Определение Верховного Суда РФ от 6 июля 2015 г. N 306-ЭС15-6942
Судья Верховного Суда Российской Федерации Киселева О.В.,
изучив кассационную жалобу Министерства промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.10.2014, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.03.2015 по делу N А49-6864/2014, а также ходатайство об участии в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации путем использования систем видеоконференцсвязи, установил:
Муниципальное предприятие "Автотранс" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Пензенской области в лице Управления промышленности и энергетики Пензенской области о взыскании убытков в сумме 3 431 441,40 рублей, связанных с перевозкой региональных льготников в период с января по декабрь 2012 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Заречного Пензенской области и Министерство финансов Пензенской области.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 15.10.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.03.2015, исковые требования муниципального предприятия "Автотранс" к субъекту Российской Федерации - Пензенской области в лице Управления промышленности и энергетики Пензенской области о взыскании убытков в сумме 3 431 441,40 рублей, связанных с перевозкой региональных льготников в период с января по декабрь 2012 года удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области, просит отменить обжалуемые судебные акты. Заявитель полагает, что обжалуемые судебные акты являются незаконными и необоснованными, а также противоречат сложившейся судебной практике.
При изучении доводов кассационной жалобы по материалам истребованного дела, установлены основания для ее передачи на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В кассационной жалобе Министерство промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области указывает на то, что расходы истца, связанные с перевозкой льготной категории граждан, возмещены ему в полном объеме и выделения дополнительных денежных средств из регионального бюджета не требуется.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, с января по декабрь 2012 года включительно муниципальное предприятие "Автотранс" осуществляло перевозки пассажиров в пределах города Заречного - до города Пензы и до коллективных садов на городских автобусных маршрутах, в том числе, лиц, включенных в федеральный регистр льготников (имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств бюджета Российской Федерации) и региональный регистр льготников (имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств бюджета Пензенской области).
В соответствии с письмом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 16.10.2012 N 8029 предельная стоимость проезда 1 пассажира по городским маршрутам составляет 13,41 рублей и рассчитывается исходя из средней протяженности одного рейса (10,16 км) и утвержденного тарифа (1,32 рубля).
Во исполнение постановления Правительства Пензенской области от 29.04.2009 N 337-ПП "О порядке возмещения части потерь в доходах организациям автомобильного транспорта в связи с предоставлением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, имеющих право льготного проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте на территории Пензенской области" между муниципальным предприятием "Автотранс" и Управлением промышленности и транспорта Пензенской области был заключен договор от 09.02.2012 N 12/12 на обеспечение предоставления льготного проезда на территории Пензенской области на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте.
В связи с предоставлением права льготного проезда предприятие недополучило от потребителей - федеральных и региональных льготников плату за проезд.
Согласно материалам дела в 2012 году за перевозку на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению субъекта Российской Федерации - Пензенской области истец получил от продажи единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ) денежные средства в сумме 6 916 539,70 рублей, что не оспаривается сторонами. Кроме того, истцом получены субсидии из регионального бюджета в размере 717 092 рублей. Размер некомпенсированных убытков составил сумму 3 431 441,40 рублей.
Определяя размер исковых требований расчетным методом, истец учел следующие показатели: количество проданных на 2012 год ЕСПБ - 27 149 шт., общее количество перевезенных пассажиров согласно Постановлению Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007 N 9 (30 поездок на 1 ЕСПБ) - 814 470, стоимость одной поездки одного пассажира по городу по утвержденному тарифу - 1,32 рубля за пасс/км - 13,41 рублей (за период с января по ноябрь 2012 года включительно), стоимость одной поездки одного пассажира по городу по утвержденному тарифу 1 рублей 69 копеек за пасс/км - 17,17 рублей (в декабре 2012 года), доходы от перевозки льготных пассажиров исходя из расчетной стоимости проезда - 11 065 073,10 рублей, межбюджетные трансферты - 717 092 рублей.
Поскольку выручка от реализации единых социальных проездных билетов и субсидии, полученные из регионального бюджета, не возместили полностью расходы на перевозку льготных категорий граждан, муниципальное предприятие "Автотранс" обратилось с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд признал достоверным и обоснованным расчет истца. При этом суд исходил, что способ расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества на законодательном уровне отсутствует. Также суд посчитал возможным использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Довод Управления и Министерства финансов Пензенской области о необходимости при расчете убытков учитывать тариф 8 рублей, установленный постановлением закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области от 15.08.2008 N 957 "Об утверждении стоимости проезда в городском пассажирском транспорте", отклонен судами, поскольку учитываемый истцом предельный тариф на перевозки пассажиров транспортом общего пользования подтвержден документально, а доказательств определения в 2012 году иного предельного тарифа (в иной сумме) ответчиком не представлено.
Как указано судами, установление постановлением закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области от 15.08.2008 N 957 стоимости проезда для всех категорий граждан в муниципальных автобусах в черте города Заречного в размере 8 рублей не может являться основанием для освобождения ответчика от возмещения истцу убытков, понесенных им при проезде лиц, право льготного проезда которым предоставлено непосредственно законодательством данного субъекта - Пензенской области, с учетом установленного компетентным органом исполнительной власти экономически обоснованного тарифа для истца в сумме 13.41 рублей и 17,17 рублей.
Выражая несогласие с принятыми судебными актами, Министерство промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области приводит следующие доводы.
По мнению заявителя, у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из расчета истца, в котором использовалась предельно допустимая стоимость одной поездки в размере 13.41 рублей, тогда как билеты по указанному тарифу населению не реализовывались. Также заявитель отмечает, что в расчете истца используется произвольно взятая и ничем не подтвержденная стоимость одной поездки за декабрь 2012 года в размере 17,17 рублей. Заявитель считает, что судами дана неполная правовая оценка расчету недополученных доходов по льготникам регионального регистра муниципального предприятия "Автотранс" за 2012 год, который произведен Министерством промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области с применением действующего тарифа за одну поездку в городе Заречном в размере 8 рублей. В обоснование своей позиции заявитель ссылается на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 17828/10 от 26.04.2011, а также на судебные акты по делу N А49-3439/2014, делу N А40-2998/2013, делу N А40-119447/2014.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания, в связи с чем, данную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Министерством промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области заявлено ходатайство об участии в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Пензенской области.
Учитывая наличие технической возможности осуществления видеоконференц-связи с Арбитражным судом Пензенской области, ходатайство подлежит удовлетворению.
В силу части 2 статьи 153.1 и статьи 73 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации поручает Арбитражному суду Пензенской области организацию видеоконференц-связи в целях участия Министерства промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 73, 153.1, 159, 184, 185, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
кассационную жалобу Министерства промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 5 августа 2015 года в 15 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Удовлетворить ходатайство Министерства промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области об участии в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации по делу N А49-6864/2014 Арбитражного суда Пензенской области путем использования системы видеоконференц-связи.
Поручить Арбитражному суду Пензенской области организацию видеоконференц-связи в здании Арбитражного суда Пензенской области (440000, г. Пенза, ул. Кирова, д. 35/39) в целях участия Министерства промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, назначенном на 05.08.2015 в 15 часов 00 минут (время московское) по адресу: г. Москва, ул. Поварская, д. 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Арбитражному суду Пензенской области известить Министерство промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области (440025, г. Пенза, ул. Московская, д. 75) о явке 05.08.2015 в 15 часов 00 минут (время московское) в Арбитражный суд Пензенской области, расположенный по адресу: 440000, г. Пенза, ул. Кирова, д. 35/39, при содействии которого лицо, участвующее в деле, сможет участвовать в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации путем использования системы видеоконференц-связи.
Арбитражному суду Пензенской области проверить явку лиц, участвующих в деле, их представителей, установить личность явившихся лиц, проверить их полномочия, истребовать доверенности и выяснить вопрос о возможности их участия в соответствии с правилами, установленными частью 2 статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Копии документов, удостоверяющих полномочия лиц, участвующих в деле, либо их представителей выслать в Секретариат Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Арбитражному суду Пензенской области осуществить контроль за обеспечением технической возможности проведения данного судебного заседания. В сроки, установленные в части 4 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, направить в Секретариат Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации материальный носитель видеозаписи судебного заседания и протокол судебного заседания.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Киселева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 6 июля 2015 г. N 306-ЭС15-6942
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17742/17
16.11.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14376/16
24.08.2016 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-6864/14
14.12.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 570-ПЭК15
15.10.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 570-ПЭК15
05.08.2015 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-6864/14
26.03.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22031/2013
18.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16570/14
11.12.2014 Определение Арбитражного суда Пензенской области N А49-6864/14
15.10.2014 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-6864/14