Определение Верховного Суда РФ от 13 августа 2015 г. N 304-ЭС15-9264
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.
изучила кассационную жалобу Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.06.2015 N 34-Исх-5502, Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.07.2015 б/н на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 по делу N А75-3716/2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.06.2015 по тому же делу
по иску закрытого акционерного общества "Строительная компания ВНСС" (далее - строительная компания) к Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - департамент строительства), Правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Правительство Югры) и Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании убытков в размере 257 976 640 руб. 18 коп., в том числе 98 950 078 руб. 84 коп. в счет возмещения затрат на уплату процентов по привлеченным заемным средствам, 57 727 291 руб. 34 коп. недополученных субсидий на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, 101 299 270 руб. в связи с неполной компенсацией затрат на выполнение работ по подготовке и благоустройству территории (с учетом уточнения иска).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент управления делами Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, администрация Ханты-Мансийского района, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Югорский институт развития строительного комплекса". Установила:
решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 (с учетом определения об исправлении опечатки от 27.04.2015) решение суда первой инстанции изменено: с Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в лице департамента строительства за счет средств окружного бюджета в пользу общества взыскано 192 604 997 руб. 36 коп. убытков. В удовлетворении остальной части требований отказано. В удовлетворении требований к правительству, Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказано.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.06.2015 постановление суда апелляционной инстанции от 10.04.2015 оставлено без изменения.
В кассационных жалобах департаментом строительства, Правительством Югры ставится вопрос об отмене постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, со ссылкой на нарушение норм материального права и норм процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Судами установлено, что в ноябре 2010 года Правительством Югры было принято решение о переселении граждан из труднодоступных районов, а именно из д. Базьяны и д. Сухоруково в д. Ярки Ханты-Мансийского района.
В целях реализации данной программы строительная компания в апреле 2011 года начала возведение микрорайона в д. Ярки.
Субсидирование строительства домов производилось по целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие развитию жилищного строительства на 2011 - 2013 годы и на период 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Югры от 03.11.2010 N 285-п, а по строительству инженерной инфраструктуры - по целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Югры от 26.11.2010 N 313-п.
Исходя из содержания названных программ, суды сделали вывод об их социальной значимости. Реализация возведенного в рамках указанных программ жилья по цене ниже сметной стоимости строительства свидетельствует об инвестиционной деятельности, направленной на достижение полезного эффекта.
Между строительной компанией и Правительством Югры 12.10.2011 заключено соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым строительная компания планирует инвестировать в развитие сети объектов общего и дошкольного образования автономного округа в период с 2011 по 2013 годы денежные средства в размере 3 182 356 000 рублей, в сферу жилищного строительства - 1 537 015 000 рублей.
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.3 названного соглашения Правительство Югры поддерживает стимулирование инвестиционной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством автономного округа, реализация по указанным направлениям осуществляется в установленном порядке путем заключения отдельных договоров и соглашений между сторонами.
В дальнейшем между строительной компанией и департаментом строительства заключены договоры от 10.08.2012 N 15/2012, от 28.12.2012 N 23/2012 о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта комплексного развития территории в целях жилищного строительства. При этом строительная компания в указанных договорах именуется "Инвестором".
С учетом установленных обстоятельств суды апелляционной и кассационной инстанций квалифицировали отношения между строительной компании и субъектом Российской Федерации - Ханты-Мансийским автономным округом - Югра, как инвестиционные, оформленные в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Судами установлено, что проект "Строительство района новой застройки д. Ярки Ханты-Мансийского района" входит в число инвестиционных проектов для реализации которого оказана государственная поддержка, предусмотренная Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2012 N 33-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В период реализации инвестиционного проекта нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предусматривалась такая форма государственной поддержки инвестиционной деятельности, как предоставление субсидий на компенсацию части процентов за пользование кредитными средствами.
В целях реализации инвестиционного проекта строительной компанией были привлечены кредитные средства, заключен договор займа с открытым акционерным обществом "Ипотечное агентство Югры".
Невозмещение затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры для реализации инвестиционного проекта комплексного развития территории в целях жилищного строительства в размере 57 727 291,34 руб., затрат по подготовке территории и благоустройству района новой застройки д. Ярки Ханты-Мансийского района в сумме 101 299 270 руб., процентов за пользование заемными средствами в размере 98 950 078 руб. 84 коп., послужило основанием для обращения строительной компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статей 8, 15, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановлениями Правительства Югры, действовавшими в период реализации инвестиционных проектов и соглашений, суды признали, что требования истца подлежат удовлетворению.
Материалами дела подтверждается факт безвозмездной передачи истцом в муниципальную собственность: "Сети инженерного обеспечения новой застройки д. Ярки, Ханты-Мансийского района. Сети связи", "Строительство автомобильных дорог новой застройки д. Ярки, Ханты-Мансийского района", "Сети инженерного обеспечения новой застройки д. Ярки, Ханты-Мансийского района. Водоснабжение. Канализация. Газоснабжение", "Внутриквартальные сети инженерного обеспечения новой застройки д. Ярки, Ханты-Мансийского района. Системы внешнего электроснабжения", "Подготовка территории и благоустройство района новой застройки д. Ярки, Ханты-Мансийского района", а также введения в эксплуатацию 44 жилых домов в декабре 2011 года и передачи их гражданам, выполнения работ по подготовке и благоустройству территории.
Судами установлено, что в соответствии с пунктом 6.3.27 Положения о Департаменте строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2012 N 163, департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств автономного округа, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций. Из пункта 1 Положения следует, что департамент является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности, жилищной сфере в части обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями, предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, содействия развитию рынка недвижимости, в том числе развитию системы ипотечного кредитования. На основании изложенного, судами сделан вывод о том, что надлежащим ответчиком по делу является департамент строительства.
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки судов.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Доводы кассационных жалоб тождественны доводам, заявленным в судах нижестоящих инстанций, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации, определила:
отказать Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 13 августа 2015 г. N 304-ЭС15-9264
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2015 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-19858/15
15.06.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-19858/15
10.06.2015 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-19858/15
10.04.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1797/15
23.12.2014 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3716/14