Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Глава 2. Требования к системе учета специализированного депозитария и порядку ее ведения

Глава 2. Требования к системе учета специализированного депозитария и порядку ее ведения

 

2.1. В целях реализации своих функций специализированный депозитарий осуществляет ведение системы учета в форме электронной базы данных.

Система учета должна содержать все документы, включая изменения и дополнения к ним (копии документов), и сведения (информацию), необходимые для осуществления функций специализированного депозитария, в том числе в отношении деятельности клиентов, о входящих документах, об имуществе клиентов (в том числе его стоимости), об имуществе (в том числе его стоимости), передаваемом в оплату инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда и не включенном в состав паевого инвестиционного фонда, и ином имуществе (в том числе его стоимости), находящемся на транзитном счете или транзитном счете депо (далее - имущество, передаваемое в оплату инвестиционных паев), об операциях, производимых с указанным имуществом, об обязательствах, подлежащих исполнению за счет имущества инвестиционных фондов или возникающих в связи с деятельностью по размещению пенсионных резервов или инвестированию пенсионных накоплений, о выявленных нарушениях (несоответствиях), и позволять осуществлять сортировку, выборку и обобщение указанной информации.

Система учета должна, в частности, содержать документы, подтверждающие право собственности (переход права собственности) клиентов, право требования (переход права требования) клиентов на все имущество клиентов (за исключением имущества страховщиков).

Система учета должна обеспечивать в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Банка России, ведение обособленного учета имущества.

2.2. Помимо документов, содержащихся в системе учета, специализированный депозитарий должен принимать и хранить подлинники документов в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, и обладать документами, необходимыми для реализации своих функций, в том числе для осуществления прекращения паевых инвестиционных фондов.

2.3. Специализированный депозитарий, заключивший договор об оказании услуг специализированного депозитария со страховщиком и с управляющей компанией страховщика (в случае ее привлечения), должен принимать и хранить:

подлинники документов, подтверждающих право собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, принимаемые для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика;

информацию об иных активах, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика в соответствии с Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации", за исключением ценных бумаг и недвижимого имущества (далее - иные активы страховщика), в виде выписок со счетов бухгалтерского учета, представляемых страховщиком не реже чем один раз в месяц. При этом представление страховщиком данной информации на последний календарный день месяца является обязательным;

копии первичных документов в отношении денежных средств, размещенных в депозиты, в том числе удостоверенных депозитными сертификатами, остатков по обезличенным металлическим счетам, денежных средств на банковских счетах, слитков золота, серебра, платины и палладия, а также памятных монет Российской Федерации из драгоценных металлов;

информацию о величине сформированных страховых резервов и собственных средствах (капитале) страховщика, предоставляемую страховщиком не реже чем один раз в месяц. При этом представление страховщиком данной информации на последний календарный день месяца является обязательным.

Специализированный депозитарий вправе получать от страховщика и управляющей компании страховщика информацию об активах, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика, по запросу специализированного депозитария на любую дату или с иной периодичностью, указанной в запросе.

2.4. Срок представления специализированному депозитарию документов, включая изменения и дополнения к ним (копий документов), и сведений (информации) определяется в договоре об оказании услуг специализированного депозитария, но не может быть более одного рабочего дня с момента их составления или получения клиентом.

Внесение документов и сведений (информации) в систему учета должно осуществляться специализированным депозитарием в день их получения или формирования специализированным депозитарием.

2.5. Хранение находящихся в системе учета документов, включая изменения и дополнения к ним (копий документов), и сведений (информации) осуществляется в течение срока действия договора об оказании услуг специализированного депозитария и не менее трех лет со дня прекращения (расторжения) такого договора (в случае если специализированный депозитарий осуществляет прекращение паевого инвестиционного фонда - не менее трех лет с момента исключения паевого инвестиционного фонда из реестра паевых инвестиционных фондов) либо не менее трех лет со дня, когда утрачена необходимость в указанных документах, включая изменения и дополнения к ним (копиях документов), или сведениях (информации) для осуществления функций специализированного депозитария.

2.6. Система учета должна обеспечивать формирование следующих отчетов:

о входящих документах;

о выдаваемых специализированным депозитарием согласиях на распоряжение имуществом клиентов (за исключением страховщиков);

о выдаваемых специализированным депозитарием согласиях на распоряжение имуществом, передаваемым в оплату инвестиционных паев;

об операциях с имуществом клиентов (для страховщиков - по видам имущества, по которым возможно сформировать такой отчет);

об операциях с имуществом, передаваемым в оплату инвестиционных паев;

о выявленных специализированным депозитарием при осуществлении контрольных функций нарушениях (несоответствиях).

2.6.1. Отчет о входящих документах должен содержать следующие сведения:

наименование документа и порядковый номер, присваиваемый ему последовательно по времени регистрации в системе учета (входящий номер);

дату фактического поступления документа;

дату внесения информации о документе в систему учета;

номер (исходящий номер) и дату отправления документа (при наличии);

наименование лица, направившего документ.

2.6.2. Отчет о выдаваемых специализированным депозитарием согласиях на распоряжение имуществом клиентов (за исключением страховщиков) должен содержать следующие сведения:

дату выдачи согласия на распоряжение имуществом клиента;

дату поступления запроса на выдачу согласия на распоряжение имуществом клиента;

дату внесения в систему учета сведений о поступившем запросе на выдачу согласия на распоряжение имуществом клиента;

характер (способ) предполагаемого распоряжения имуществом клиента;

описание имущества клиентов;

сведения о документе, на основании которого осуществляется распоряжение имуществом клиента (описание, дата, номер);

сведения, позволяющие идентифицировать контрагента;

срок (дату) исполнения обязательств и иные существенные условия.

2.6.3. Отчет о выдаваемых специализированным депозитарием согласиях на распоряжение имуществом, передаваемым в оплату инвестиционных паев, должен содержать сведения в объеме, предусмотренном настоящим Положением для отчета о выдаваемых согласиях на распоряжение имуществом клиентов (за исключением страховщиков), в соответствии с подпунктом 2.6.2 настоящего пункта.

2.6.4. Отчет об операциях с имуществом клиентов должен содержать следующие сведения:

дату операции;

вид операции;

описание имущества, являющегося предметом операции;

сведения о документах, подтверждающих факт осуществления операции с имуществом, в том числе порядковый (входящий) номер и дату их регистрации в системе учета;

дату выдачи согласия специализированного депозитария на распоряжение имуществом, на основании которого произошла операция (если согласие выдавалось).

Система учета также должна обеспечивать формирование отчета об операциях с отдельным имуществом клиентов (за исключением страховщиков) за определенный период, совершение которых привело к формированию имущества и обязательств по состоянию на любой рабочий день.

2.6.5. Отчет об операциях с имуществом, передаваемым в оплату инвестиционных паев, должен содержать сведения в объеме, предусмотренном настоящим Положением для отчета об операциях с имуществом клиентов, в соответствии с подпунктом 2.6.4 настоящего пункта.

2.6.6. Отчет о выявленных специализированным депозитарием при осуществлении контрольных функций нарушениях (несоответствиях) должен содержать следующие сведения:

дату выявления нарушения (несоответствия);

дату совершения нарушения (возникновения несоответствия);

описание выявленного нарушения (несоответствия);

исходящий номер и дату уведомления о нарушении (несоответствии) и дату его направления в Банк России (если уведомление осуществлялось);

исходящий номер и дату уведомления об устранении нарушения (несоответствия) и дату его направления в Банк России (если уведомление осуществлялось);

исходящий номер и дату уведомления о неустранении нарушения (несоответствия) и дату его направления в Банк России (если уведомление осуществлялось);

срок (дату), установленный (установленную) для устранения нарушения (несоответствия) (если срок (дата) установлен (установлена) (не применяется при осуществлении контрольных функций в отношении страховщиков);

дату устранения нарушения (несоответствия) (если нарушение (несоответствие) устранено);

информацию о мерах, принятых для устранения нарушения (несоответствия);

номер и дату предписания Банка России об устранении нарушения (несоответствия), если предписание выдавалось (требование настоящего абзаца не применяется к нарушениям (несоответствиям), выявленным специализированным депозитарием при осуществлении контроля в отношении страховщиков).

2.7. Система учета должна содержать сведения (информацию) в отношении имущества (обязательств) в объеме, позволяющем идентифицировать соответствующее имущество (соответствующие обязательства) и выполнить контрольные функции специализированного депозитария.

Система учета должна содержать сведения (информацию) в отношении соответствующих организаций в объеме, позволяющем идентифицировать такие организации.

2.8. Специализированный депозитарий должен поддерживать систему учета в актуальном состоянии, обеспечить, в том числе путем резервного копирования электронной базы данных и удаленного хранения резервных копий, возможность восстановления содержащейся в ней информации, а также предпринимать необходимые меры для обеспечения защиты информации.

Для этих целей специализированный депозитарий разрабатывает соответствующий внутренний документ, на основании которого обеспечивает в системе учета:

защиту информации при управлении доступом и регистрации:

защиту информации на этапах жизненного цикла;

защиту информации средствами антивирусной защиты;

защиту информации при взаимодействии системы учета с информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет";

защиту информации при назначении распределения ролей;

регламентацию и документирование деятельности по обеспечению защиты информации;

обнаружение инцидентов информационной безопасности;

мониторинг и анализ обеспечения защиты информации;

своевременное совершенствование обеспечения защиты информации;

проведение оценки обеспечения защиты информации не реже одного раза в год с составлением соответствующего документа по ее итогам.

2.9. Специализированный депозитарий должен обеспечивать беспрепятственный доступ к содержащимся в системе учета сведениям (информации) для лиц, уполномоченных на это в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Банка России, договором, должностными обязанностями, а также обеспечивать возможность передачи всей информации системы учета, включая документы и сведения, в случаях, объеме и порядке, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Банка России.

2.10. В случае осуществления всех или части функций специализированного депозитария его филиалом специализированный депозитарий должен обеспечивать беспрепятственный доступ ко всей информации системы учета, всем документам и сведениям (информации) в отношении деятельности, имущества и обязательств клиента по месту своего нахождения независимо от места нахождения филиала.