Письмо Минфина России от 30 апреля 2015 г. N 02-10-07/25390
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросам, связанным с осуществлением полномочий органов государственного финансового контроля, и сообщает.
В соответствии с пунктом 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 г. N 82н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения граждан по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, полагаем возможным сообщить следующее.
В соответствии со статьей 267.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации под проверкой, проводимой органом государственного финансового контроля, понимается совершение им контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период; под ревизией - комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
В соответствии с частью 3 статьи 269.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила), должностные лица Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.
При этом перечень запрашиваемых документов и материалов Правилами не ограничен и определяется должностными лицами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора самостоятельно, исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия.
Кроме того, по мнению Департамента бюджетной методологии, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.
Аналогично, если иное не установлено нормативно-правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, должностные лица органа государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют перечень информации, необходимой для проведения контрольных мероприятий.
По вопросу принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не соответствующих положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, сообщаем.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, иные законы субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не соответствующих положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Признание таких актов противоречащими закону полностью или в части осуществляется в судебном порядке в соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Должностные лица Росфиннадзора, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, вправе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.
При этом перечень запрашиваемых документов и материалов не ограничен. Он определяется должностными лицами Службы самостоятельно, исходя из предмета (направления) контрольного мероприятия.
Кроме того, по мнению Минфина, контрольная деятельность по фактическому изучению законности совершенных финансовых и хозяйственных операций может включать исследование документов, подтверждающих факт оказания услуг, выполнения работ, закупки товаров за счет бюджетных средств.
Аналогично, если иное не установлено нормативными актами региона, должностные лица органа государственного финансового контроля субъекта Федерации самостоятельно определяют перечень информации, необходимой для проведения контрольных мероприятий.
Также разъяснено, что принятие региональными органами нормативных актов в сфере бюджетных правоотношений, не соответствующих положениям БК РФ, является нарушением бюджетного законодательства России.
Такие акты признаются противоречащими закону полностью или в части в судебном порядке в соответствии с ГПК РФ.
Письмо Минфина России от 30 апреля 2015 г. N 02-10-07/25390
Текст письма официально опубликован не был