Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 мая 2015 г. N 03-01-18/29429
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ООО по вопросу применения статей 105.14 и 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
Отношения между принципалом и агентом регулируются главой 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) с учетом конкретных условий договора агентирования.
Статьей 105.14 Кодекса установлено, что в целях Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).
Так, сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1, подпунктами 1-5 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
Согласно пункту 9 статьи 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) (в том числе по сделкам, совершенным через агента) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса.
Согласно статье 248 Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса.
При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются. В частности, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 указанной статьи при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Следует также учитывать, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, на основании статьи 1011 ГК РФ соответственно применяются правила, предусмотренные главами 49 и 51 ГК РФ, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям главы 52 ГК РФ или существу агентского договора.
Учитывая изложенное, отношения между принципалом и агентом в части совершения сделок за вознаграждение не приводят к передаче права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг. Передача права собственности возникает только в части оказанных услуг, за которые выплачивается агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Таким образом, по мнению Департамента, при определении суммового критерия с целью признания контролируемыми сделок, совершенных через агента, следует учитывать момент передачи права собственности на товары (работы, услуги), руководствуясь положениями главы 25 Кодекса в части порядка признания доходов.
Одновременно сообщаем, что согласно статье 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Соответственно, если сделка не является контролируемой, то представление уведомления в отношении этой сделки не требуется.
При этом принимая во внимание положения пункта 3 статьи 11 Кодекса и статьи 19 Кодекса, обязанность уведомить налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Кодекса, должна быть исполнена лицом, на которое в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 105.16 Кодекса форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В связи этим руководствуясь пунктом 9.20 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, обращение ООО было направлено в ФНС России для рассмотрения в отношении порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ).
Так, сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
Разъяснено, что отношения между принципалом и агентом в части совершения сделок за вознаграждение не приводят к передаче права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг. Передача права собственности возникает только в части оказанных услуг, за которые выплачивается агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Таким образом, по мнению Минфина России, при определении суммового критерия с целью признания контролируемыми сделок, совершенных через агента, следует учитывать момент передачи права собственности на товары (работы, услуги).
Одновременно сообщается, что налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Соответственно, если сделка не является контролируемой, то подавать уведомление не нужно.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 мая 2015 г. N 03-01-18/29429
Текст письма официально опубликован не был