Решение Верховного Суда РФ от 1 июля 2015 г. N АКПИ15-544
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N АПЛ15-411 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Сомхиевой С.Ю.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ОАО "Омский каучук" о признании частично недействующим пункта 116 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 12 августа 2013 г., N 32, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 6 августа 2013 г.
Согласно пункту 116 Правил абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению N 4.
Абоненты, указанные в данном пункте, не имеющие локальных очистных сооружений, обязаны обеспечить их строительство (создание) в течение 2 лет после вступления в силу названных Правил, если иной срок не предусмотрен планом снижения сбросов сточных вод на объектах такого абонента.
В приложении N 4 к Правилам приведен перечень производственных процессов, при осуществлении которых абонент обязан иметь локальные очистные сооружения и осуществлять сброс в централизованную систему водоотведения сточных вод, прошедших предварительную очистку.
ОАО "Омский каучук" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 116 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют частям 1 и 6 статьи 27 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и нарушают права заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, возлагая обязанность иметь локальные очистные сооружения.
В суде представители ОАО "Омский каучук" Обухов А.О., Лахин А.В. поддержали заявленные требования и пояснили, что при издании оспариваемых положений нормативного правового акта Правительство Российской Федерации вышло за пределы предоставленной ему федеральным законодателем компетенции. Перечень производственных процессов, при осуществлении которых абонент обязан иметь локальные очистные сооружения и осуществлять сброс в централизованную систему водоотведения сточных вод, прошедших предварительную очистку, необоснованно расширяет круг лиц, обязанных иметь локальные очистные сооружения.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (поручение от 18 мая 2015 г. N СП-П9-3211).
Представители Правительства Российской Федерации Будницкий Д.М., Пучков В.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей ОАО "Омский каучук" Обухова А.О., Лахина А.В., Правительства Российской Федерации Будницкого Д.М., Пучкова В.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации и иных законов, указов Президента Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относит утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, включая требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом видов таких систем (статья 4, часть 11 статьи 7).
Реализуя свои полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 июля 2013 г. N 644 утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения, которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
В целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения Правила обязывают абонентов иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению N 4 (абзац первый пункта 116 Правил).
Ссылки заявителя на то, что Правительство Российской Федерации с превышением полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем, незаконно расширило круг лиц, обязанных иметь локальные очистные сооружения, отнеся к ним абонентов, осуществляющих производственные процессы по перечню согласно приложению N 4 Правил, являются необоснованными. Регламентация вопросов, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, законодателем отнесена к компетенции Правительства Российской Федерации.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта частям 1 и 6 статьи 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" являются несостоятельными.
Так, согласно части 1 статьи 27 данного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. N 230 установлено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
В соответствии с частью 6 статьи 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов абонентов, т.е. в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, абоненты обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения).
Оспариваемые положения нормативного правового акта устанавливают требования к сточным водам абонентов в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Раздел VI Правил определяет основные группы требований к сточным водам абонентов: запрет сброса сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения (приложение N 2 к Правилам), или которые запрещены к применению в Российской Федерации (пункты 112 и 113); соблюдение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных приложением N 3 к Правилам (пункт 114); предварительное обезвреживание и обеззараживание абонентом сточных вод, в которых содержатся радиоактивные и бактериальные загрязнения, предусмотренные приложением N 2 к Правилам, до отведения в централизованную систему водоотведения (пункт 115); наличие локальных очистных сооружений и предварительной очистки абонентом сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (оспариваемый пункт 116); запрет достижения нормативных показателей состава и свойств сточных вод путем разбавления таких сточных вод нормативно-чистыми водами, а также питьевой и иной водой (пункт 117).
Негативное воздействие на окружающую среду и негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения оказывают разные загрязняющие вещества в разной концентрации, поэтому перечень абонентов, обязанных иметь локальные очистные сооружения, по этим двум группам требований различный.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13 мая 2014 г. по делу N АКПИ14-202, Правила холодного водоснабжения и водоотведения имеют более широкий предмет правового регулирования и распространяются на всех абонентов, а не только на абонентов, в отношении объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления ОАО "Омский каучук" о признании частично недействующим пункта 116 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 1 июля 2015 г. N АКПИ15-544
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N АПЛ15-411 настоящее решение оставлено без изменения