См. также письмо Минэкономразвития России от 10 ноября 2011 г. N Д23-4657
Министерство экономического развития Российской Федерации рассмотрело обращение правительства Самарской области по вопросу передачи земельных участков из собственности Российской Федерации в собственность муниципальных образований Самарской области и сообщает.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
Вместе с тем, Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами не урегулирован порядок передачи земельных участков в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Кодекса.
В связи с этим Минэкономразвития России при рассмотрении вопроса о передаче земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации в собственность муниципальных образований в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Кодекса исходит, прежде всего, из принципа законности, соблюдения интересов Российской Федерации, а также материалов, обосновывающих необходимость передачи земельных участков в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития.
В частности, правительством Самарской области в Минэкономразвития России были представлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (далее - выписки из ЕГРП) по 505 земельным участкам, испрашиваемым правительством Самарской области из собственности Российской Федерации в собственность муниципальных образований Самарской области.
При этом документов территориального планирования, а также обоснования, подтверждающих необходимость передачи земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития, правительством Самарской области не представлено.
Следует отметить, что обоснования к передаче испрашиваемых земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований Самарской области не должно носить формальный характер, а содержать материалы (информацию), обосновывающую потребность муниципальных образований Самарской области в указанных земельных участках для обеспечения их развития, с приложением документов территориального планирования, а также плана (стратегии, программы) развития муниципального образования и его территорий.
По информации, представленной Росимуществом, в настоящее время в Территориальном управлении имеется 845 договоров аренды земельных участков, являющихся, согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственностью Российской Федерации.
Из указанных 845 договоров аренды 586 договоров аренды заключено на земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано на основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Годовой размер арендной платы по данным договорам составляет 240 359 470 рублей.
Всего за одиннадцать месяцев 2010 года в федеральный бюджет от использования федеральных земельных участков поступило 411 904 657,97 рублей.
Из указанной суммы 29 670 542,57 руб. составляет неосновательное обогащение, возвращенное Российской Федерации пользователями земельных участков, право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано на основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, использующими данные земельные участки без надлежаще оформленных документов.
Учитывая изложенное, сумма доходов федерального бюджета, поступивших от использования земельных участков, право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано на основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, составляет 66% от общих поступлений.
Во исполнение пункта 3 Протокола совещания от 21 октября 2010 г. N 12/39 в Минэкономразвития России поступило информационное письмо Росреестра от 21 декабря 2010 г. N 14-9805-ГЕ по вопросу передачи испрашиваемых земельных участков.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о местоположении границ которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, может быть отказано.
Также Территориальным органом в министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 20 декабря 2010 г. N ПП-10/38294 направлена информация о невозможности передачи земельных участков из собственности Российской Федерации в собственность Самарской области, поскольку в соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Принятие решений о передаче из федеральной собственности в собственность муниципальных образований Самарской области земельных участков в отсутствие установленных границ (координат) земельных участков на местности, в том числе в отсутствие графических материалов, может привести к нарушению прав и законных интересов как Российской Федерации, так и собственников, землепользователей, землевладельцев, а также арендаторов соседних земельных участков, что может привести к многочисленным судебным спорам.
Минэкономразвития России полагает, что рассмотрение вопроса о передаче испрашиваемых правительством Самарской области земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципальных образований Самарской области возможно только после представления следующих документов:
1) документов территориального планирования муниципального образования (схемы территориального планирования или генерального плана);
2) кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков;
3) выписок из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии зарегистрированных в установленном порядке прав на испрашиваемые земельные участки.
Минэкономразвития России рассматривает поступившие документы по испрашиваемым земельным участкам в отношении каждого земельного участка (в индивидуальном порядке), в связи с чем прошу направлять в адрес Минэкономразвития России пакет документов не более чем по 20 земельным участкам. Указанный подход позволит более оперативно обеспечить подготовку соответствующих проектов распоряжений Правительства Российской Федерации.
|
И.Е. Манылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2011 г. N 3637-ИМ/Д23 "О передаче земельных участков из собственности Российской Федерации в собственность муниципальных образований Самарской области"
Текст письма официально опубликован не был