Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 8 июля 2015 г. N 03-07-14/39360
В связи с письмом об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
На основании пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
Согласно пункту 3 статьи 145 Кодекса лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 данной статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 указано, что при толковании нормы пункта 3 статьи 145 Кодекса судам необходимо исходить из того, что по смыслу указанной нормы налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения. Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 3365/13. Так, в данном постановлении указано, что для случаев, когда о необходимости уплаты налога на добавленную стоимость предпринимателю становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, проведенных инспекцией, порядок реализации права на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость Кодексом не предусмотрен. Однако отсутствие установленного порядка не означает, что указанное право не может быть реализовано предпринимателем.
Учитывая изложенное, при рассмотрении вопроса об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость следует руководствоваться указанными постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, на основании которых налоговый орган должен учесть заявление индивидуального предпринимателя о праве на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость и определить наличие у него данного права на основании представленных им документов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организации и ИП имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС при соблюдении условий, установленных НК РФ.
Для этого нужно представить соответствующее письменное уведомление и подтверждающие документы в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.
Ссылаясь на судебную практику (постановление Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 и постановление Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2013 г. N 3365/13), Минфин России пояснил следующее.
По смыслу НК РФ налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. Поэтому лицам, фактически использовавшим освобождение, не может быть отказано в праве на него только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.
Также в случаях, когда о необходимости уплаты НДС предпринимателю становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, порядок реализации права на освобождение от уплаты НДС НК РФ не предусмотрен. Однако отсутствие установленного порядка не означает, что указанное право не может быть реализовано.
Таким образом, при рассмотрении вопроса об использовании права на освобождение следует руководствоваться сложившейся судебной практикой. Так, налоговый орган должен учесть заявление ИП о праве на применение освобождения и определить наличие у него данного права на основании представленных им документов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 8 июля 2015 г. N 03-07-14/39360
Текст письма опубликован в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", сентябрь 2015 г., N 9