Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 46-КГПР15-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горшкова В.В.,
судей Асташова С.В. и Гетман Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сызранского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД) о возложении обязанности провести работу по оборудованию пассажирских платформ железнодорожного вокзала станции Сызрань-1 навесами и павильонами, по кассационному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 5 июня 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 августа 2014 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В., выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власову Т.В., поддержавшую кассационное представление, представителей ОАО "РЖД" Атрохова А.В., Хархардина Д.Н., Головлёву С.В., возражавших против удовлетворения представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Сызранский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "РЖД" об обязании провести работу по оборудованию пассажирских платформ железнодорожного вокзала станции Сызрань-1 навесами и павильонами, указав, что транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения прав потребителей услуг железнодорожного транспорта на железнодорожном вокзале станции Сызрань-1 Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД". В ходе данной проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, сооружения железнодорожного вокзала станции Сызрань-1: пассажирская платформа N 1, пассажирская платформа N 2 и пассажирская платформа N 3, расположенные по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ст. Сызрань, не оборудованы навесами и павильонами. Отсутствие данных сооружений на пассажирских платформах является нарушением права потребителей на услугу соответствующую обязательным требованиям закона, а так же права на безопасность услуги для жизни, здоровья и имущества потребителя. Выявленные нарушения законодательства при оказании услуг перевозки железнодорожным транспортом могут привести к причинению вреда жизни и здоровью пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Поскольку указанные пассажирские платформы находятся в собственности ОАО "РЖД", и состоят на балансе Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД", прокурор, с учётом уточнения исковых требований, просил суд обязать собственника инфраструктуры оборудовать пассажирские платформы железнодорожного вокзала станции Сызрань-1 навесами и павильонами в срок до 1 декабря 2014 г.
Представитель ответчика иск не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 5 июня 2014 г. в удовлетворении заявленных Сызранским транспортным прокурором требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 августа 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационном представлении, поданном заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Кехлеровым С.Г. 19 марта 2015 г., ставится вопрос о его передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и отмене решения Железнодорожного районного суда г. Самары от 5 июня 2014 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 августа 2014 г.
В связи с поданным кассационным представлением прокурора на указанное судебное постановление и сомнениями в его законности судьей Верховного Суда Российской Федерации Горшковым В.В. 15 мая 2015 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки по доводам кассационного представления и определением этого же судьи от 18 июня 2015 г. кассационное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания, предусмотренные законом, для удовлетворения кассационного представления и отмены решения Железнодорожного районного суда г. Самары от 5 июня 2014 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 августа 2014 г.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении данного дела существенное нарушение норм материального и процессуального права допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Разрешая дело по существу, и отказывая в удовлетворении заявленных Сызранским транспортным прокурором требований, суд первой инстанции исходил из того, что указанные платформы являются частью имущественного комплекса - вокзала, где расположена вся инфраструктура обеспечивающая безопасность и комфорт пассажиров, в том числе здание вокзала с залами ожидания, в связи с чем оборудование платформ навесами (павильонами) не является обязательным.
Кроме того, отсутствие в законе императивного предписания об оборудовании платформ, относящихся к вокзальному комплексу, навесами и павильонами свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора, поскольку требования закона ответчиком не нарушены.
С данными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что с вынесенным судебными постановлениями согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.
Согласно статье 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", пункту 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 703 от 20 ноября 2003 г., владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции должны обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах.
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуации техногенного характера.
Основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и требования, предъявляемые к ним, содержатся в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации".
Абзацем 5 пункта 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286, предусматривается, что пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.
Исходя из требований, содержащихся в статье 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и абзаце 5 пункта 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286, целью оборудования железнодорожных платформ навесами и павильонами является укрытие пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуации техногенного характера.
По смыслу приведенных норм обязанность по оборудованию платформ навесами и павильонами не ставится в зависимость от наличия или вместимости вокзального помещения, а также категории остановочного пункта и интенсивности пассажиропотока, поскольку само по себе наличие такого помещения не обеспечивает защиту от указанных природных явлений лиц, осуществляющих посадку - высадку из железнодорожных составов, либо их ожидающих и находящихся на железнодорожных платформах.
Факт наличия на станции Сызрань-1 пассажирских железнодорожных платформ, являющихся частью комплекса пассажирского остановочного пункта данной железнодорожной станции, и подлежащих в силу указанных нормативных актов оснащению навесами или павильонами, сторонами не оспаривался.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о необязательном оснащении платформ навесами в связи с наличием на станции Сызрань-1 вокзального помещения, являются несостоятельными, поскольку вне зависимости от наличия либо отсутствия на станции пассажирских зданий, наличие на платформах указанного оборудования не только повышает показатель комфорта применительно к оценке качества услуги по перевозке пассажиров, но и, в силу требований статьи 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", возлагающих на перевозчиков и владельцев инфраструктур обязанность по обеспечению безопасности перевозок пассажиров, служит цели защиты находящихся на платформах лиц, ожидающих прибытия железнодорожного состава, от погодных явлений, которые могут создать опасность для жизни и здоровья человека.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, в связи с чем решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 5 июня 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 августа 2014 г. нельзя признать законными, и по изложенным основаниям они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 5 июня 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 20 августа 2014 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Горшков В.В. |
Судьи |
Асташов С.В. |
|
Гетман Е.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
Он потребовал обязать ОАО "РЖД" оборудовать пассажирские платформы на одной из ж/д станций навесами и павильонами.
Суды двух интонаций сочли, что необходимости в этом нет.
Причина - на ж/д станции имеется здание вокзала с помещениями для пассажиров.
Указанные платформы являются частью имущественного комплекса - вокзала, где расположена вся инфраструктура, обеспечивающая безопасность и комфорт пассажиров.
Кроме того, в законе нет императивного предписания об оборудовании платформ, относящихся к вокзальному комплексу, навесами и павильонами.
СК по гражданским делам ВС РФ отправила дело на новое рассмотрение, пояснив следующее.
По Закону о защите прав потребителей требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными.
В силу УЖТ РФ перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать в т. ч. безопасность перевозок пассажиров, их качественное обслуживание на ж/д вокзалах.
На ж/д станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами.
Исходя из требований законодательства, целью оборудования ж/д платформ навесами и павильонами является укрытие пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуации техногенного характера.
При этом по смыслу норм обязанность по оборудованию платформ навесами и павильонами не ставится в зависимость от наличия или вместимости вокзального помещения, а также категории остановочного пункта и интенсивности пассажиропотока.
Само по себе наличие такого вокзального помещения не обеспечивает защиту от указанных природных явлений лиц, осуществляющих посадку-высадку из ж/д составов, либо их ожидающих и находящихся на ж/д платформах.
Поэтому платформы должны быть оснащены навесами и павильонами независимо от наличия на станции вокзального помещения.
Это позволяет не только повысить показатель комфорта услуги по перевозке, но и защитить находящихся на платформах лиц, ожидающих прибытия ж/д состава, от погодных явлений, которые могут создать опасность для жизни и здоровья.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2015 г. N 46-КГПР15-11
Текст определения официально опубликован не был