Письмо Минфина России от 30 апреля 2015 г. N 02-03-11/25126
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение и сообщает.
1. Понятие федерального казенного учреждения и особенности его правового положения устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации. Кроме того, бюджетные правоотношения между субъектами, в том числе связанные с деятельностью федерального казенного учреждения как их участника, регулируют принятые во исполнение Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) федеральным казенным учреждением является государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы, устанавливающей лимиты бюджетных обязательств.
Согласно положениям статьи 161 Кодекса федеральное казенное учреждение осуществляет операции со средствами, предоставленными из федерального бюджета, через лицевые счета, открытые ему в Федеральном казначействе в соответствии с установленным Федеральным казначейством порядком.
Исключением являются операции по исполнению федерального бюджета, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации за пределами Российской Федерации, а также операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. В этих случаях федеральному казенному учреждению счета могут быть открыты в кредитных организациях.
В соответствии с положениями Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н (далее - Порядок N 24н), лицевой счет получателя бюджетных средств предназначен для учета бюджетных данных, полученных получателем бюджетных средств; для учета принятых получателем бюджетных средств бюджетных обязательств и оплаты денежных обязательств, осуществления получателем бюджетных средств операций за счет средств бюджета (в том числе в иностранной валюте и (или) источника дополнительного бюджетного финансирования).
Осуществление на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом в установленном порядке вышестоящему главному распорядителю средств федерального бюджета, операций по учету лимитов бюджетных обязательств, бюджетных обязательств или оплаты денежных обязательств подведомственного ему получателя средств федерального бюджета не предусмотрено Порядком N 24н.
Исполнение федерального бюджета по расходам, согласно статье 219 Кодекса осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, включающем несколько взаимосвязанных между собой этапов, в том числе принятие бюджетных обязательств, подтверждение денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств и подтверждение исполнения денежных обязательств.
В соответствии с положениями указанной статьи Кодекса получатель средств федерального бюджета принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
При этом согласно требованиям Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 19.08.2008 N 98н (далее - Порядок учета бюджетных обязательств), и Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н (далее - Порядок санкционирования), операции по учету бюджетных обязательств и кассовых расходов, связанных с исполнением принятых на учет бюджетных обязательств получателя средств федерального бюджета - федерального казенного учреждения (далее - Учреждение), осуществляются на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом Учреждению в органе Федерального казначейства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа N 98н следует читать как "19.09.2008"
Учитывая вышеуказанные положения Кодекса, Порядка учета бюджетных обязательств, Порядка санкционирования, осуществление расходов, связанных с исполнением бюджетных обязательств Учреждения, не может осуществляться через лицевой счет главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится Учреждение.
В соответствии с Порядком доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2008 N 104н (далее - Порядок N 104н), Федеральное казначейство ведет учет бюджетных данных (бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств) на соответствующих лицевых счетах, открытых главным распорядителям (распорядителям) и получателям средств федерального бюджета.
Согласно пункту 3.11 Порядка N 104н главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета вправе отозвать только неиспользованные или нераспределенные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года и планового периода, учтенные на соответствующих лицевых счетах подведомственных получателей средств федерального бюджета - федеральных казенных учреждений.
В соответствии с положениями глав VIII, IX Порядка N 104н бюджетные данные, в том числе лимиты бюджетных обязательств, ранее доведенные через органы Федерального казначейства Учреждению, могут быть отозваны в полном объеме в случае реорганизации Учреждения. При этом такие бюджетные данные подлежат передаче другому получателю средств федерального бюджета, которому передаются полномочия Учреждения.
2. Согласно положениям пункта 5 статьи 217 Кодекса и пункта 2 статьи 219.1 Кодекса бюджетные данные доводятся до главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьей 190 Кодекса.
В соответствии с положениями указанной статьи Кодекса в случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в законную силу с начала текущего финансового года, финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году.
Учитывая изложенное, поквартальное доведение лимитов бюджетных обязательств до получателей средств федерального бюджета бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
3. Учитывая положения пункта 3 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539, решение о создании федерального казенного учреждения путем его учреждения принимается Правительством Российской Федерации в форме распоряжения, которое должно содержать, в том числе, предельную штатную численность работников.
В соответствии с пунктом 10 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583, штатное расписание федерального учреждения утверждается руководителем этого учреждения и включает в себя все должности (профессии рабочих) данного учреждения.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, руководитель федерального казенного учреждения в пределах установленной решением Правительства Российской Федерации предельной величины штатной численности работников данного учреждения вправе предусмотреть (не предусматривать) в штатном расписании должности работников финансового подразделения, исходя из нормативов затрат на исполнение соответствующих функций (объемов финансовой работы) и целесообразности включения указанных должностей в штатное расписание.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что осуществление расходов, связанных с исполнением бюджетных обязательств учреждения, не может осуществляться через лицевой счет главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого оно находится.
Федеральное казначейство ведет учет бюджетных данных (бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств) на соответствующих лицевых счетах, открытых главным распорядителям (распорядителям) и получателям средств федерального бюджета.
Главный распорядитель (распорядитель) вправе отозвать только неиспользованные или нераспределенные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года и планового периода, учтенные на соответствующих лицевых счетах подведомственных получателей средств федерального бюджета - ФКУ.
Бюджетные данные, в т. ч. лимиты бюджетных обязательств, ранее доведенные через органы Федерального казначейства учреждению, могут быть отозваны в полном объеме в случае реорганизации последнего. При этом такие бюджетные данные подлежат передаче другому получателю средств федерального бюджета, которому передаются полномочия учреждения.
Также отмечено, что поквартальное доведение лимитов бюджетных обязательств до получателей средств федерального бюджета бюджетным законодательством России не предусмотрено.
Письмо Минфина России от 30 апреля 2015 г. N 02-03-11/25126
Текст письма официально опубликован не был