Определение Верховного Суда РФ от 17 августа 2015 г. N 304-КГ15-8954
Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В.,
изучив кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (г. Ханты-Мансийск) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.11.2014 по делу N А75-8994/2014, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.05.2015 по тому же делу
по заявлению бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Ханты-Мансийская городская клиническая станция скорой медицинской помощи" (г. Ханты-Мансийск, далее - учреждение) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - фонд) об отмене указанного в пункте 3.2.1 акта комплексной проверки от 28.07.2014 N 24-ХМ штрафа в размере 85 088 рублей 76 копеек и требования о перечислении средств обязательного медицинского страхования в сумме 170 186 рублей 73 копеек, использованных не по целевому назначению,
по встречному заявлению фонда к учреждению о возврате в бюджет фонда средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в сумме 170 186 рублей 73 копеек, использованных не по целевому назначению, взыскании штрафа в размере 85 088 рублей 76 копеек за счет средств, полученных из иных источников финансирования учреждения, и пеней в сумме 889 рублей 23 копеек на невозвращенную часть денежных средств ОМС, использованных не по целевому назначению, установила:
решением суда первой инстанции от 11.09.2014 заявление учреждения удовлетворено частично. Требования фонда, изложенные в акте от 28.07.2014 N 24-ХМ, о перечислении денежных средств ОМС, использованных не по целевому назначению в сумме 130 759 рублей 03 копеек, пеней, начисленных на указанную сумму, а также штрафа в размере, превышающем 8 508 рублей 87 копеек, признаны незаконными. Встречное заявление фонда удовлетворено частично. На учреждение возложена обязанность возвратить в бюджет фонда использованные не по целевому назначению средства ОМС в сумме 39 427 рублей 70 копеек за счет средств, полученных из иных источников финансирования учреждения, взысканы соответствующие суммы пеней и штрафные санкции в сумме 8 508 рублей 87 копеек.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "решением суда первой инстанции от 11.09.2014" имеется ввиду "решением суда первой инстанции от 26.11.2014
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 решение суда оставлено без изменения.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 22.05.2015 названные судебные акты оставил без изменения.
В кассационной жалобе фонд ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего спора судами было установлено, что использование учреждением денежных средств ОМС в размере 850 088 рублей 76 копеек не по целевому назначению было допущено в связи с обстоятельствами крайней необходимости, возникшими по причине невозможности получения бюджетных ассигнований на оплату деятельности коронерской бригады, финансируемой из местного бюджета.
Впоследствии, использованные не по целевому назначению денежные средства ОМС в размере 679 700 рублей были восстановлены учреждением до проведения фондом проверки путем расходования денежных средств, полученных из местного бюджета, на цели, связанные с оказанием услуг по муниципальному заданию "скорая медицинская помощь", финансируемому за счет средств ОМС.
Расходованные не по целевому назначению средства ОМС в размере 130 759 рублей 03 копеек фактически учреждение восстановило в 2013 году путем включения сотрудников, финансируемых за счет средств ОМС, в перечень работников на выплату заработной платы за счет средств местного бюджета, выделенных учреждению органами местного самоуправления.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь нормами Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу фонда 39 427 рублей 70 копеек средств фонда ОМС, использованных не по целевому назначению.
Уменьшая сумму штрафных санкций, взысканных с учреждения, суды действовали в пределах своих полномочий и исходили из принципа справедливости и соразмерности установления правовой ответственности за совершенное правонарушение, а также фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего дела.
Доводы, изложенные фондом в кассационной жалобе, тождественны доводам, заявляемым в судах трех инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Эти доводы не свидетельствуют о существенном нарушении судами норм материального права, при вынесении оспариваемых судебных актов, и не могут являться основанием для их отмены в кассационном порядке.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Т.В. Завьялова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 17 августа 2015 г. N 304-КГ15-8954
Текст определения официально опубликован не был