Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 мая 2015 г. N 03-11-06/2/27474
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу, связанному с порядком применения положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и, исходя из информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:
на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);
Исходя из статьи 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 14-ФЗ общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
При этом пунктами 1 и 2 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ.
Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Формы некоммерческих организаций определены в пункте 3 статьи 2 Закона N 7-ФЗ. К ним отнесены общественные и религиозные организации (объединения), общины коренных малочисленных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также другие формы, предусмотренные федеральными законами.
Источники формирования имущества некоммерческой организации установлены статьей 26 Закона N 7-ФЗ, к ним, в частности, отнесены регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов).
Статья 6.2 Закона N 7-ФЗ установлено, что казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов.
Таким образом, из указанных положений Закона N 7-ФЗ следует, что имущество казачьего общества не делится на доли и, следовательно, в отношении такой организации понятие "доля участия других организаций" не применяется.
Также отмечаем, что в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2004 г. N 3114/04 указывается, что Закон N 7-ФЗ не предусматривает возможности определения долей учредителей при учреждении автономной некоммерческой организации, не определяет размера доли, вносимой каждым из учредителей в стоимостном виде. Создание некоммерческой организации не влечет формирования уставного капитала.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что к автономным некоммерческим организациям понятие "доля непосредственного участия" не может быть применимо. Под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образование имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Таким образом, понятие "доля непосредственного участия" неприменимо для автономной некоммерческой организации.
При этом в указанном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрен вопрос о возможности применения понятия "доля непосредственного участия" в отношении автономной некоммерческой организации в целях применения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса.
В связи с тем, что ограничение, предусмотренное подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса в отношении возможности применения УСН аналогично ограничению, предусмотренному подпунктом 2 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса, полагаем, что позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть применена и в отношении вопроса о возможности применения некоммерческой организацией ЕНВД.
Учитывая изложенное, ограничение по доле участия других организаций, предусмотренное положениями подпункта 2 пункта 2.2 статьи 346.26 и подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, не распространяется на некоммерческие организации.
В связи с этим, некоммерческие организации, в частности, казачьи общества, при соблюдении всех других условий, предусмотренных главами 26.2 и 26.3 Кодекса, вправе применять УСН и ЕНВД.
Одновременно обращаем внимание, что подпунктом 2 пункта 2.2 статьи 346.26 и подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не предусмотрена возможность применения УСН и ЕНВД обществом с ограниченной ответственностью (хозяйственным обществом), единственным учредителем которого является некоммерческая организация, созданная в форме казачьего общества.
Поэтому, общество с ограниченной ответственностью, учредителем которого является казачье общество, то есть, в котором доля участия казачьего общества составляет 100 процентов, не вправе применять УСН и ЕНВД.
Кроме того сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ссылаясь на судебную практику (постановление Президиума ВАС РФ от 12 октября 2004 г. N 3114/04), Минфин России разъяснил следующее.
В силу НК РФ на уплату ЕНВД не переводятся организации, в которых доля участия других юрлиц составляет более 25% (за некоторым исключением). Такое же ограничение установлено для УСН.
Из положений Закона о некоммерческих организациях следует, что имущество казачьего общества не делится на доли и, следовательно, в отношении такой организации понятие "доля участия других организаций" не применяется.
Разъяснено, что некоммерческие организации, в частности казачьи общества, при соблюдении всех других условий, предусмотренных НК РФ, вправе применять УСН и ЕНВД.
Одновременно обращается внимание, что НК РФ не предусмотрена возможность применения УСН и ЕНВД ООО (хозяйственным обществом), единственным учредителем которого является некоммерческая организация, созданная в форме казачьего общества.
Поэтому ООО, учредителем которого является казачье общество, то есть в котором доля участия казачьего общества составляет 100%, не вправе применять УСН и ЕНВД.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 мая 2015 г. N 03-11-06/2/27474
Текст письма официально опубликован не был