Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 14 мая 2015 г. N 1127-О "По жалобе гражданки Немецковой Татьяны Анатольевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом "а" пункта 1 части второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривались нормы, касающиеся вещдоков в виде предметов, которые из-за громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле.

Такие предметы фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку, по возможности опечатываются и по решению дознавателя, следователя передаются на хранение.

По мнению заявителя, положения неконституционны.

Причина - нормы позволяют немотивированно длительно без судебного решения (в т. ч. в период приостановления предварительного расследования) удерживать имущество, признанное вещдоком и принадлежащее лицу, не являющемуся подозреваемым, обвиняемым, гражданским ответчиком.

Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.

Ранее уже были сформулированы позиции относительно ареста, налагаемого на имущество лиц, не являющихся по уголовному делу ни подозреваемыми, ни обвиняемыми.

Было отмечено, что нет эффективных средств защиты права собственности таких лиц, на имущество которых наложен арест, в случае приостановления предварительного расследования по делу.

С учетом этого неограниченное по времени сохранение ареста в случаях, когда предварительное следствие приостановлено на неопределенный срок, недопустимо.

Если причастность таких лиц к преступлению не установлена, то в указанном случае требуется рассмотреть вопрос об отмене ареста или изменении содержания данной меры принуждения.

Режим хранения вещдоков тем более не должен несоразмерно ограничивать право владения и пользования имуществом указанных лиц.

Так, не могут подлежать защите в меньшей степени права упомянутых собственников на предметы, которые служили орудиями или иными средствами совершения преступления или сохранили в себе его следы и которые хранятся в качестве вещдоков в указанном дознавателем, следователем месте.

При отсутствии оснований для наложения на эти вещдоки ареста режим такого хранения является лишь мерой обеспечения доказывания по уголовному делу.

Также на подобные предметы указанных лиц может быть наложен арест.

В таком случае при решении вопроса об основаниях, месте и длительности хранения этих вещдоков, в т. ч. в период приостановления предварительного расследования, должны учитываться приведенные позиции.

В противном случае временная мера практически может превратиться в неопределенное по срокам ограничение права собственности, не отвечающее требованиям справедливости, разумности и соразмерности.

Таким образом, нормы не предполагают неопределенного по времени и произвольного (вплоть до истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности) ограничения права собственности упомянутых лиц.

 

Определение Конституционного Суда РФ от 14 мая 2015 г. N 1127-О "По жалобе гражданки Немецковой Татьяны Анатольевны на нарушение ее конституционных прав подпунктом "а" пункта 1 части второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

 

Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)