Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2015 г. N 400н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по педиатрии"
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 марта 2017 г. N 306н настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по педиатрии".
Министр |
М.А. Топилин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июля 2015 г.
Регистрационный N 37980
См. справку о профессиональных стандартах
Профессиональный стандарт
Специалист по педиатрии
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2015 г. N 400н)
|
423 |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Врачебная практика в области педиатрии |
|
02.001 |
(наименование вида профессиональной деятельности) |
|
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Сохранение и укрепление здоровья детей |
Группа занятий:
Врачи |
- |
- |
||
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
Деятельность больничных организаций |
|
Общая врачебная практика |
|
Деятельность санаторно-курортных организаций |
|
Деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания |
|
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая |
|
Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания |
|
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Оказание медицинской помощи детям |
7 |
Проведение обследования детей с целью установления диагноза |
А/01.7 |
7 |
Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности |
А/02.7 |
7 |
|||
Реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ для детей |
А/03.7 |
7 |
|||
Проведение профилактических мероприятий для детей по возрастным группам и состоянию здоровья, проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни среди родителей и детей и контроль их эффективности |
А/04.7 |
7 |
|||
Организация деятельности подчиненного медицинского персонала |
А/05.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Оказание медицинской помощи детям |
Код |
А |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей*(3) |
заведующий педиатрическим отделением |
врач - аллерголог-иммунолог | |
врач - анестезиолог-реаниматолог | |
|
врач - гастроэнтеролог |
|
врач - гематолог |
|
врач - генетик |
|
врач - акушер-гинеколог |
|
врач - дерматовенеролог |
|
врач - детский хирург |
|
врач - диабетолог |
|
врач - инфекционист |
|
врач - детский кардиолог |
|
врач клинической лабораторной диагностики |
|
врач по лечебной физкультуре |
|
врач по медицинской реабилитации |
|
врач мануальной терапии |
|
врач - невролог |
|
врач - неонатолог |
|
врач - нефролог |
|
врач - детский онколог |
|
врач - оториноларинголог |
|
врач - офтальмолог |
|
врач - педиатр |
|
врач - педиатр городской (районный) |
|
врач - педиатр участковый |
|
врач - пульмонолог |
|
врач - ревматолог |
|
врач - рентгенолог |
|
врач - рефлексотерапевт |
|
врач - травматолог-ортопед |
|
врач ультразвуковой диагностики |
|
врач - детский уролог-андролог |
|
врач - физиотерапевт |
|
врач функциональной диагностики |
|
врач - детский эндокринолог |
Требования к образованию и обучению*(4) |
Высшее образование - специалитет, ординатура |
Послевузовское профессиональное образование - интернатура | |
Дополнительное профессиональное образование | |
Повышение квалификации не реже одного раза в пять лет | |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
Сертификат специалиста по специальности "Педиатрия"*(5) |
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Отсутствие судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям*(6)
| |
Другие характеристики |
Профессиональное развитие специалиста: |
|
Для профессионального роста и присвоения квалификационной категории (2-й, 1-й и высшей) требуется выполнение критериев, соответствующих специальности |
|
Основные пути повышения квалификации: |
|
- программы повышения квалификации; |
|
- программы профессиональной переподготовки; |
|
- стажировки; |
|
- тренинги в симуляционных центрах; |
|
- использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары); |
|
- участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Врачи |
||
- |
||
Врач-педиатр участковый |
||
|
Врач-педиатр городской (районный) |
|
Лечебное дело |
||
|
Педиатрия |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Проведение обследования детей с целью установления диагноза |
Код |
А/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Получение информации от детей и их родителей (законных представителей) |
|||
Первичный осмотр детей в соответствии с действующей методикой | ||||
Направление детей на лабораторное обследование в соответствии с действующими стандартами медицинской помощи | ||||
Направление детей на инструментальное обследование в соответствии с действующими стандартами медицинской помощи | ||||
Направление детей на консультацию к врачам-специалистам в соответствии с действующими стандартами медицинской помощи | ||||
Постановка диагноза | ||||
Повторные осмотры детей в соответствии с действующей методикой | ||||
Необходимые умения |
Анализировать и интерпретировать полученную информацию от детей и их родителей (законных представителей) |
|||
Проводить и интерпретировать результаты физикального обследования детей различного возраста | ||||
Обосновывать необходимость и объем лабораторного обследования детей | ||||
Интерпретировать результаты лабораторного обследования детей | ||||
Обосновывать необходимость и объем инструментального обследования детей | ||||
Интерпретировать результаты инструментального обследования детей | ||||
Обосновывать необходимость направления детей на консультацию к врачам-специалистам | ||||
Интерпретировать результаты осмотра детей врачами-специалистами | ||||
Интерпретировать результаты повторного осмотра детей | ||||
Обосновывать и планировать объем дополнительных лабораторных исследований детей | ||||
Интерпретировать данные, полученные при дополнительном лабораторном обследовании детей | ||||
Обосновывать и планировать объем дополнительных инструментальных исследований детей | ||||
Интерпретировать данные, полученные при дополнительном инструментальном обследовании детей | ||||
Обосновывать и планировать объем дополнительных консультаций детей врачами-специалистами | ||||
Интерпретировать данные, полученные при инструментальном обследовании детей | ||||
Интерпретировать результаты дополнительных консультаций детей | ||||
Пользоваться необходимой медицинской аппаратурой | ||||
Владеть информационно-компьютерными программами | ||||
Необходимые знания |
Порядки оказания медицинской помощи детям |
|||
Стандарты медицинской помощи детям по заболеваниям | ||||
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи детям | ||||
Методика сбора информации у детей и их родителей (законных представителей) | ||||
Методика осмотра детей | ||||
Анатомо-физиологические и возрастно-половые особенности детей | ||||
Особенности регуляции и саморегуляции функциональных систем организма детей в норме и при патологических процессах | ||||
Этиология и патогенез заболеваний у детей | ||||
Современная классификация, клиническая симптоматика основных заболеваний и пограничных состояний детского возраста, этиология и патогенез соматических и инфекционных заболеваний у детей | ||||
Современные методы клинической и параклинической диагностики основных нозологических форм и патологических состояний у детей | ||||
Клиническая картина, особенности течения осложнения заболеваний у детей | ||||
Клиническая картина состояний, требующих направления детей к врачам-специалистам | ||||
Медицинские показания к использованию современных методов лабораторной диагностики заболеваний у детей | ||||
Медицинские показания к использованию современных методов инструментальной диагностики заболеваний у детей | ||||
Клиническая картина состояний, требующих неотложной помощи детям | ||||
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем | ||||
Другие характеристики |
Соблюдать врачебную тайну |
|||
Соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с детьми и их родителями (законными представителями), коллегами |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности |
Код |
А02.7 |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка плана лечения детей с учетом клинической картины заболевания |
Назначение медикаментозной терапии детям с учетом клинической картины заболевания | |
Назначение диетотерапии в соответствии с возрастом детей и клинической картиной заболевания | |
Назначение немедикаментозной терапии детям с учетом клинической картины заболевания | |
Выполнение рекомендаций по медикаментозной и немедикаментозной терапии, назначенной врачами-специалистами | |
Оказание медицинской помощи при неотложных состояниях у детей | |
Оценка эффективности и безопасности медикаментозной терапии у детей | |
Оценка эффективности и безопасности немедикаментозных методов лечения у детей | |
Необходимые умения |
Назначать медикаментозную терапию с учетом возраста детей и клинической картины заболевания |
Назначать немедикаментозную терапию с учетом возраста детей и клинической картины заболевания | |
Оказывать необходимую медицинскую помощь детям при неотложных состояниях | |
Анализировать действие лекарственных препаратов по совокупности их фармакологического воздействия на организм детей | |
Оценивать эффективность и безопасность медикаментозной терапии у детей | |
Оценивать эффективность и безопасность немедикаментозных методов лечения у детей | |
Назначать диетотерапию с учетом возраста детей и клинической картины заболевания | |
Необходимые знания |
Порядки оказания медицинской помощи детям |
Стандарты медицинской помощи детям по заболеваниям | |
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи детям | |
Современные методы терапии основных соматических и инфекционных заболеваний и патологических состояний у детей | |
Механизм действия основных групп лекарственных препаратов; медицинские показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением | |
Организация и реализация лечебного питания детей в зависимости от возраста и заболевания | |
Методика выполнения реанимационных мероприятий детям | |
Принципы организации и проведения интенсивной терапии и реанимации при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях и в стационарных условиях | |
Другие характеристики |
Соблюдать врачебную тайну |
Соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с детьми, их родителями (законными представителями), коллегами |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ для детей |
Код |
А/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Составление плана выполнения индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида |
Разработка и составление плана медицинской реабилитации длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями | |
Назначение санаторно-курортного лечения длительно и часто болеющим детям и детям с хроническими заболеваниями | |
Контроль выполнения плана индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида и оценка эффективности ее реализации | |
Необходимые умения |
Определять медицинских работников и иных специалистов для проведения реабилитационных мероприятий в соответствии с возрастом и состоянием здоровья детей |
Оценивать эффективность и безопасность проведения реабилитационных мероприятий у детей | |
Необходимые знания |
Разделы реабилитации и их реализация у длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов |
Механизм воздействия реабилитационных мероприятий на организм длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов | |
Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий у длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и детей-инвалидов | |
Другие характеристики |
Соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с детьми, их родителями (законными представителями), коллегами |
Соблюдать врачебную тайну |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Проведение профилактических мероприятий для детей по возрастным группам и состоянию здоровья, проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни среди родителей и детей и контроль их эффективности |
Код |
А/04.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение профилактических медицинских осмотров детей различных возрастных групп |
Организация и проведение иммунопрофилактики инфекционных заболеваний у детей различного возраста и состояния здоровья | |
Проведение оздоровительных мероприятий у детей различных возрастных групп, направленных на формирование элементов здорового образа жизни | |
Проведение диспансерного наблюдения за длительно и часто болеющими детьми и детьми с хроническими заболеваниями, детьми-инвалидами | |
Проведение профилактических мероприятий среди длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями | |
Необходимые умения |
Организовывать и проводить вакцинопрофилактику среди детей различного возраста |
Организовывать и проводить мероприятия по профилактике и раннему выявлению у детей соматических и инфекционных заболеваний | |
Осуществлять профилактические медицинские осмотры детей в соответствии с установленными сроками | |
Проводить диспансерное наблюдение за детьми с хроническими заболеваниями и детьми-инвалидами | |
Проводить санитарно-просветительную работу среди детей и их родителей (законных представителей) по формированию элементов здорового образа жизни | |
Рекомендовать оздоровительные мероприятия детям различного возраста и состояния здоровья (питание, сон, режим дня, двигательная активность) | |
Обучать детей и членов их семей навыкам здорового образа жизни | |
Необходимые знания |
Основные принципы профилактического наблюдения за детьми различных возрастных групп (осмотр, направление к врачам-специалистам и на лабораторное и инструментальное обследование, вакцинопрофилактика) |
Особенности специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей | |
Медицинские показания и противопоказания к применению вакцин, возможные осложнения при применении вакцин | |
Национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям | |
Основные характеристики здорового образа жизни, методы его формирования | |
Формы и методы санитарно-просветительной работы среди детей, их родителей (законных представителей) и медицинского персонала | |
Другие характеристики |
Соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с детьми, их родителями (законными представителями), коллегами |
Поведение медицинского персонала в соответствии с нормами здорового образа жизни | |
Соблюдать врачебную тайну |
3.1.5. Трудовая функция
Наименование |
Организация деятельности подчиненного медицинского персонала |
Код |
А/05.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Составление плана работы и отчета о своей работе |
Проведение анализа показателей заболеваемости, инвалидности и смертности среди прикрепленного контингента детей | |
Предоставление медико-статистических показателей в установленном порядке | |
Ведение медицинской документации | |
Оформление документации, необходимой для проведения медико-социальной экспертизы детей | |
Проведение противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции | |
Контроль выполнения средним медицинским персоналом врачебных назначений | |
Контроль качества оказания медицинской помощи в подразделении | |
Необходимые умения |
Анализировать показатели заболеваемости, инвалидности и смертности среди прикрепленного контингента детей |
Заполнять медицинскую документацию в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям и контролировать качество ведения медицинской документации | |
Оформлять документацию, необходимую для проведения медико-социальной экспертизы детей | |
Проводить противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции | |
Представлять статистические показатели в установленном порядке | |
Работать в информационно-аналитических системах (Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения) | |
Необходимые знания |
Основы законодательства в сфере охраны здоровья и нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций |
Организация медицинской помощи детям в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям | |
Порядки оказания медицинской помощи детям | |
Стандарты медицинской помощи детям | |
Правила проведения противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции | |
Оформление медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям | |
Правила оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность | |
Правила выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность | |
Должностные обязанности медицинского персонала в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям, по занимаемой должности | |
Требования охраны труда | |
Другие характеристики |
Соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии в работе с детьми, их родителями (законными представителями), коллегами |
Соблюдать врачебную тайну |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Общественная организация "Союз педиатров России", город Москва | |
Председатель исполкома |
Баранов Александр Александрович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1. |
ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва |
2. |
ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва |
3. |
Министерство здравоохранения Российской Федерации, город Москва |
4. |
НП "Национальная Медицинская Палата", город Москва |
5. |
ФГБНУ "Научный центр здоровья детей", город Москва |
6. |
ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, город Москва |
_____________________________
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591).
*(4) Приказ Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292) с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879); приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
*(5) Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г., регистрационный N 27918) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 31 июля 2013 г. N 515н (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2013 г., регистрационный N 29853) и от 23 октября 2014 г. N 658н (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2014 г., регистрационный N 34729).
*(6) Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2015, N 1, ст. 42).
*(7) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
*(8) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
*(9) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден профессиональный стандарт "Специалист по педиатрии".
Он содержит 4 раздела: общие сведения, описание трудовых функций, входящих в стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), характеристика обобщенных трудовых функций, сведения об организациях - разработчиках.
К трудовым функциям относятся обследование детей с целью установления диагноза, назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности, реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ, организация деятельности подчиненного медперсонала. Сюда же входят профилактические мероприятия по возрастным группам и состоянию здоровья, санитарно-просветительная работа по формированию здорового образа жизни среди родителей и детей.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2015 г. N 400н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по педиатрии"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 июля 2015 г.
Регистрационный N 37980
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 июля 2015 г.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 марта 2017 г. N 306н настоящий приказ признан утратившим силу