Определение Верховного Суда РФ от 28 июля 2015 г. N 257-ПЭК15
Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова,
изучив надзорную жалобу открытого акционерного общества "Конаковское автотранспортное предприятие" (г. Москва) на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 18.03.2015 N 305-ЭС14-5322 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-143309/2013, установила:
открытое акционерное общество "Конаковское автотранспортное предприятие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России) и к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (далее - Минсоцзащиты области) о взыскании 27 605 957 рублей 62 копеек в возмещение убытков, возникших вследствие предоставления отдельным категориям граждан в 2012 году льгот по проезду автомобильным транспортом общего пользования на основании единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 и постановлением Арбитражный суд Московского округа от 21.08.2014, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 7 509 555 рублей 79 копеек в возмещение убытков; с Тверской области в лице Минсоцзащиты области за счет казны Тверской области в пользу общества взыскано 20 096 401 рубль 83 копейки в возмещение убытков.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2015 указанные судебные акты отменены, в удовлетворении иска отказано.
В силу статьи 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенное по результатам рассмотрения кассационной жалобы вместе с делом, вступило в законную силу со дня его вынесения.
В надзорной жалобе общество ссылается на нарушение его прав и законных интересов в результате неправильного применения судебной коллегией норм права.
Надзорная жалоба подлежит рассмотрению по правилам, установленным статьями 308.1-308.13 АПК РФ.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 308.4 АПК РФ по результатам изучения надзорной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.
Основания для пересмотра в порядке надзора судебных постановлений, перечислены в статье 308.8 АПК РФ, из которой следует, что судебные постановления, указанные в части 3 статьи 308.1 данного Кодекса, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает: 1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; 2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; 3) единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.
Изучив изложенные в надзорной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 6 статьи 308.4, статьей 308.8 АПК РФ, по которым надзорная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Общество является автотранспортным предприятием, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования.
Общество, сославшись на то, что оно в 2012 году по льготным ценам перевозило граждан, включенных в федеральный и региональный регистры льготников, на основании ЕСПБ и не получило за счет федерального и регионального бюджетов полное возмещение расходов, вызванных установлением льгот по провозной плате, обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Расчет истребуемой обществом суммы основан на данных о количестве приобретенных льготными категориями граждан ЕСПБ, величине тарифа на одну поездку, среднестатистическом количестве поездок, указанном в пункте 54 Порядка заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 3-автотранс "Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", N 1-автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта", утвержденного постановлением Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007 N 9 (далее - постановление Росстата N 9).
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 15, 790, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и признали представленный обществом расчет недополученной провозной платы соответствующим принципу полного возмещения убытков.
Постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета" утверждено Положение о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршрутные) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан (приложение N 1; далее - Положение N 32-па), раздел 3 которого по своей сути является методикой расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан по каждому муниципальному образованию Тверской области. Даная методика учитывает общее количество ЕСПБ, выданных на территории муниципального образования, предусматривает распределение компенсации между перевозчиками пропорционально выполненной ими работе на линии и исходит их того, что размер компенсации определяется как разница между полной месячной стоимостью проезда одного пассажира по ЕСПБ и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином.
Исходя из того, что Положение N 32-па является нормативным правовым актом, установившим методику расчета и исходные данные, необходимые для исчисления расходов перевозчиков, оно не оспорено и не признано судом недействующим в порядке нормоконтроля, судебная коллегия пришла к выводу, что в ситуации неиспользования обществом в спорный период механизмов, фиксирующих реальное количество перевезенных им лиц, обладающих правом льготного проезда, (в отсутствие считывающих устройств и т.п.), величина полной стоимости ЕСПБ, определенная действующим нормативным актом субъекта Российской Федерации применительно к конкретным муниципальным образованиям, не может опровергаться обобщенными среднестатистическими показателями, в том числе отраженными в постановлении Росстата N 9 в качестве средних по Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что общество не подтвердило ни факт причинения ему убытков, ни их размер, судебная коллегия отменила судебные акты и в удовлетворении иска отказала.
Доводы заявителя не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в порядке надзора. Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 308.4 и 308.6, 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья, определила:
отказать открытому акционерному обществу "Конаковское автотранспортное предприятие" в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 28 июля 2015 г. N 257-ПЭК15
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2016 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-143309/13
09.08.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-32402/16
14.04.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13227/16
19.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29849/15
28.07.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 257-ПЭК15
21.08.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7093/14
14.08.2014 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7093/14
03.04.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9131/14
29.01.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-143309/13