Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21 мая 2015 г. N АПЛ15-176
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Горшкова В.В.
при секретаре Горбачевой Е.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства о признании частично недействующими подпунктов 30 и 34 пункта 2 изменений в приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей", внесенных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 339,
по апелляционной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя заявителя Тяжельникова Д.А., который поддержал апелляционную жалобу, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Иванова С.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 339, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 сентября 2014 г., регистрационный номер 33938, и опубликованным 8 октября 2014 г. в "Российской газете", внесены изменения в приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (далее - Изменения).
Подпунктом 30 пункта 2 Изменений утвержденная приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333 Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (далее - Методика) дополнена главой X "Порядок разработки величин НДС для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение", включающей в себя в том числе пункты 83 и 84. Пункт 83 предусматривает, что организация, осуществляющая водоотведение, размещает значения допустимых концентраций нормируемых веществ для расчета абонентами нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (далее также - НДС) на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По письменному запросу абонента, заключившего с этой организацией договор водоотведения, представляет ему указанные значения в 10-дневный срок любым доступным способом. Определение значений допустимых к сбросу в системы водоотведения концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента (Сндс) абонентами организаций, осуществляющих водоотведение, производится в порядке, указанном в приложении 4 к Методике. Согласно пункту 84 НДС разрабатываются абонентами на срок действия НДС для выпуска организации, осуществляющей водоотведение. Информация о сроке действия НДС для выпуска организации, осуществляющей водоотведение, размещается этой организацией на своем официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети "Интернет".
Подпунктом 34 пункта 2 Изменений Методика дополнена приложением 4 (содержит Порядок определения значений допустимых концентраций загрязняющих веществ, иных веществ для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение), пункт 8 которого закрепляет, что определение значений показателей Q (годовой расход сточных вод, поступающих на очистные сооружения организации, осуществляющей водоотведение, тыс. м3), Qпр (годовой расход сточных вод абонентов, не относящихся к жилищному фонду, тыс. м3), Qж (годовой расход сточных вод от объектов жилищного фонда, тыс. м3), Qпов (годовой расход поверхностных сточных вод с территории нормируемых абонентов, тыс. м3), Сж (концентрация загрязняющих веществ в сточных водах от объектов жилищного фонда, мг/дм3), Спов (концентрация загрязняющих веществ в поверхностных сточных водах, мг/дм3), Срас (расчетная концентрация загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в системы водоотведения организации, осуществляющей водоотведение, мг/дм3) выполняется организациями, осуществляющими водоотведение, и публикуется на официальном сайте этих организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (далее - МУП "Водоканал") оспорило в Верховном Суде Российской Федерации подпункты 30 и 34 пункта 2 Изменений в части, дополняющей Методику пунктами 83 и 84, а также пунктом 8 приложения 4, ссылаясь на их противоречие пункту 9 части 1 статьи 4, статье 34, части 6 статьи 42 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", стандартам раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6. По мнению заявителя, установленные оспариваемыми положениями требования о размещении информации о значениях допустимых концентраций нормируемых веществ на сайте в сети "Интернет", а также предоставление такой информации по письменному запросу абонента нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и возлагают дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральным законом.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе МУП "Водоканал" просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании подпунктов 30 и 34 пункта 2 Изменений недействующими в части, обязывающей организацию, осуществляющую водоотведение, размещать информацию о значениях допустимых концентраций нормируемых веществ на сайте в сети "Интернет", и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования, считая, что судом первой инстанции применены нормы закона, не подлежащие применению, не применены надлежащие нормы закона, а также доводам лиц, участвующих в деле, не дана надлежащая оценка.
Министерство юстиции Российской Федерации в поступившем заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, полагает обжалуемое решение суда подлежащим отмене, а апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, так как законодательством Российской Федерации об окружающей природной среде и природных ресурсах не предусмотрено требование к организациям, осуществляющим водоотведение, размещать на сайте значения допустимых концентраций нормируемых веществ для расчета абонентами нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, а также предоставлять указанные значения по письменному запросу абонента, заключившего с этой организацией договор водоотведения, в 10-дневный срок любым доступным способом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения не находит.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" Министерству природных ресурсов Российской Федерации поручено утвердить методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей. Во исполнение данного поручения Министерство природных ресурсов Российской Федерации 17 декабря 2007 г. утвердило Методику.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Министерство природных ресурсов Российской Федерации преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которому переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (пункт 7). Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404, данное министерство также уполномочено осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления.
В связи с изложенным в обжалуемом решении суда сделан правильный вывод, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации при внесении в Методику Изменений действовало в пределах компетенции, предоставленной ему Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", определяющий правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в статье 19 закрепляет, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды (пункты 1, 2).
Согласно пункту 1 статьи 22, пункту 1 статьи 23 названного закона к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, относятся нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, которые устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" в главе 5 регламентирует обеспечение охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения. Его статья 26 о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении водоотведения предписывает установление нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов для объектов централизованных систем водоотведения.
В свою очередь, статья 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", направленная на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду при отведении сточных вод абонента в централизованные системы водоотведения, предусматривает установление для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Порядок установления нормативов допустимых сбросов абонентов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и данным федеральным законом. При этом нормативы допустимых сбросов абонентов не должны превышать нормативы допустимых сбросов, установленные для объектов централизованных систем водоотведения, за исключением случаев, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющей очистку сточных вод, предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от абонентов.
В силу пунктов 2 и 3 Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 393, НДС устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в которую абоненты организаций, осуществляющих водоотведение, помимо заявления об установлении НДС, обязаны представить расчет НДС, произведенный ими в соответствии с Методикой.
С учетом содержания приведенных положений суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что абоненты организаций, осуществляющих водоотведение, для расчета НДС вправе получать от указанных организаций информацию о значениях НДС, установленных для объектов централизованных систем водоотведения, а организации, осуществляющие водоотведение, обязаны предоставить им эти сведения.
Предоставление организацией, осуществляющей водоотведение, такой информации абоненту для расчета НДС путем размещения ее на официальном сайте в сети "Интернет" является способом доведения ее до сведения абонента и каким-либо нормам большей юридической силы не противоречит.
Судом правильно признаны необоснованными доводы заявителя о противоречии Изменений в оспариваемой части пункту 9 части 1 статьи 4, статье 34 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" и стандартам раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6, поскольку оспариваемыми положениями сведения о значениях НДС, установленных для организаций, осуществляющих водоотведение, не отнесены к информации, подлежащей раскрытию в соответствии с названными стандартами.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе при рассмотрении дела судом правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, и доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка.
В жалобе не приведено доводов, опровергающих вывод суда о законности оспариваемых нормативных положений, основания считать такой вывод ошибочным отсутствуют.
Обжалуемое решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
В.Ю. Зайцев |
|
В.В. Горшков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21 мая 2015 г. N АПЛ15-176
Текст определения официально опубликован не был