Определение Верховного Суда РФ от 12 мая 2015 г. N 306-КГ15-3897
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В.,
изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" (г. Санкт-Петербург, далее - общество "АЦ Русь-Авто") на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.08.2014 по делу N А12-19591/2012, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2015 по тому же делу
по заявлению Управления Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам (г. Ростов-на-Дону, далее - управление Министерства культуры) к администрации городского округа город-герой Волгоград (г. Волгоград, далее - Администрация) о признании недействительным разрешения на строительство от 30.06.2011 N RU3401000-131/Ко/11рпм, выданное обществу "АЦ Русь-Авто" на строительство дилерского центра по продаже и обслуживанию автомобилей по проспекту имени В.И. Ленина в квартале 02_10_003 в Краснооктябрьском районе Волгограда 1 пусковой комплекс. Автоцентр "Мазда"
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, общества "АЦ Русь-Авто", министерства культуры Волгоградской области (г. Волгоград), комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (г. Волгоград), закрытого акционерного общества "Казпромволга" (п.г.т. Городище, Волгоградская область), правительства Волгоградской области (г. Волгоград), общества с ограниченной ответственностью Проектно-строительное объединение "Волгоградгражданпроект" (г. Волгоград) с участием в деле прокуратуры Волгоградской области (г. Волгоград) установил:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.08.2014, оставленным без изменения постановлениями Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 и Арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2015, заявленные требования удовлетворены.
Общество "АЦ Русь-Авто" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из содержания оспариваемых судебных актов, управление Министерства культуры обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что спорное разрешение на строительство выдано на основании оспоренных Нижне-Волжским управлением Минкультуры России правовых актов, которые признаны недействующими в рамках дела N А12-5488/2012.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что земельный участок в пределах квартала 02_10_003 располагается в зоне регулируемой застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения "Мамаев курган - место ожесточенных боев в 1942-1943 г.г." (категория "Б"), принимая во внимание обстоятельства, установленные по делу N А12-5488/2012, установив, что проект строительства дилерских автоцентров должен был проходить государственную историко-культурную экспертизу, установив, что ни при выдаче разрешения на строительство Администрацией, ни при начале строительных работ заказчик - общество "АЦ "Русь-Авто" или подрядчик - закрытое акционерное общество "Казпромволга" документы для проведения согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия - комитетом по культуре администрации Волгоградской области (впоследствии министерство культуры Волгоградской области) и федеральным органом охраны объектов культурного наследия - Нижне-Волжским управлением Минкультуры России, не направляли и такого согласования не получали, что является нарушением требований, установленных постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.06.2007 N 942, суды пришли к выводу о наличии оснований для признания разрешения на строительство недействительным, поскольку действия Администрации при выдаче оспариваемого разрешения противоречат требованиям, установленным Положением о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 N 2.
Руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР", указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения", распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2006 N 1449-р, Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положения о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации, утвержденного приказом Минкультуры России от 14.11.2011 N 1059, арбитражные суды удовлетворили заявленные требования и признали, что решение Администрации о выдаче обществу "АЦ "Русь-Авто" оспариваемого разрешения на строительство не соответствует вышеуказанным законодательным и иным нормативным правовым актам, принято в соответствии с признанными судом недействительными постановлениями Администрации от 17.11.2008 N 2402 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" и от 23.04.2008 N 794 "Об утверждении проекта планировки, совмещенного с проектом межевания".
При принятии решения по настоящему делу суды исходили из того, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия федерального значения "Мамаев курган" все строительство и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительными органами, специально уполномоченными в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Строительные работы в указанной зоне охраны могут проводиться при условии согласования их проведения с федеральным и региональным органами охраны объектов культурного наследия, таким федеральным органом на территории Волгоградской области в рассматриваемом периоде являлось Нижне-Волжское управление Минкультуры России.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и являющихся достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, указанные в жалобе доводы не подтверждают.
Доводы жалобы о несогласии с выводами судов по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах, которым дана соответствующая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "АЦ Русь-Авто" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.В. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 12 мая 2015 г. N 306-КГ15-3897
Текст определения официально опубликован не был