Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20 мая 2015 г. N 307-ЭС14-4641 Суд отменил принятые ранее судебный акты и направил дело на новое рассмотрение, поскольку в банковской гарантии не содержалось положений, обязывающих бенефициара представить какие либо конкретные документы, признаваемые гарантией единственно допустимых свидетельств направления бенефициаром претензионного уведомления принципалу и неисполнения принципалом требований бенефициара о возврате аванса

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Бенефициар (заказчик) просил взыскать с гаранта (банка) задолженность по банковской гарантии, которой обеспечивалось в т. ч. обязательство принципала (подрядчика) по возврату неотработанного аванса.

В иске было отказано.

Но Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ направила дело на новое рассмотрение, отметив следующее.

Согласно ГК РФ предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство.

Таким образом, ссылка в гарантии на основное обязательство не меняет ее независимой природы. Независимость гарантии обеспечивается наличием специальных (и при этом исчерпывающих) оснований для отказа гаранта в удовлетворении требования бенефициара, никак не связанных с основным обязательством, а также отсутствием у гаранта права отказать в выплате при предъявлении ему повторного требования.

Банк осуществляет профессиональную деятельность на финансовом рынке. Поэтому условия банковской гарантии следовало толковать в пользу бенефициара.

Гарант в любом случае не вправе был выдвигать против осуществления платежа по гарантии возражения, которые мог бы выдвигать принципал по отношению к бенефициару.

В качестве исключения из общего принципа независимости банковской гарантии судебная практика рассматривает ситуацию, когда недобросовестный бенефициар, уже получивший надлежащее исполнение по основному обязательству, в целях неосновательного обогащения, действуя умышленно во вред гаранту и принципалу, требует платежа от гаранта. В этом случае иск бенефициара не подлежит удовлетворению.

При этом доказывать недобросовестность бенефициара должен гарант, возражающий против осуществления платежа.

Банк, ссылающийся на наличие признаков злоупотребления правом в действиях бенефициара, должен был подтвердить размер взаимного предоставления заказчика и подрядчика (определить сальдо встречных обязательств) и доказать объем завершающей обязанности одной стороны в отношении другой. Если общая сумма полученных подрядчиком от заказчика платежей меньше стоимости всех выполненных работ, бенефициар мог быть признан лицом, злоупотребляющим правом.


Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20 мая 2015 г. N 307-ЭС14-4641


Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, декабрь 2015 г., N 12 (в извлечении)