Решение Верховного Суда РФ от 19 марта 2015 г. N АКПИ14-1647
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30 июля 2015 г. N АПЛ15-277 настоящее решение отменено
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Паршине Н.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Гришковца А.А. о признании частично недействующим абзаца второго пункта 103 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 15 октября 2012 г. N 320, установил:
приказом Федеральной миграционной службы от 15 октября 2012 г. N 320 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - Административный регламент). Приказ опубликован 27 марта 2013 г. в "Российской газете" и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 марта 2013 г., N 27764.
Согласно абзацу второму пункта 103 Административного регламента паспорт, оформленный несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному судом недееспособным (ограниченно дееспособным), выдается законному представителю указанных граждан, подавшему заявление, после проставления им подписи в первом экземпляре заявления в графе "Паспорт получил".
Гришковец А.А. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации приведенное положение Административного регламента в части, предусматривающей выдачу оформленного несовершеннолетнему гражданину загранпаспорта лишь законному представителю, подавшему заявление, как нарушающее равенство прав родителей в отношении их детей, закрепленное в части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, в пункте 1 статьи 61 и пункте 1 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), в статье 18 Конвенции о правах ребенка 1989 года, ограничивающее конституционное право его несовершеннолетней дочери на отдых и свободный выезд за пределы Российской Федерации.
В обоснование своего требования заявитель указал, что паспортно-визовым центром УФМС России по г. Москве ему отказано в выдаче загранпаспорта несовершеннолетней дочери в связи с тем, что заявление о выдаче загранпаспорта дочери было подано матерью несовершеннолетнего ребенка.
Гришковец А.А., а также представляющие его интересы адвокаты Куприянов А.А. и Куприянов Ф.А. поддержали заявленные требования.
Федеральная миграционная служба (далее - ФМС России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях указали на то, что Административный регламент издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, не нарушает права заявителя и его несовершеннолетнего ребенка.
Выслушав объяснения заявителя, его адвокатов, возражения представителей ФМС России Оганесяна А.Л., Каруцкого В.В. и Зайцевой А.М., представителя Минюста России Балояна К.Т., проверив оспариваемое нормативное предписание на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) порядок выдачи паспорта для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию гражданина устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ) в пункте 1 части 1 статьи 6 предусматривает, что органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Правилами разработки и утверждения административных регламентов и предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, установлено, что административные регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и органами государственного внебюджетного фонда, предоставляющими государственные услуги, в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и с учетом решений правительственных координационных органов, устанавливающих критерии, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений, а также иных требований к порядку предоставления государственных услуг (пункт 2). Регламенты, разработанные федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, утверждаются приказами руководителей указанных федеральных органов исполнительной власти (пункт 4).
Согласно Положению о Федеральной миграционной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. N 711, ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции (пункт 1), осуществляет нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности (подпункт 2.2), а также организует и осуществляет оформление и выдачу паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (подпункт 7.13.14); руководитель ФМС России издает нормативные правовые акты службы, в том числе с руководителями других федеральных органов исполнительной власти (подпункт 10.2).
Таким образом, Административный регламент принят в рамках полномочий ФМС России и в целях реализации положения части 1 статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ.
В силу части первой статьи 6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется данным федеральным законом.
Частью первой статьи 8 поименованного закона установлено, что паспорт оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении.
Из приведенных законоположений следует, что оформление и выдача паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего его личность за пределами территории Российской Федерации, предусматривает заявительный порядок обращения за предоставлением данной государственной услуги.
При этом в силу пунктов 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ запрос заявителя является необходимым условием предоставления любой государственной услуги. К заявителям относятся физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги.
Таким образом, в качестве заявителя государственной услуги по оформлению и выдаче загранпаспорта гражданина Российской Федерации может выступать законный представитель этого гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 64 СК РФ законными представителями детей являются их родители, которые выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Гражданину Российской Федерации со дня его рождения и до достижения возраста 18 лет паспорт оформляется и выдается по письменному заявлению о выдаче паспорта хотя бы одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, если иное не предусмотрено законом (часть четвертая статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ).
Из анализа указанных норм федерального законодательства следует, что заявителем государственной услуги по оформлению и выдаче загранпаспорта несовершеннолетнему ребенку является лишь тот законный представитель, который обратился с запросом о предоставлении данной государственной услуги.
Таким образом, правило абзаца второго пункта 103 Административного регламента полностью соответствует федеральному законодательству и не нарушает конституционный принцип равенства прав родителей, поскольку устанавливает порядок предоставления государственной услуги, который направлен на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних граждан. СК РФ предусмотрено, что все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей (пункт 2 статьи 65). Следовательно, родители при совместном воспитании ребенка самостоятельно принимают решение о том, кто из них будет обращаться за предоставлением государственной услуги по оформлению и выдаче загранпаспорта их несовершеннолетнему ребенку.
Отсутствие в законодательстве, регулирующем отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, норм, определяющих порядок их предоставления в случае невозможности получения государственных и муниципальных услуг лично заявителем, не может служить основанием для признания оспариваемого положения абзаца второго пункта 103 Административного регламента недействующим.
Поскольку оспариваемое нормативное положение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов заявителя, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Гришковца А.А. о признании частично недействующим абзаца второго пункта 103 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 15 октября 2012 г. N 320, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 19 марта 2015 г. N АКПИ14-1647
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30 июля 2015 г. N АПЛ15-277 настоящее решение отменено