, в комплексе программных мероприятий запланировано производство серии из 6 фильмов "Успешный профессионал" и демонстрация данных фильмов на государственном телевизионном канале ОТС (предполагаемая аудитория 400 тыс. человек) и в учреждениях профессионального образования.
Одними из условий повышения качества работы с молодежью по профессиональной ориентации являются новые подходы и овладение современными технологиями работы специалистами, задействованными в данной работе. На сегодняшний день самая передовая психолого-управленческая практика сконцентрирована в тренинговых школах в среде специалистов, которые постоянно обучаются у зарубежных и российских лидеров. Естественно, обучение в таких школах стоит дорого и недоступно как для молодежи в начале карьерного пути, так и для специалистов государственных учреждений. Задачу внедрения передового опыта в государственный сектор экономики может решить подготовка группы квалифицированных специалистов, способных обучаться современным технологиям индивидуальной и групповой работы и затем мультиплицировать полученные знания в среде специалистов центров содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений профессионального образования, профконсультантов ГУ ЦЗН, школьных психологов, молодежи. Вопросу повышения квалификации специалистов посвящено также проведение межрегиональной конференции с участием профессоров МГУ им. Ломоносова.
В перечень мероприятий включено приобретение комплектов оборудования (ноутбук, принтер, автоматизированный диагностический комплекс "Ресурс" и "Ресурс-К") для осуществления ГАУ НСО "Центр развития профессиональной карьеры" профориентационного тестирования и приобретение проектора и экрана для демонстрации серии фильмов "Успешный профессионал" в образовательных учреждениях профессионального образования.
Поддержать процессы самоактуализации и предпринимательские инициативы молодежи позволит проведение диагностики уровня выраженности предпринимательских компетенций, консультирование и проведение серии тренингов, направленных на развитие личных и деловых компетенций, необходимых в предпринимательской деятельности. Данные мероприятия помогут молодежи развить свои интересы и склонности; приобрести предпринимательские навыки в малом бизнесе; научиться полагаться на себя и проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях.
2. Социальная адаптация молодежи на рынке труда Новосибирской области.
В настоящее время одной из актуальных задач является организация мероприятий по социальной адаптации молодежи на рынке труда.
В ходе данной работы будут решены следующие вопросы:
- информирование молодежи о ситуации на рынке труда;
- формирование социальных навыков, способствующих скорейшему трудоустройству;
- информирование об успешных карьерных траекториях молодежи на рынке труда Новосибирской области;
- повышение адаптивных способностей молодежи: принятия личной ответственности за свою жизнь, самостоятельности, умения оценивать себя в контексте рынка труда, стремления к профессиональной конкурентоспособности и мобильности;
- отработка навыков в установлении конструктивных отношений с другими людьми, навыка осмысленного целеполагания;
- формирование профессиональной идентичности и адекватной профессиональной самооценки, готовности к будущей практической деятельности по получаемой (полученной) профессии.
Для решения задачи по социальной адаптации молодежи на рынке труда в перечне программных мероприятий предусмотрено следующее:
- производство фильма "Техника трудоустройства" (продолжительностью 20 минут), тиражирование фильма для использования его в качестве методического пособия в образовательных учреждениях профессионального образования;
- демонстрация фильма "Техника трудоустройства" на государственном телевизионном канале ОТС (предполагаемая аудитория 400 тыс. человек);
- тиражирование комплектов брошюр, плакатов и мультимедийных дисков для образовательных учреждений профессионального образования Новосибирской области, направленных на повышение мотивации и ответственности в профессиональной деятельности;
- проведение занятий по темам: "Технология поиска работы", "Как составить резюме", "Подготовка к собеседованию" для выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
- организация специализированных мероприятий по трудоустройству молодежи (ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, гарантированных собеседований, аукционов специалистов, презентаций организаций, дней выпускников) с участием работодателей, образовательных учреждений профессионального образования, ГАУ НСО "Центр развития профессиональной карьеры", ГУ ЦЗН;
- организация информационно-консультационных мероприятий для молодежи, включая выпускников образовательных учреждений профессионального образования (дни открытых дверей, дни карьеры, круглые столы, дни службы занятости, "Часы приема выпускников" в ГУ ЦЗН).
6. Механизм реализации ведомственной целевой программы
Текущее управление реализацией программы осуществляется министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области.
Исполнителями являются ГАУ НСО "Центр развития профессиональной карьеры" и ГУ ЦЗН, которые находятся в ведомственном подчинении министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области.
Исполнители мероприятий программы осуществляют:
1) своевременную и качественную реализацию мероприятий программы;
2) эффективное и целевое использование выделенных на реализацию программы средств;
3) ежеквартальное в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представление в министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области отчет о реализации мероприятий программы и использовании выделяемых финансовых средств.
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области:
1) осуществляет контроль за правомерным, эффективным и целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы, своевременным и в полном объеме выполнением мероприятий программы;
2) ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет информацию о расходовании финансовых средств в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и министерство экономического развития Новосибирской области.
Программа считается завершенной после выполнения мероприятий программы в полном объеме и (или) достижения цели программы.
7. Эффективность реализации ведомственной целевой программы
Оценка эффективности реализации программы будет ежегодно осуществляться путем соотнесения фактически достигнутых значений показателей реализации мероприятий и значений запланированных целевых индикаторов, установленных программой и приведенных в приложении N 1.
Комплексом мероприятий программы будет охвачено не менее 37690 молодых людей, в том числе: не менее 7180 человек - в 2011 году; ежегодно не менее 15255 человек - в 2012 - 2013 годах.
В результате реализации программы будет обеспечено:
1. Сокращение доли безработной молодежи до 2,4% от общего количества молодежи Новосибирской области в возрасте от 14 до 29 лет.
2. Увеличение доли поступивших в образовательные учреждения профессионального образования, получивших квалифицированную помощь по профессиональной ориентации, до 30% в общей численности граждан, поступивших в образовательные учреждения профессионального образования.
3. Рост уровня трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования до 80% от общего выпуска.
4. Рост уровня трудоустройства по полученной профессии (специальности) выпускников образовательных учреждений профессионального образования в первый год после выпуска до 75% в общем количестве трудоустроенных выпускников указанной категории.
5. Сокращение доли выпускников образовательных учреждений профессионального образования, имеющих риск быть нетрудоустроенными, до 7% от общего выпуска.
6. Сокращение доли выпускников НПО и СПО, признанных безработными, до 72% в общем числе выпускников образовательных учреждений всех уровней профессионального образования, признанных безработными.
8. Объемы финансирования ведомственной целевой программы
Объемы финансирования программы составляют 4 563,5 тыс. руб.
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств, предоставленных в виде субсидии из областного бюджета Новосибирской области. Порядок финансирования мероприятий программы утверждается Правительством Новосибирской области.
Распределение по годам:
2011 год - 1 031,0 тыс. руб.
2012 год - 1 840,9 тыс. руб.
2013 год - 1 691,6 тыс. руб.
Приложение N 1
к ведомственной целевой программе
"Совершенствование профориентационной
работы с молодежью и вовлечение ее в
трудовую деятельность Новосибирской
области в 2011 - 2013 годах"
Цели и задачи
ведомственной целевой программы "Совершенствование профориентационной работы с молодежью и вовлечение ее в трудовую деятельность Новосибирской области в 2011 - 2013 годах"
Цель/задачи |
Показатель |
Ед. изм. |
Период реализации |
Примечание |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||
Цель: Создание условий для вовлечения молодежи в трудовую деятельность и повышение ее конкурентоспособности на рынке труда Новосибирской области |
Целевой индикатор: доля безработной молодежи от общего количества молодежи Новосибирской области в возрасте от 14 до 29 лет |
% |
3,0 |
2,6 |
2,4 |
Доля безработной молодежи от общего количества молодежи Новосибирской области в возрасте от 14 до 29 лет в 2010 году составила 3,1% |
Задача 1: Профессиональная ориентация молодежи |
Целевой индикатор 1: доля поступивших в образовательные учреждения профессионального образования, получивших квалифицированную помощь по профессиональной ориентации, в общей численности граждан, поступивших в образовательные учреждения профессионального образования |
% |
20,0 |
25,0 |
30,0 |
Статистические данные за 2010 год отсутствуют. Прогнозные значения показателя рассчитаны с помощью экспертных оценок |
Целевой индикатор 2: доля выпускников образовательных учреждений профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в первый год после выпуска, в общей численности трудоустроенных выпускников указанной категории |
% |
73,0 |
74,0 |
75,0 |
В 2010 году значение показателя было равно 72,5% |
|
Задача 2: Социальная адаптация молодежи на рынке труда Новосибирской области |
Целевой индикатор 1: доля выпускников образовательных учреждений профессионального образования, имеющих риск быть нетрудоустроенными, к общему выпуску |
% |
15,0 |
11,0 |
7,0 |
В 2010 году доля выпускников образовательных учреждений профессионального образования, имеющих риск быть нетрудоустроенными, составляла 16,3% к общему выпуску |
Целевой индикатор 2: уровень трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования от общего выпуска |
% |
70,0 |
75,0 |
80,0 |
В 2010 году количество выпускников, признанных безработными, составляло 53,0% от общего выпуска |
|
Целевой индикатор 3: доля выпускников НПО и СПО, признанных безработными, в общем числе выпускников образовательных учреждений всех уровней профессионального образования, признанных безработными |
% |
76,0 |
74,0 |
72,0 |
В 2010 году значение показателя было равно 77,0% |
Приложение N 2
к ведомственной целевой программе
"Совершенствование профориентационной
работы с молодежью и вовлечение ее в
трудовую деятельность Новосибирской
области в 2011 - 2013 годах"
Мероприятия
ведомственной целевой программы "Совершенствование профориентационной работы с молодежью и вовлечение ее в трудовую деятельность Новосибирской области в 2011 - 2013 годах"
Цель/задачи, требующие решения для достижения цели |
Показатель |
Ед. изм. |
Период реализации программы |
Ответственный исполнитель |
Ожидаемый результат |
|||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||||
Цель: Создание условий для вовлечения молодежи в трудовую деятельность и повышение ее конкурентноспособности на рынке труда Новосибирской области | ||||||||
Задача 1. Профессиональная ориентация молодежи | ||||||||
Мероприятие 1. Проведение межрегиональной конференции с участием профессоров МГУ им. Ломоносова |
Количество |
шт. |
- |
1 |
1 |
ЦРПК |
Обмен опытом и обучение новым формам работы не менее 100 специалистов, работающих в сфере профессиональной ориентации молодежи |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
- |
117,5 |
136,45 |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
- |
117,5 |
136,45 |
||||
Мероприятие 2. Приобретение комплектов оборудования (ноутбук, принтер, автоматизированный диагностический комплекс "Ресурс") |
Количество |
шт. |
3 |
4 |
- |
ЦРПК |
Оснащение ЦРПК необходимым для проведения профориентационных тестирований оборудованием |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
27,0 |
28,0 |
- |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
81,0 |
112,0 |
- |
||||
Мероприятие 3. Проведение профориентационных тестирований и консультирование абитуриентов в ходе работы приемных комиссий образовательных учреждений профессионального образования |
Количество |
чел. |
150 |
200 |
200 |
ЦРПК |
Оказание услуг по профессиональной ориентации 550 абитуриентам образовательных учреждений профессионального образования |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
1,2 |
1,25 |
1,31 |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
180,0 |
250,0 |
262,0 |
||||
Мероприятие 4. Тиражирование комплекта видеофильмов о профессиях (комплект 70 видеофильмов) для общеобразовательных учреждений г. Новосибирска |
Количество |
шт. |
100 |
200 |
200 |
ЦРПК |
Обеспечение видеофильмами о профессиях 500 общеобразовательных учреждений |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
50,0 |
100,0 |
100,0 |
||||
Мероприятие 5. Профессиональная ориентация учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений профессионального образования в ходе ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, дней открытых дверей |
Количество |
чел. |
7000 |
15000 |
15000 |
ГУ ЦЗН |
Оказание услуг по профессиональному информированию и консультированию в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения не менее 37 тыс. учащимся и выпускникам общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений профессионального образования |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
- (мероприятия не требуют финансовых затрат) |
||||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
|||||||
Мероприятие 6. Производство серии из 6 фильмов "Успешный профессионал" (продолжительностью 3 минуты) |
Количество |
шт. |
- |
6 |
- |
ЦРПК |
Информирование об успешных карьерных траекториях молодежи на рынке труда Новосибирской области с предполагаемым охватом аудитории 400 тыс. человек |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
- |
18,0 |
- |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
- |
108,0 |
- |
||||
Мероприятие 7. Демонстрация серии фильмов "Успешный профессионал" на государственном телевизионном канале ОТС |
Количество |
показы |
- |
18 |
18 |
ЦРПК |
||
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
- |
5,8 |
6,2 |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
- |
104,4 |
111,6 |
||||
Мероприятие 8. Приобретение проектора и экрана для демонстрации серии фильмов "Успешный профессионал" в образовательных учреждениях профессионального образования |
Количество |
шт. |
1 |
- |
- |
ЦРПК |
||
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
29,0 |
- |
- |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
29,0 |
- |
- |
||||
Мероприятие 9. Организация тематических часов для выпускников общеобразовательных учреждений "Рассказы о рабочих профессиях", "Мир профессий" и т.д. |
Количество |
чел. |
3000 |
6000 |
6000 |
ГУ ЦЗН |
||
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
- (мероприятия не требуют финансовых затрат) |
||||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
|||||||
Мероприятие 10. Обучение специалистов ЦРПК новейшим методам индивидуального и группового консультирования, в том числе коучингу, с целью мультипликации полученных знаний |
Количество |
чел. |
не менее 7 |
не менее 7 |
не менее 7 |
ЦРПК |
Внедрение передового психолого-управленческого опыта в сферу профессиональной ориентации молодежи |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
40,0 |
48,0 |
50,0 |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
280,0 |
336,0 |
350,0 |
||||
Мероприятие 11. Повышение квалификации специалистов, работающих в области профессиональной ориентации молодежи |
Количество |
чел. |
- |
30 |
30 |
ЦРПК |
Повышение уровня компетентности 60 чел. из числа специалистов центров содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений профессионального образования, профконсультантов ГУ ЦЗН, школьных психологов за счет получения новых знаний в сфере профессиональной ориентации молодежи |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
- |
3,0 |
3,2 |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
- |
90,0 |
96,0 |
||||
Мероприятие 12. Приобретение автоматизированной диагностической системы "Ресурс-К" |
Количество |
шт. |
1 |
- |
- |
ЦРПК |
Оснащение ЦРПК современным диагностическим оборудованием. Сокращение продолжительности оказания услуг по профессиональной ориентации молодежи за счет автоматизации указанной работы |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
70,0 |
- |
- |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
70,0 |
- |
- |
||||
Мероприятие 13. Проведение диагностики уровня выраженности предпринимательских компетенций молодежи |
Количество |
чел. |
30 |
55 |
55 |
ЦРПК |
Получение прогноза успешности предпринимательской деятельности при выборе указанной формы занятости 140 молодых людей |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
1,2 |
1,25 |
1,31 |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
36,0 |
68,75 |
72,05 |
||||
Мероприятие 14. Проведение серии тренингов, направленных на развитие личных и деловых компетенций, необходимых в предпринимательской деятельности |
Количество |
чел. |
30 |
55 |
55 |
ЦРПК |
Развитие личных и деловых компетенций, необходимых в предпринимательской деятельности, - охват мероприятиями 140 молодых людей |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
5,0 |
5,35 |
5,7 |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
150,0 |
294,25 |
313,5 |
||||
Итого на решение задачи 1: |
|
тыс. руб. |
876,0 |
1580,9 |
1441,6 |
|
|
|
Задача 2. Социальная адаптация молодежи на рынке труда Новосибирской области | ||||||||
Мероприятие 1. Производство фильма "Техника трудоустройства" (продолжительностью 20 минут) |
Количество |
шт. |
1 |
- |
- |
ЦРПК |
Информирование молодежи об основах поиска работы, поведении при трудоустройстве, собеседовании с работодателем по вопросу приема на работу. Предполагаемый охват аудитории при демонстрации фильма 400 тыс. человек |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
100,0 |
- |
- |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
100,0 |
- |
- |
||||
Мероприятие 2. Демонстрация фильма "Техника трудоустройства" на государственном телевизионном канале ОТС |
Количество |
показы |
- |
4 |
4 |
ЦРПК |
||
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
- |
50,0 |
50,0 |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
- |
200,0 |
200,0 |
||||
Мероприятие 3. Тиражирование фильма "Техника трудоустройства" |
Количество |
экз. |
50 |
100 |
- |
ЦРПК |
||
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
0,1 |
0,1 |
- |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
5,0 |
10,0 |
- |
||||
Мероприятие 4. Тиражирование комплектов брошюр, плакатов и мультимедийных дисков для образовательных учреждений профессионального образования Новосибирской области, направленных на повышение мотивации и ответственности в профессиональной деятельности |
Количество |
шт. |
50 |
50 |
50 |
ЦРПК |
Обеспечение комплектом методических материалов 150 образовательных учреждений профессионального образования Новосибирской области, в том числе всех образовательных учреждений НПО и СПО |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
||||
Мероприятие 5. Проведение занятий по темам: "Технология поиска работы", "Как составить резюме", "Подготовка к собеседованию" для выпускников образовательных учреждений профессионального образования |
Количество |
чел. |
5000 |
10000 |
10000 |
ГУ ЦЗН |
Информирование выпускников образовательных учреждений профессионального образования об основах поиска работы, поведении при трудоустройстве, собеседовании с работодателем по вопросу приема на работу в форме практических занятий, тренингов, семинаров |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
- (мероприятия не требуют финансовых затрат) |
||||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
|||||||
Мероприятие 6. Организация специализированных мероприятий по трудоустройству молодежи, включая выпускников образовательных учреждений профессионального образования (ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, гарантированных собеседований, аукционов специалистов, презентаций организаций, дней выпускников) с участием работодателей, образовательных учреждений профессионального образования |
Количество |
шт. |
100 |
100 |
100 |
ГУ ЦЗН ЦРПК |
Сокращение продолжительности поиска молодежью работы, обеспечение гарантированного собеседования работодателей и молодежи, прежде всего выпускников образовательных учреждений профессионального образования, по вопросам трудоустройства |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
- (мероприятия не требуют финансовых затрат) |
||||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
|||||||
Мероприятие 7. Организация информационно-консультационных мероприятий для молодежи, включая старшекурсников и выпускников образовательных учреждений профессионального образования (дни открытых дверей, дни карьеры, круглые столы, дни службы занятости, "Часы приема выпускников"), в том числе с привлечением работодателей, образовательных учреждений профессионального образования к их проведению |
Количество |
чел. |
200 |
200 |
200 |
ГУ ЦЗН ЦРПК |
Оперативное информирование молодежи об оказываемых услугах в сфере социальной адаптации на рынке труда, возможностях трудоустройства по имеющейся профессии (специальности). Обеспечение возможностей для решения вопросов прохождения производственной практики, стажировок старшекурсников и выпускников образовательных учреждений профессионального образования |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
- (мероприятия не требуют финансовых затрат) |
||||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
|||||||
Мероприятие 8. Организация временного трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования по полученным профессиям (специальностям) в период поиска постоянной работы |
Количество |
чел. |
750 |
750 |
750 |
ГУ ЦЗН |
Приобретение выпускниками образовательных учреждений профессионального образования навыков работы по полученным профессиям (специальностям). Обеспечение возможностей работодателей подбора необходимых работников из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования. Повышение уровня трудоустройства по полученной профессии (специальности) выпускников образовательных учреждений профессионального образования в первый год после выпуска до 75% в общем количестве трудоустроенных выпускников указанной категории |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
- (мероприятия не требуют финансовых затрат) |
||||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
|||||||
Мероприятие 9. Оказание организационно-консультационных услуг молодежи по вопросам организации предпринимательской деятельности и самозанятости, в том числе в форме семинаров, мастер-классов по бизнес-планированию |
Количество |
чел. |
500 |
500 |
500 |
ГУ ЦЗН |
Поддержка предпринимательских инициатив молодежи с охватом мероприятиями 1,5 тыс. молодых людей |
|
Стоимость единицы |
тыс. руб. |
- (мероприятия не требуют финансовых затрат) |
||||||
Сумма затрат |
тыс. руб. |
|||||||
Итого на решение задачи 2: |
|
тыс. руб. |
155,0 |
260,0 |
250,0 |
|
|
|
Итого затрат по программе: |
|
тыс. руб. |
1031,0 |
1840,9 |
1691,6 |
|
|
Перечень используемых сокращений:
НПО - начальное профессиональное образование;
СПО - среднее профессиональное образование;
ГУ ЦЗН - государственные учреждения Новосибирской области центры занятости населения;
ЦРПК - государственное автономное учреждение Новосибирской области "Центр развития профессиональной карьеры".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принята ведомственная целевая программа совершенствования профориентационной работы с молодежью на 2011 - 2013 г.г.
Целью программы является создание условий для вовлечения молодежи в трудовую деятельность и повышение ее конкурентоспособности на рынке труда.
Она включает комплекс мероприятий по профессиональной ориентации и социальной адаптации молодежи на рынке труда.
Предполагается, что реализация программы позволит увеличить уровень трудоустройства выпускников образовательных учреждений до 80% от выпуска, а уровень трудоустройства по полученной профессии (специальности) увеличить до 75% в общем количестве трудоустроенных выпускников. Доля безработной молодежи сократится до 2,4% в общем количестве молодежи в возрасте от 14 до 29 лет.
На финансирование программы запланировано 4 563,5 тыс. руб. Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств, предоставленных в виде субсидии из областного бюджета.
Приказ Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области от 3 мая 2011 г. N 230 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Совершенствование профориентационной работы с молодежью и вовлечение ее в трудовую деятельность Новосибирской области в 2011 - 2013 годах""
Текст приказа официально опубликован не был