Определение Верховного Суда РФ от 13 июля 2015 г. N 305-ЭС15-4042
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.
рассмотрела по материалам истребованного дела N А40-1918/14 Арбитражного суда города Москвы кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.02.2015 по указанному делу
по иску открытого акционерного общества "Автоколонна 1293" (далее - общество) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 38 333 515 руб. 20 коп. в возмещение убытков, возникших в результате перевозки в 2010 году льготных категорий граждан федерального регистра.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан. Установила:
решением Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18.02.2015, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Автоколонна 1293" взыскано 33 643 452 руб. 57 коп. убытков, в остальной части иска отказано.
При рассмотрении спора суды исходили из следующего.
Общество - коммерческая организация, основным видом деятельности которой является перевозка населения городским и пригородным автомобильным транспортом на территории Республики Дагестан.
Во исполнение распоряжения Правительства Республики Дагестан от 14.03.2005 N 46-р между Министерством финансов Республики Дагестан (министерством) и обществом (перевозчиком) заключен договор от 25.01.2010 "О предоставлении субсидий организациям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (без учета такси, в том числе маршрутного) в пригородном и межмуниципальном сообщении в Республике Дагестан на возмещение убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов" со сроком действия с 01.01.2010 по 31.12.2010.
По условиям договора перевозчик организовывает и обеспечивает собственными силами и средствами перевозку граждан на автомобильном транспорте общего пользования (без учета такси, в том числе маршрутного), обслуживающем пригородные и межмуниципальные пассажирские перевозки в Республике Дагестан (пункт 1.1 договора). Министерство предоставляет субсидии организациям, осуществляющим такую перевозку (пункт 1.2 договора).
Перевозчик обязуется вести раздельный учет затрат, связанных с перевозкой пассажиров в пригородном и межмуниципальном сообщении, предоставлять в министерство до 15 числа месяца, следующего за отчетным, оперативный отчет о сумме убытков нарастающим итогом с начала года.
Ежеквартально до 26 числа месяца, следующего за отчетным кварталом предоставлять в министерство утвержденный отчет о фактической сумме убытков и данные об объеме оказанных услуг по установленной форме (пункты 2.1.2-2.1.4 договора).
Министерство обязуется перечислять перевозчику субсидии на возмещение убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном и межмуниципальном сообщении, ежемесячно в соответствии с кассовым планом исполнения республиканского бюджета Республики Дагестан и расчетами о предоставлении субсидий, исходя из отчетов об убытках, возникающих вследствие регулирования тарифов.
В период с января по декабрь 2010 года включительно общество предоставляло льготы по бесплатному проезду гражданам-льготникам на территории Кизлярского района Республики Дагестан, в результате чего понесло убытки.
В Законе Республики Дагестан N 77 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" от 07.12.2009 финансирование расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта не предусмотрено.
Согласно справке Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан от 27 декабря 2013 года N 01-1729 средняя стоимость проезда на социально ориентированных маршрутах в 2010 году на пригородных междугородных внутриреспубликанских маршрутах на территории Республики Дагестан составляла 30 рублей 61 копейка.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества, размер не полученной от потребителей платы (убытков) определен истцом расчетным путем.
В соответствии со справкой Министерства финансов Республики Дагестан от 26 декабря 2013 года N 04-09/44 обществу не выделялись денежные средств из федерального бюджета в возмещение убытков, связанных с предоставлением льготным категориям граждан бесплатного проезда в городском, пригородном и междугородном внутриреспубликанском сообщении.
Поскольку компенсация расходов общества на перевозку федеральных льготников не осуществлялась, последнее обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
При этом суды исходили из того, что согласно законодательству о федеральном бюджете на соответствующий год главным распорядителем бюджетных средств является Минфин России.
Расходы по предоставлению льготного проезда тем категориям граждан, которым в результате введения в действие Закона N 122-ФЗ взамен льготы в виде бесплатного проезда были предоставлены регулярные денежные выплаты из федерального бюджета (категориям, включенным в федеральный регистр), должны финансироваться из федерального бюджета.
Поскольку методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан не разработана, суды согласились с расчетом, представленным истцом.
При определении размера исковых требований общество исходило из следующих показателей: вид транспорта (автомобильный транспорт, используемый для перевозок граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на территории Республики Дагестан в пригородном и междугородном внутриреспубликанском сообщении); количество федеральных льготников, реализовавших право пользования услугами общественного транспорта (справка Министерства труда и социального развития Республики Дагестан от 25 декабря 2013 года N 04/2-11/10968); средняя стоимость проезда (справка Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан от 27 декабря 2013 года N 01-17); доля истца в автомобильном транспорте - 100% (справка Министерства транспорта и дорожного хозяйства РД от 26 декабря 2013 года N 01-1719); сумма поступлений из бюджета (письмо Министерства финансов Республики Дагестан от 26 декабря 2013 года N 04-09/44); количество поездок - 20 поездок в месяц для пригородных маршрутов (постановление от 19 января 2007 г. N 9 Федеральной службы государственной статистики).
В кассационной жалобе Минфин России ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов по следующим основаниям.
Законом N 122-ФЗ изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном транспорте, предусмотренное федеральными законами, а именно: предоставление льготы по проезду в натуральной форме заменено на компенсационную выплату.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) включена статья 26.3-1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Межбюджетные трансферты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 года N 802 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации", предоставлялись бюджетам субъектов Российской Федерации до 2010 года, пока в субъектах формировались условия и принимались нормативные акты для выполнения поставленной перед ними Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ задачи перехода к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения льготных категорий граждан на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
С января 2010 года, с учетом урегулирования во всех субъектах Российской Федерации вопросов обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта федеральным и региональным льготным категориям граждан, с учетом изменений в Законе N 184-ФЗ финансирование мер социальной поддержки на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта из федерального бюджета прекращено.
Нормативными актами такие обязательства на Российскую Федерацию не возложены.
Изменение ранее действовавшего законодательства, регулирующего порядок возмещения выпадающих доходов транспортным предприятиям, осуществляющим перевозку льготных пассажиров в городском и пригородном сообщении, исключает предъявление требований к Российской Федерации.
Указанные расходные обязательства переданы субъектам Российской Федерации. Надлежащим ответчиком по делу является субъект Российской Федерации.
Согласно имеющемуся в материалах дела распоряжению Правительства Республики Дагестан от 14 марта 2005 года N 46-р бесплатный проезд льготных категорий граждан на городских и пригородных маршрутах сохранялся до 1 января 2006 года.
Кроме того, в подтверждение своей позиции Минфин России ссылается на то, что позиция судов по настоящему делу противоречит практике рассмотрения аналогичных споров.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статья 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, в связи с чем кассационная жалоба Минфина России с делом подлежит передаче для рассмотрения по существу в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
передать кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 13 июля 2015 г. N 305-ЭС15-4042
Текст определения официально опубликован не был