Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2015 года
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2015 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Судьи Ласкиной С.О.(шифр судьи 33-71)
При ведении протокола секретарем судебного заседания Харламовой В.Ф.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
1) Министерство экономического развития Ульяновской области;
2) Государственное учреждение здравоохранения "Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова";
3) Государственное учреждение здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Ульяновска";
4) Государственное учреждение здравоохранения "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска";
ответчик: ФАС России
третьи лица:
Министерство здравоохранения Ульяновской области
ООО "Интеграл Медицинские Системы"
1. Государственное учреждение здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница; 2. государственное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева"; 3. Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи"; 4. государственное учреждение здравоохранения "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн"; 5. государственное учреждение здравоохранения Областной клинический онкологический диспансер 6. ГУЗ "Областной кардиологический диспансер"; 7. ГУЗ "Областной клинический кожно-венерологический диспансер" 8. Государственное учреждение здравоохранения Больница восстановительного лечения кардиологических больных; 9. ГУЗ "Областная детская инфекционная больница";10. Государственное казенное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница" (ГКУЗ "УОКПБ"); 11. государственное казенное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная психиатрическая больница N 2"; 12. государственное казенное учреждение здравоохранения "Областной клинический противотуберкулезный диспансер"; 13. государственное учреждение здравоохранения "Областной врачебно-физкультурный диспансер"; 14. государственное казенное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная клиническая наркологическая больница"; 15. государственное учреждение Здравоохранения Ульяновская областная станция переливания крови; 16. государственное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска"; 17. государственное учреждение здравоохранения "Детская специализированная психоневрологическая больница N 1"; 18. государственное учреждение здравоохранения "Детская специализированная психоневрологическая больница N 2"; 19. ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр профессиональной патологии"; 20. государственное казенное учреждение здравоохранения Ульяновский областной "ХОСПИС"; 21. Государственное учреждение здравоохранения "Костно-туберкулезный санаторий "Сосновка"; 22. Государственное учреждение здравоохранения Областной противотуберкулезный санаторий "Ища"; 23. Государственное учреждение здравоохранения Областной детский противотуберкулезный санаторий "Юлово"; 24. Государственное учреждение здравоохранения "Чердаклинская центральная районная больница"; 25. ГКУЗ "Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики"; 26. ГУЗ Ульяновский территориальный центр медицины катастроф; 27. Государственное учреждение здравоохранения городская поликлиника N 1 им. СМ. Кирова; 28. ГКУЗ "Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы"; 29. государственное учреждение здравоохранения Городская поликлиника N 3; 30. ГУЗ "Городская поликлиника N 4"; 31. государственное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 5"; 32. государственное учреждение здравоохранения городская поликлиника N 6; 33. государственное казенное учреждение здравоохранения Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв"; 34. государственное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (Перинатальный центр); 35. ГУЗ "Городская больница N 2"; 36. государственное учреждение здравоохранения Городская больница N 3; 37. ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий "Белое Озеро"; 38. ГУЗ "Городская детская поликлиника N 1"; 39. Государственное учреждение здравоохранения "Областной центр профилактики и борьбы со СПИД"; 40. ГУЗ "Городская детская поликлиника N 6"; 41. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника города Ульяновска"; 42. Государственное учреждение здравоохранения "Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт"; 43. государственное учреждение здравоохранения "Базарносызганская центральная районная больница"; 44. государственное учреждение здравоохранения "Барышская центральная районная больница"; 45. Государственное учреждение здравоохранения Вешкаймская центральная районная больница; 46. государственное учреждение здравоохранения "Инзенская центральная районная больница"; 47. Государственное учреждение здравоохранения Карсунская центральная районная больница; 48. ГУЗ "Кузоваловская ЦРБ"; 49. государственное учреждение здравоохранения "Майнская центральная районная больница"; 50. Государственное учреждение здравоохранения Мулловская участковая больница; 51. Государственное учреждение здравоохранения Ново-Майнская городская больница; 52. государственное учреждение здравоохранения Никольская участковая больница; 53. ГУЗ Зерносовхозская участковая больница; 54. государственное учреждение здравоохранения Рязановская участковая больница; 55. государственное учреждение здравоохранения Тиинская участковая больница; 56. ГУЗ Старосахчинская участковая больница; 57. Государственное учреждение здравоохранения "Николаевская центральная районная больница"; 58. Государственное учреждение здравоохранения "Новомалыклинская центральная районная больница"; 59. Государственное учреждение здравоохранения "Новоспасская центральная районная больница"; 60. Государственное учреждение здравоохранения "Павловская центральная районная больница"; 61. Государственное учреждение здравоохранения Радищевская центральная районная больница; 62. Государственное учреждение здравоохранения "Сенгилеевская центральная районная больница"; 63. Государственное учреждение здравоохранения "Старокулаткинская центральная районная больница"; 64. Государственное учреждение здравоохранения "Старомайнская центральная районная больница"; 65. Государственное учреждение здравоохранения Сурская центральная районная больница; 66. Государственное учреждение здравоохранения "Тереньгульская центральная районная больница"; 67. Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновская центральная районная больница"; 68. ГУЗ Большенагаткинская ЦРБ.
о признании незаконным и отмене решения и предписания от 26.12.2014 по делу N К-1969/14
при участии: согласно протокола судебного заседания установил:
По делу N А40-9959/2015 (33-71) Министерство экономического развития Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение и предписание ФАС России от 26.12.2014 по делу N К-1969/14.
По делу N А40-17439/2015 (17-133) Государственное учреждение здравоохранения "Центральная клиническая медико-санитарная часть"; Государственное учреждение здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Ульяновска"; Государственное учреждение здравоохранения "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска" обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просят признать незаконным и отменить решение и предписание ФАС России от 26.12.2014 по делу N К-1969/14.
Определением арбитражного суда от 02.03.2015 г. дела N А40-9959/2015-33-71 и А40-17439/2015-17-133 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением номера А40-9959/2015-33-71.
Определением арбитражного суда от 20.03.2015 г. произведена замена заявителя, Государственное учреждение здравоохранения "Центральная клиническая медико-санитарная часть", его правопреемником - ГУЗ "Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова".
Определением арбитражного суда от 17.06.2015 г. произведена замена третьего лица, Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, его правопреемником - Министерством здравоохранения Ульяновской области.
В обоснование заявленных требований заявители ссылаются на несоответствие оспариваемых актов требованиям действующего законодательства, нарушение ими прав и законных интересов заявителей. При проведении Конкурса государственные заказчики, Организатор действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Заявители также указывают на наличие со стороны ответчика процессуальных нарушений при рассмотрении жалобы.
Ответчик по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемых актов, отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований заявителей.
Представитель Министерство здравоохранения Ульяновской области поддерживает требования заявителей, просит их удовлетворить.
Представитель ООО "Интеграл Медицинские системы" по заявлению возражает, поддерживает правовую позицию ответчиков.
Представители третьих лиц ГУЗ Ульяновская областная клиническая больница, ГУЗ "Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева", ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи", ГУЗ "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн", ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер, ГУЗ "Областной кардиологический диспансер", ГУЗ "Областной клинический кожно-венерологический диспансер", ГУЗ Больница восстановительного лечения кардиологических больных, ГУЗ "Областная детская инфекционная больница", ГКУЗ "Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница" (ГКУЗ "УОКПБ"), ГКУЗ "Ульяновская областная психиатрическая больница N 2", ГКУЗ "Областной клинический противотуберкулезный диспансер", ГУЗ "Областной врачебно-физкультурный диспансер", ГКУЗ "Ульяновская областная клиническая наркологическая больница", ГУЗ Ульяновская областная станция переливания крови, ГУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска", ГУЗ "Детская специализированная психоневрологическая больница N 1", ГУЗ "Детская специализированная психоневрологическая больница N 2", ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр профессиональной патологии", ГКУЗ Ульяновский областной "ХОСПИС", ГУЗ "Костно-туберкулезный санаторий "Сосновка", ГУЗ Областной противотуберкулезный санаторий "Ища", ГУЗ Областной детский противотуберкулезный санаторий "Юлово", ГУЗ "Чердаклинская центральная районная больница", ГКУЗ "Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики", ГУЗ Ульяновский территориальный центр медицины катастроф, ГУ здравоохранения городская поликлиника N 1 им. С.М. Кирова, ГКУЗ "Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы", ГУЗ Городская поликлиника N 3, ГУЗ "Городская поликлиника N 4", ГУЗ"Городская поликлиника N 5", ГУЗ городская поликлиника N 6, ГКУЗ Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв", ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" (Перинатальный центр), ГУЗ "Городская больница N 2", ГУЗ Городская больница N 3, ГУЗ Детский противотуберкулезный санаторий "Белое Озеро", ГУЗ "Городская детская поликлиника N 1", ГУЗ "Областной центр профилактики и борьбы со СПИД", ГУЗ "Городская детская поликлиника N 6", ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника города Ульяновска", ГУЗ "Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт", ГУЗ "Базарносызганская центральная районная больница", ГУЗ "Барышская центральная районная больница", ГУЗ Вешкаймская центральная районная больница, ГУЗ "Инзенская центральная районная больница", ГУЗ Карсунская центральная районная больница, ГУЗ "Кузоваловская ЦРБ", ГУЗ "Майнская центральная районная больница", ГУЗ Мулловская участковая больница, ГУЗ Ново-Майнская городская больница, ГУЗ Никольская участковая больница, ГУЗ Зерносовхозская участковая больница, ГУЗ Рязановская участковая больница, ГУЗ Тиинская участковая больница, ГУЗ Старосахчинская участковая больница, ГУЗ "Николаевская центральная районная больница", ГУЗ "Новомалыклинская центральная районная больница", ГУЗ "Новоспасская центральная районная больница" ГУЗ "Павловская центральная районная больница", ГУЗ Радищевская центральная районная больница, ГУЗ "Сенгилеевская центральная районная больница", ГУЗ "Старокулаткинская центральная районная больница", ГУЗ "Старомайнская центральная районная больница", ГУЗ Сурская центральная районная больница, ГУЗ "Тереньгульская центральная районная больница", ГУЗ "Ульяновская центральная районная больница", ГУЗ Большенагаткинская ЦРБ, извещенные надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в отсутствие указанных выше лиц, в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Выслушав представителей явившихся участников процесса, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО "Интеграл Медицинские системы" на действия государственных заказчиков, Министерства экономического развития Ульяновской области (далее - Организатор) при проведении государственными заказчиками, Организатором открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в 2015 году (номер извещения 0168200002414006613) (далее - Конкурс).
По мнению Общества, его права и законные интересы нарушены следующими действиями государственных заказчиков, Организатора: в Конкурсной документации в нарушение положений Закона о контрактной системе не установлен объем оказываемых услуг, что не позволяет Заявителю надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта; Государственными заказчиками, Организатором неправомерно проведены совместные закупки по Конкурсу; Государственными заказчиками, Организатором неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса, так как в условия исполнения государственного контракта включены обязательства по поставке исполнителем лекарственных препаратов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией ФАС было принято оспариваемое решение, которым Комиссия признать жалобу ООО обоснованной в части неустановления в Конкурсной документации надлежащим образом объемов оказываемых услуг, а также в части неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а не электронного аукциона; признать в действиях Организатора, государственных заказчиков нарушения части 5, 7, 8 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 50, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе: указала на необходимость выдать государственным заказчикам, Организатору предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе; передать материалы дела от 26.12.2014 N К-1969/14 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Оспариваемым предписанием Комиссия ФАС России указала на необходимость Организатору в срок до 13.01.2015 уведомить государственных заказчиков о решении и предписании об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 26.12.2014 по делу N К-1969/14; Организатору, государственным заказчикам аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в 2015 году (номер извещения 0168200002414006613), а также разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru информацию об аннулировании указанного определения поставщика (подрядчика, исполнителя); Организатору в срок до 15.01.2015 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте cibylskaya@fas.gov.ru
Не согласившись в указанными решением и предписанием, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728, пунктом 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331, ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Из содержания частей 1, 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в случае получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок установлен статьей 99 и главой 6 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы по существу должно осуществляться на коллегиальной основе.
Приказом ФАС России от 11.08.2014 N 502/14 создана Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (Комиссия), на которую возложены функции, в том числе, по рассмотрению жалоб участников закупок на действия заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок.
Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент).
Согласно пункта 4 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
Как следует из решения комиссии Ульяновского УФАС России по контролю в сфере закупок от 05.12.2014 по делу N 11646/03-2014, рассмотренные данной комиссией жалобы заявителей, в том числе, ООО "Интеграл Медицинские Системы", касались иных действий Организатора и государственных заказчиков, нежели обжалованных Обществом в ФАС России. Комиссия Ульяновского УФАС России рассматривала доводы об отсутствии в конкурсной документации минимальных и максимальных значений показателей, позволяющих определить соответствие товаров, работ, услуг потребностям заказчика, делегирование функций заказчика и организатора торгов иному лицу, не являющемуся покупателем товара, об установлении требований к участникам закупки о наличии лицензий на фармацевтическую деятельность и деятельность по обороту наркосодержащих средств. ФАС России рассматривала доводы жалобы Общества, касающиеся неустановления в Конкурсной документации объема оказываемых услуг, что не позволяет участнику закупки, в том числе Обществу, надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта, о неправомерном проведении совместных закупок по Конкурсу, о неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса.
С учетом изложенного, судом установлено, что Комиссией ФАС России рассмотрены доводы жалобы Общества на иные действия государственных заказчиков и Организатора при проведении Закупки, следовательно, у ФАС России не имелось правовых оснований для возврата жалобы Обществу без рассмотрения.
Согласно пункту 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункту 3.31 Административного регламента внеплановая проверка закупки проводится совместно с рассмотрением жалобы.
Согласно части 19 статьи 99 Закона о контрактной системе, при принятии решения по результатам проведения внеплановой проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, подлежат рассмотрению и оценке доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, проведенных в соответствии с частью 3 настоящей статьи, выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Закон о контрактной системе допускает принятие решения ФАС России по одной и той же закупке при проведении внеплановой ее проверки при наличии в отношении такой закупки иного решения нижестоящего контролирующего органа.
Таким образом, Комиссия ФАС России при принятии Решения и выдаче Предписания выполняла свои функции и осуществляла возложенные на нее законодательством полномочия по контролю в сфере закупок в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке.
Доводы заявителей относительно ненадлежащего уведомления государственных заказчиков о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Интеграл Медицинские Системы", признаются судом несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения. Указанный пятидневный срок является пресекательным, ФАС России не имеет законных полномочий каким-либо образом продлить данный срок либо перенести рассмотрение жалобы за пределы данного срока.
В соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Из представленных материалов следует, что согласно извещению о проведении Конкурса N 0168200002414006613, размещенному на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, данная закупка проводилась в форме совместных торгов для 71 государственного заказчика - больниц Ульяновской области.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
В силу части 2 статьи 25 Закона о контрактной системе организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 названного закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса закупку осуществляет Уполномоченный орган в качестве Организатора совместного конкурса, которым в настоящем случае является Министерство экономического развития Ульяновской области.
Согласно части 11 статьи 26 Закона о контрактной системе к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей, применяются положения Закона о контрактной системе, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 25 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088 утверждены Правила проведения совместных конкурсов и аукционов, согласно пункту 6 которых в целях проведения совместного конкурса или аукциона организатор: осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупок; разрабатывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Законом о контрактной системе; предоставляет документацию заинтересованным лицам; предоставляет разъяснения положений документации; при необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию; осуществляет размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Законом о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя); направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместного конкурса или аукциона, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Законом о контрактной системе случаях; осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением.
Учитывая короткий пресекательный 5-дневный срок рассмотрения жалобы и значительное количество государственных заказчиков (71 больница), обеспечение участия представителей всех заказчиков представляется затруднительным.
Вместе с тем, учитывая, что Конкурс проводился в форме совместных торгов, а полномочия по проведению Конкурса делегированы Уполномоченному органу - Организатору торгов, Министерство экономического развития Ульяновской области как представитель заказчиков при проведении Конкурса участвовало в рассмотрении жалобы.
Суд также учитывает, что ходатайство Министерства о переносе рассмотрения жалобы на 26.12.2014 было удовлетворено, в заседании Комиссии ФАС России участвовал представитель Министерства, который приводил доводы в защиту своей позиции, представил письменные возражения на жалобу, которые имеются в материалах дела.
При этом жалоба поступила в ФАС России 19.12.2014 и была рассмотрена 26.12.2014 на пятый рабочий день в соответствии с требованиями части 3 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Таким образом, участие государственных заказчиков и защита их прав и законных интересов были обеспечены путем участия в рассмотрении жалобы представителя заказчиков - Организатора совместного Конкурса Министерства экономического развития Ульяновской области.
Суд соглашается с выводами Комиссии ФАС России о наличии в действиях всех государственных заказчиков нарушений пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившегося в неустановлении надлежащим образом в Конкурсной документации объема оказываемых услуг, по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как следует из извещения и Конкурсной документации, предметом закупки по Конкурсу является оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Согласно пункту 9 раздела 1 "Общие сведения" Конкурсной документации описание объекта закупки и количество устанавливается в соответствии с приложением N 2 к Конкурсной документации.
Вместе с тем, в Требованиях к техническим характеристикам Описания объекта закупки и количества (приложение N 2 к Конкурсной документации) имеется требование о закупке и поставке Исполнителем заказчикам неизвестных на момент закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Приложением N 2 к Конкурсной документации установлены "Требования к техническим характеристикам услуг", а именно: "- обработка и обобщение плановых и экстренных заявок заказчиков на закупку лекарственных препаратов и медицинских 11 изделий; закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий (за счет собственных денежных средств или привлекаемых средств третьих лиц) на торгах в соответствии с законодательством, по плановым заявкам заказчиков, а также по мере поступления экстренных заявок. Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий определяется номенклатурой сводной заявки медицинских организаций; в случае признания конкурентных способов закупки по лоту (лотам) несостоявшимися заключение прямых договоров с отечественными и зарубежными производителями по фактическим отпускным ценам производителей (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по фактическим отпускным ценам производителей, не превышающим цены, зарегистрированные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации); прием и раздельный товарный учет движения лекарственных препаратов и медицинских изделий, закупленных в рамках оказания услуг; организация работы в информационно-программном комплексе Заказчика, обеспечивающем формирование необходимых отчётных данных. Издержки, связанные с внедрением информационно-программного комплекса, несет Исполнитель, проведение за счет собственных денежных средств контроля качества закупаемой продукции; хранение лекарственных препаратов и медицинских изделий в складских помещения осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства: доставка лекарственных препаратов и медицинских изделий по плановым, экстренным заявкам заказчика; по плановым заявкам доставка лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения должна осуществляться заказчику ежемесячно по графику завоза, согласованному с заказчиком; по экстренным заявкам - в течение 1 дня с момента поступления экстренной заявки; доставка лекарственных препаратов и медицинских изделий транспортными средствами, находящимися у исполнителя на правах собственности или аренды, в т.ч. термоконтейнерами, рефрижераторами, изотермическими фургонами для доставки термолабильных лекарственных препаратов".
Таким образом, Конкурсная документация не содержит сведений об объеме оказываемых услуг, закупаемых препаратов, медицинских изделий, что является неоспоримым фактом и подтверждается, главным образом, положениями самой Конкурсной документации.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1.1 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, "По настоящему договору Исполнитель обязуется оказать услуги по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (далее - продукция) Заказчика в 2015 году, а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора".
Пунктом 1.2 проекта государственного контракта предусмотрено: "Услуги, предусмотренные пунктом 1.1 настоящего договора, включают в себя услуги по обработке и обобщению заявок заказчиков на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, организация закупки, прием, учет, складская обработка, доставка (включая погрузо-разгрузочные работы), контроль качества, хранение лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с лицензионными требованиями и условиями, утвержденными действующим законодательством, с соблюдением температурного режима, сохранением физико-химических свойств лекарственных препаратов и медицинских изделий".
В соответствии с пунктом 2 статьи 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
Комиссия ФАС России пришла к правомерному выводу, что Организатор и государственные заказчики, определив предметом контракта оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в 2015 году, установили при этом в Приложении N 2 к Конкурсной документации требование, в том числе, о поставке Исполнителем лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Таким образом, в силу вышеуказанной нормы ГК РФ к отношениям государственных заказчиков и Исполнителя должны применяться нормы о поставке товаров, как содержащиеся в ГК РФ, так и в Законе о контрактной системе.
При этом указанные в Конкурсной документации товары входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 N 2019-р (далее - аукционный перечень).
В аукционный перечень включены "Вещества химические, продукты химические и волокна химические" по коду 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, содержащей общие универсальные антимонопольные требования к закупкам, при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Указанное требование содержится также в Законе о контрактной системе - пункт 1 части 1 статьи 33 Закона предписывает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчики и Организатор объявили в настоящем случае Конкурс на оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В соответствии с частью 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственными препаратами являются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
В соответствии с пунктом 47 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в Российской Федерации подлежит лицензированию фармацевтическая деятельность, содержание и правила лицензирования которой утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности".
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности и приложению к Положению фармацевтическая деятельность включает оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения, хранение, перевозку лекарственных средств и препаратов для медицинского применения, розничную торговлю, отпуск, изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
Таким образом, реализация (торговля) лекарственных препаратов (лекарственных средств) осуществляется только организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В подпункте "г" пункта 1 Раздела 3 Конкурсной документации установлено требование о наличии у лица, оказывающего услугу, лицензии на фармацевтическую деятельность, а также лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в соответствии с пунктом 18 статьи 12 Закона о лицензировании).
Вместе с тем, Закон о лицензировании не содержит положений о лицензировании деятельности по торговле медицинскими изделиями.
Таким образом, в настоящем случае заказчиками и Организатором объединены в один лот товары и услуги, на поставку и оказание части от общего объема которых требуются лицензии (причем разные лицензии - на фармацевтическую деятельность и на наркотики), а часть от общего объема которых не подлежит лицензированию и может оказываться лицами, не имеющими указанных лицензий без ограничений (поставка медицинских изделий).
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Указанные в Конкурсной документации товары (лекарственные препараты) входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р (Аукционный перечень). В Аукционный перечень включены "Вещества химические, продукты химические и волокна химические" по коду 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).
Таким образом, заказчики и Организатор Конкурса сформировали Конкурсную документацию, неправомерно объединив в один лот товары и услуги, технологически и функционально не связанные между собой, а также включив в Конкурсную документацию положения о поставке заказчикам товаров, которые в соответствии с Законом о контрактной системе должны закупаться иным способом - путем электронного аукциона, чем установили требования, приведшие к ограничению количество участников закупки.
Суд также учитывает, что в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 N 8/125-П Министерство экономического развития Ульяновской области является органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков Ульяновской области и государственных бюджетных учреждений Ульяновской области.
Порядок взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков установлен приложением N 2 к указанному постановлению (далее - Порядок взаимодействия).
Как правомерно установила Комиссия, в извещении о проведении Конкурса, Конкурсной документацией не установлен надлежащим образом объем оказываемых услуг по Конкурсу, указанных в Приложении N 2 к Конкурсной документации, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта. Данные действия не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 50, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2.4 Порядка взаимодействия Уполномоченный орган формирует извещения об осуществлении закупки, разрабатывает и утверждает документацию о закупке.
Таким образом, выводы Комиссии о нарушении в действиях Министерства пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе являются законными и обоснованными.
Также следует учитывать, что в силу части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Поскольку Уполномоченный орган - Министерство - в силу пункта 2.4 Порядка взаимодействия разрабатывает и утверждает документацию о закупке, то утверждение в составе Конкурсной документации проекта контракта с выявленными недостатками является нарушением частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, ответственность за которое несет, в том числе, Министерство.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка взаимодействия Уполномоченный орган "определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков способами, предусмотренными Федеральным законом N 44-ФЗ", а в силу пункта 2.13 указанного Порядка Уполномоченный орган выступает организатором совместных конкурсов или аукционов.
Как следует из извещения о проведении Конкурса, Конкурсной документации, Министерство проводило спорный Конкурс в качестве Организатора совместных торгов.
Вместе с тем, данная закупка проводилась способом, не соответствующим положениям части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, следовательно, в действиях Министерства, проводившего данную закупку, обоснованно установлено нарушение указанной нормы Закона.
Учитывая изложенное, вывод ФАС России о том, что государственными заказчиками и Организатором неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а не электронного аукциона, является законным, обоснованным и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
В соответствии с пунктом 1.2 проекта контракта Конкурсной документации "Услуги, предусмотренные пунктом 1.1 настоящего договора, включают в себя услуги по обработке и обобщению заявок заказчиков на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, организация закупки, прием, учет, складская обработка, доставка (включая погрузо-разгрузочные работы), контроль качества, хранение лекарственных препаратов и медицинских изделий...".
Пунктом 2.10 проекта контракта Конкурсной документации предусмотрена обязанность Исполнителя ежемесячно, за последний месяц не позднее 25 декабря 2015 года предоставлять Заказчику надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие предоставление услуги по обеспечению продукцией, в том числе, накладную (транспортную накладную) с обязательным указанием наименования продукции, количества, единиц измерения (дозировка), сроков годности; счет, счет-фактуру.
В пункте 5.7 проекта контракта Конкурсной документации предусмотрен порядок приемки товара (поставленной продукции), в том числе имеется ссылка на инструкции NN П-6 и П-7.
Таким образом, положения проекта контракта в отношении передачи Исполнителем услуг медицинских препаратов и изделий фактически свидетельствуют о необходимости поставки товара заказчику, следовательно, объектом спорной закупки по Конкурсу являются, в том числе, лекарственные средства.
Из представленных материалов следует, что Конкурсная документация не содержит указания на конкретные международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, не определен количество товара, подлежащего поставке заказчикам.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Предельные значения установлены Постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 N 929.
Как следует из приложения N 2 к Конкурсной документации "Описание объекта закупки и количество", начальные (максимальные) цены контрактов, которые будут заключать заказчики, превышают предельные значения, установленные Правительством РФ.
При этом Конкурсная документация не содержит указания на то, какие именно лекарственные препараты требуются заказчикам и должны быть поставлены. Вместе с тем, как следует из положений документации, заказчикам требуются, в том числе, препараты, имеющие в своем составе наркотические средства, что подтверждается требованием о наличии у участника закупки соответствующей лицензии. Вместе с тем, лечебные учреждения, являющиеся заказчиками (больницы Ульяновской области), имеют различную специализацию (детские больницы, наркологическая больница, противотуберкулезные учреждения и т.п.), следовательно, заказчикам требуются различные лекарственные препараты для оказания медицинской помощи населению, учитывая требования стандартов оказания различных видов медицинской помощи и медицинского обслуживания.
Более того, в приложении N 2 к Конкурсной документации указано, что "Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий определяется номенклатурой сводной заявки медицинских организаций".
Также следует учитывать, что Конкурсная документация не содержит сведений о количестве, видах, типах медицинских изделий, требуемых заказчикам; сведений о количестве заявок (плановых, экстренных) на поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые должен обработать исполнитель.
Таким образом, в нарушение требований пунктов 1, 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиками, Организатором в Конкурсной документации не указано количество товара и объем оказываемых услуг, что не позволяет участникам закупки сформировать свои конкурсные заявки, в том числе, свои предложения о цене контракта.
Следовательно, учитывая изложенное, вывод ФАС России о том, что государственными заказчиками, Организатором торгов в Конкурсной документации не определен надлежащим образом объем оказываемых услуг, является обоснованным и соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Доводы Заявителей о правомерном установлении ответственности в проекте государственного контракта, не принимаются судом в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Из взаимосвязанных положений частей 1, 2, 4 статьи 34, части 4 статьи 49, статьи 50, части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в извещение, конкурсную документацию положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта при заключении контракта с победителем конкурса, поскольку по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом, частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсот ой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Согласно пункту 6.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации "Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных договором. Размер штрафа руб. устанавливается договором в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Пунктом 6.4 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства, и устанавливается договором в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных Исполнителем".
Пунктом 6.5 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено "Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных договором, в том числе за неисполнение условия о привлечении к исполнению договора субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных договором.
Размер штрафа руб. устанавливается договором в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Таким образом, государственными заказчиками, Организатором в проекте контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Следовательно, вышеуказанные действия государственных заказчиков, Организатора нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, а данный довод Заявителей не основан на законе, не подтверждается материалами дела.
Доводы Заявителей о возможности определения размера штрафных санкций на основании ссылки на Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 противоречат нормам материального права.
В соответствии с общими положениями об обеспечении исполнения обязательств, установленными главой 23 ГК РФ, неустойка является одним из предусмотренных законодательством способов обеспечения исполнения обязательств.
Исходя из положений статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Следовательно, анализ данной статьи позволяет сделать вывод, что сама неустойка, размер штрафных санкций и порядок их определения может определяться лишь на основании закона.
Таким образом, Правила, утвержденные Правительством РФ, являются подзаконным правовым актом, целью которого является установление правил определения размера штрафных санкций в отношении заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а также за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктами 4, 5 и 6 Правил, как и частями 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, устанавливается обязательность включения в государственный контракт условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, Заказчик, указав в проекте контракта ссылки на Постановление Правительства РФ как правовой акт, определяющий размер штрафных санкций, без указания фиксированного размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, и порядок его определения, не исполнил обязанность, предусмотренную пунктами 4, 5, 6 Правил, о включении в контракт условия об ответственности сторон, что является нарушением частей 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Доводы Заявителей об отсутствии необходимости установления фиксированной суммы штрафа и порядка его определения в проекте государственного контракта являются необоснованным в силу следующего.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных, в том числе, документацией о закупке.
Часть 2 статьи 50 Закона о контрактной системе устанавливает, что к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Таким образом, положения статей 34, 50 Закона о контрактной системе, определяющие обязательность включения не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, но и закрепление размера штрафа в фиксированной сумме и порядка его определения, являются императивными нормами для Заявителя.
Исходя из приведенных положений Закона о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что заключение государственного контракта осуществляется на условиях, предусмотренных, в том числе, и в проекте государственного контракта.
Таким образом, проект государственного контракта должен соответствовать положениям статьи 422 ГК РФ и содержать размер штрафа в фиксированной сумме и порядок его определения, а также размер пени и порядок ее определения, как это предусмотрено частями 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Следовательно, не включение в проект государственного контракта размера штрафа в фиксированной сумме, размера пени и порядка их определения является нарушением частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и противоречит статье 422 ГК РФ.
Ссылки заявителей на судебные акты, принятые по другим делам, не могут быть признаны состоятельными, поскольку упоминаемые им судебные решения были приняты с учетом фактических обстоятельств конкретных дел и доказательств, представленных сторонами.
Судом рассмотрены все доводы заявителей и признаны безосновательными.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суд исходит из следующего.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности в абзаце втором пункта 1 установлено, что если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительным обжалуемого заявителем решения и предписания ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий, а именно: несоответствие их закону и наличие нарушения прав заявителя.
Обязанность заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В силу действия статьи 4 АПК РФ, за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи права и законные интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Из представленных материалов следует, что согласно информации, размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт), 14.01.2015 размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в 2015 году (номер извещения 0168200002414006613) (далее - Конкурс, Закупка), оспариваемое Предписание ФАС России исполнено в полном объеме.
При указанных обстоятельствах, избранный заявителем способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, а материальный интерес заявителя к принятым ФАС России решению и предписанию имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований, поскольку в настоящее время предписание исполнено, договор заключен, оспариваемые Решение и Предписание не препятствуют Заявителям в осуществлении ими своей хозяйственной и иной экономической деятельности, а как следует из правового смысла части 1 статьи 4 АПК РФ обращение с иском в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных прав.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителей.
При указанных обстоятельствах требования заявителей удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 16, 41, 49, 64, 65, 71, 75, ПО. 123, 156, 159, 167 -170. 176. 198, 200, 201 АПК РФ, суд решил:
В удовлетворении требований Министерства экономического развития Ульяновской области, Государственного учреждения здравоохранения "Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова", Государственного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Ульяновска", Государственного учреждения здравоохранения "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска" о признании незаконным и отмене решения Федеральной антимонопольной службы от 26.12.2014 по делу N К-1969/14 и выданного на его основании предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 26.12.2014 по делу N К-1969/14 - отказать.
Проверено на соответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятии в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: |
С.О. Ласкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 июня 2015 г. N А40-9959/2015
Текст решения официально опубликован не был