Письмо Минфина России от 21 мая 2015 г. N 03-05-06-04/29268
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение о транспортном налоге и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Таким образом, физические лица, признаваемые налогоплательщиками транспортного налога, обязаны платить законно установленный главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог.
Кроме того, сообщается, что согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Согласно пункту 1 статьи 53 Кодекса налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, вопросы об установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 358 Кодекса объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, объектом налогообложения по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, а также водные и воздушные транспортные средства.
Установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах (статьи 1 и 3 Кодекса).
Одновременно сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2011 года в связи с повышением акцизов на нефтепродукты в целях снижения нагрузки на владельцев автотранспортных средств уменьшены ставки транспортного налога в два раза.
Так, для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВТ) налоговая ставка уменьшена с 5 до 2,5 рублей.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации следует, что, осуществляя налоговое регулирование и устанавливая в соответствии со статьями 72 (пункт "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов, федеральный законодатель связан требованиями обеспечения конституционных принципов справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной степенью усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2007 N 372-О-П).
|
С.Д. Шаталов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что вопросы об установлении размера ставки транспортного налога, а также о предоставлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов регионов.
Объектом обложения по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, а также водные и воздушные транспортные средства.
То, что налоговая база по транспортному налогу зависит от мощности двигателя, способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам. Это соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, приводится позиция КС РФ. Осуществляя налоговое регулирование, федеральный законодатель связан требованиями обеспечения конституционных принципов справедливости и соразмерности. Вместе с тем он располагает достаточной степенью усмотрения при установлении конкретных налогов. Так, федеральный законодатель самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объекты налогообложения, виды ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога (определение КС РФ от 15.05.2007 N 372-О-П).
Письмо Минфина России от 21 мая 2015 г. N 03-05-06-04/29268
Текст письма официально опубликован не был