Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 12 мая 2015 г. N 490
Ведомственная целевая программа
"Повышение квалификации инженерно-технических кадров
на 2015-2016 годы"
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы"
Федеральный орган исполнительной власти или организация, являющаяся главным распорядителем средств федерального бюджета |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
Наименование ведомственной целевой программы |
"Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы" |
Наименование государственной программы Российской Федерации |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст. 2058) |
Наименование подпрограммы государственной программы Российской Федерации |
подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст. 2058) |
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного правового акта |
Министр образования и науки Российской Федерации |
Номер и дата учета в Министерстве экономического развития Российской Федерации |
Не предусмотрено |
Цели и задачи |
Цель программы: Существенное увеличение вклада профессионального образования в повышение качества кадрового потенциала отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, в интересах технологической модернизации экономики, обеспечения повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач: развитие государственно-частного партнерства при организации и осуществлении повышения квалификации инженерных кадров и технических специалистов (далее - инженерно-технические кадры) по направлениям, наиболее востребованным предприятиями и организациями реального сектора экономики; модернизация содержания и технологий реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения; развитие банка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров, реализуемых на базе российских образовательных организаций с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом. |
Целевые индикаторы и показатели |
Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших обучение по программам повышения квалификации в рамках мероприятий программы повышения квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы, в том числе: в 2015 году - 3850 человек в 2016 году - 4190 человек |
Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах Российской Федерации, в том числе: в 2015 году - 771 человек в 2016 году - 838 человек | |
Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах за рубежом, в том числе: в 2015 году - 384 человека в 2016 году - 419 человек | |
Характеристика программных мероприятий |
Программа включает в себя комплекс мероприятий по следующим направлениям: отбор наиболее востребованных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров (далее - программа повышения квалификации) и расширение банка программ повышения квалификации, представленных российскими образовательными организациями; формирование групп слушателей по наиболее востребованным программам повышения квалификации на основе квалификационного отбора слушателей в соответствии с требованиями, предусмотренными программой повышения квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы; организация и осуществление обучения по программам повышения квалификации. |
Сроки реализации |
2015-2016 годы |
Объемы и источники финансирования |
Средства федерального бюджета (2015 год - 171 млн рублей, 2016 год -186,2 млн рублей); средства предприятий и организаций реального сектора экономики: софинансирование - не менее 50 процентов полной стоимости обучения и стажировок по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации инженерно-технических кадров. |
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
Повышение квалификации не менее 8 000 человек из числа инженерно-технических кадров предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных организаций с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом; установление долгосрочного партнерства в подготовке и повышении квалификации инженерно-технических кадров для предприятий и организаций реального сектора экономики на базе российских образовательных организаций; реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров на базе образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, заключающих договоры с организациями и предприятиями, предъявляющими спрос на подготовку соответствующих специалистов; обеспечение развития банка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров, реализуемых на базе российских образовательных организаций с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом; развитие непрерывного инженерно-технического образования путем актуализации программ повышения квалификации инженерно-технических кадров. |
I. Обоснование необходимости реализации ведомственной целевой программы
В государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст. 2058) (далее - Государственная программа), выделена подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования". Ее целью является существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося.
Подготовка и повышение квалификации специалистов инженерно-технического профиля продиктовано острой кадровой потребностью отечественной экономики и, особенно, инновационной индустрии. Резко изменившаяся международная политическая ситуация, повлекшая за собой на фоне мирового экономического кризиса и беспрецедентной борьбы за природные ресурсы ряд экономических санкций по отношению к России, существенно изменила значение отечественной системы профессионального образования для ухода от экономической зависимости.
В свою очередь это означает необходимость существенного совершенствования структуры подготовки инженерно-технических кадров в рамках стратегического партнерства российских образовательных организаций с предприятиями и организациями реального сектора экономики.
С учетом сложившейся в настоящее время возрастной структуры кадров в большинстве стратегических отраслей экономики России, помимо притока молодых специалистов - выпускников основных образовательных программ высшего образования инженерно-технической направленности, возникает необходимость в организации непрерывного профессионального образования инженерно-технических кадров, занятых на производстве, в том числе путем реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
На достижение указанной цели была направлена Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 594 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2331) (далее - Президентская программа). По итогам реализации Президентской программы сформирован банк актуальных программ повышения квалификации, прошли обучение и стажировки более 15 000 специалистов.
Исследование эффективности реализации мероприятий Президентской программы в 2012-2014 годах, проведенное Министерством образования и науки Российской Федерации, показало, что Президентская программа значительно расширила и способствовала развитию форм взаимодействия образовательных организаций и предприятий реального сектора экономики (далее - предприятия). Изменилась степень вовлеченности работодателей в определении содержания программ повышения квалификации - от формального направления на учебу к практическому участию в обсуждении и разработке новых программ. На основе внедрения в учебный процесс практических наработок, интеграции дорогостоящего оборудования предприятий и учебно-методической базы образовательных организаций высшего образования значительно повысилась практикоориентированность программ.
По результатам исследования эффектов реализации Президентской программы, проводившегося в 2013-2014 годах, наличие зарубежных стажировок способствует повышению интереса к Президентской программе со стороны руководства предприятий. Возможность направления сотрудников на стажировку за рубеж, по оценкам представителей предприятий, по значимости стоит на втором месте среди факторов, повлиявших на решение принять участие в Президентской программе.
В силу особенностей контингента слушателей (практиков производства) возможность изучения современных технологий непосредственно в местах их разработки и применения является одной из сильных сторон программ повышения квалификации, реализованных в рамках Президентской программы.
Президентская программа явилась важным стимулом для предприятий к осуществлению инвестиций в подготовку инженерных кадров. Если по условиям Президентской программы требовалось обеспечить софинансирование в размере не менее 50% объема субсидии, то по факту объем средств, направленных предприятиями - заказчиками обучения на софинансирование программ повышения квалификации, составил не менее 70% от объема государственной поддержки. Государственное софинансирование Президентской программы снижает финансовую нагрузку и позволяет привлечь к реализации не только крупные, но и мелкие предприятия. За три года (2012-2014 годы) заказчиками программ повышения квалификации явились 1 361 предприятие, в программе приняли участие 96 образовательных организаций, которые представили 544 программы повышения квалификации. На финансирование мероприятий Президентской программы предусмотрено 740,0 млн рублей из средств федеральной субсидии и привлечено свыше 494 млн рублей из средств софинансирования.
Анализ потребностей предприятий в повышении квалификации инженерных кадров, заявленных в рамках Президентской программы, показывает, что по целому ряду приоритетных направлений запросы работодателей на обучение специалистов были удовлетворены немногим более чем на 50%. В частности, по направлению "Развитие транспортных и космических систем" за весь период реализации Президентской программы прошли обучение - 49% от заявленной потребности; по направлению "Развитие стратегических информационных технологий" - 52%, по направлению "Развитие индустрии наносистем" - 56%.
Если общий заявленный спрос на обучение по программам повышения квалификации в рамках Президентской программы (на условиях софинансирования) за период с 2012 по 2014 годы составил 23 058 человек, то всего по Президентской программе обеспечена переподготовка 16 582 человек или немногим более 70%.
Президентской программой предусмотрена возможность направления на обучение и стажировки в России и за рубежом лиц, осваивающих программы магистратуры, и аспирантов, еще не работающих на конкретном предприятии или организации в связи с прохождением обучения, при условии софинансирования расходов федерального бюджета направляющими предприятиями. Эти возможности Президентской программы еще недостаточно активно используются. При продолжении реализации Президентской программы должна быть увеличена доля лиц, осваивающих программы магистратуры, и аспирантов в общей численности участников Президентской программы, "целевым" образом направляемых на повышение квалификации с учетом конкретных потребностей предприятий.
В ближайшей и среднесрочной перспективе решение задачи ликвидации кадрового дефицита в производственных отраслях, имеющих стратегическое значение для развития экономики России, не может быть обеспечено без актуализации компетенций в ходе повышения квалификации специалистов, имеющих среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена. Это тем более важно, что в общей численности населения Российской Федерации наибольшую долю (31,2%) составляют лица, имеющие среднее профессиональное образование.
Актуальным вопросом для повышения эффективности подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих на предприятиях, является также обеспечение опережающей подготовки преподавателей, совместно с представителями предприятий осуществляющих разработку и реализацию соответствующих программ.
В связи с имеющейся потребностью в продлении Президентской программы, а также во исполнение пункта 2 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 10 марта 2015 г. N ДМ-П7-20пр принято решение о разработке ведомственной целевой программы "Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы" (далее - ведомственная Программа).
В 2012 году начата отработка механизма субсидирования образовательных организаций, реализующих программы повышения квалификации инженерных кадров, в рамках стратегического партнерства с предприятиями.
Ведомственная Программа является логическим продолжением реализации государственной политики в области совершенствования профессионального образования и развития непрерывного инженерно-технического образования. Комплексный подход к реализации ведомственной Программы позволит:
обеспечить системность мероприятий по повышению квалификации инженерно-технических кадров в соответствии с заявленными приоритетами;
реализовать эффективные модели повышения квалификации инженерно-технических кадров, основанные на запросах промышленного сектора с использованием современных образовательных технологий;
создать необходимые условия для профессионального развития участников ведомственной Программы;
обеспечить контроль за выполнением обязательств исполнителями ведомственной Программы и мониторинг эффективности ее реализации.
Реализация ведомственной Программы направлена на достижение задачи "Формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу организаций" подпрограммы 1 "Развитие профессионального образования" Государственной программы и достижение следующего индикатора:
обеспечение до 2017 года повышения квалификации не менее 8 000 специалистов инженерно-технического профиля предприятий.
II. Основные цели и задачи ведомственной Программы
Целью ведомственной Программы является существенное увеличение вклада профессионального образования в повышение качества кадрового потенциала отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, в интересах технологической модернизации экономики, обеспечения повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
развитие государственно-частного партнерства при организации и осуществлении повышения квалификации инженерных кадров и технических специалистов по направлениям, наиболее востребованным предприятиями;
модернизация содержания и технологий реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения;
развитие банка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров, реализуемых на базе российских образовательных организаций с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом.
Особенностями ведомственной Программы являются:
ориентация на текущие и перспективные потребности организаций в повышении квалификации и получении дополнительных профессиональных компетенций инженерно-технических кадров в сфере приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, к которым, в частности, относятся индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, перспективные виды вооружения, военной и специальной техники, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика;
стимулирование взаимодействия российских образовательных организаций с предприятиями в части развития кадрового потенциала по наиболее востребованным направлениям подготовки на основе развития государственно-частного партнерства;
поддержка и продвижение лучших программ повышения квалификации, разработанных российскими образовательными организациями по заказам профильных предприятий и в сотрудничестве с ними. С учетом различных видов профессиональной деятельности повышение квалификации должно быть ориентировано на развитие компетенций, обеспечивающих решение проектно-конструкторских, технологических, научно-исследовательских и производственных задач, включая соответствующие виды практик.
III. Ожидаемые результаты реализации ведомственной Программы и целевые индикаторы
Ожидаемые результаты реализации ведомственной Программы:
установление долгосрочного партнерства в подготовке и повышении квалификации инженерно-технических кадров для предприятий на базе российских образовательных организаций;
реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров на базе образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, заключающих договоры с организациями и предприятиями, предъявляющими спрос на подготовку соответствующих специалистов;
обеспечение развития банка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров, реализуемых на базе российских образовательных организаций с участием исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;
развитие непрерывного инженерно-технического образования путем актуализации программ повышения квалификации инженерно-технических кадров.
Целевыми индикаторами ведомственной Программы являются:
количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших обучение по программам повышения квалификации;
количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах Российской Федерации;
количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах за рубежом.
Таблица
Целевые индикаторы
Наименование индикатора |
2015 г. |
2016 г. |
Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших обучение по программам повышения квалификации |
3850 |
4190 |
Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах Российской Федерации |
771 |
838 |
Количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах за рубежом |
384 |
419 |
IV. Перечень и описание программных мероприятий
Достижение цели и решение задач ведомственной Программы осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий, которые реализуются по следующим направлениям:
отбор наиболее востребованных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров (далее - программа повышения квалификации) и расширение банка программ повышения квалификации, представленных российскими образовательными организациями;
формирование групп слушателей по наиболее востребованным программам повышения квалификации на основе квалификационного отбора слушателей в соответствии с требованиями, предусмотренными программой повышения квалификации инженерно-технических кадров;
организация и осуществление обучения по программам повышения квалификации.
Обучение осуществляется по программам повышения квалификации - победителям конкурсного отбора, проводимого ежегодно в форме публичного конкурса дополнительных профессиональных программ повышения квалификации инженерно-технических кадров. Отобранные по итогам конкурсного отбора программы повышения квалификации включаются в банк программ повышения квалификации. Информация о программах, включенных в банк программ повышения квалификации, размещается на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Ежегодный конкурсный отбор программ повышения квалификации и формирование банка программ повышения квалификации осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации.
Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с представителями крупных компаний и объединений работодателей в рамках ежегодного конкурсного отбора проводит оценку соответствия представленных программ повышения квалификации установленным ведомственной Программой требованиям.
Программа повышения квалификации инженерно-технических кадров разрабатывается российской образовательной организацией высшего или дополнительного профессионального образования, имеющей соответствующую лицензию, при участии заинтересованных предприятий.
Программа повышения квалификации реализуется в форме обучения, а также в форме стажировок на территории России и за рубежом.
Учитывая тот факт, что основной целью Государственной программы является существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, то стажировка на предприятиях и в инжиниринговых центрах за рубежом является обязательным условием для программ повышения квалификации, предоставляемых на конкурсный отбор.
К программе повышения квалификации, участвующей в ежегодном отборе и претендующей на включение в банк программ повышения квалификации, предъявляются следующие требования:
объем аудиторной работы обучающихся должен составлять не менее 72 часов, из них не менее 50 процентов отводится на практические и лабораторные работы, проводимые на базе образовательной организации, исследовательского центра или на предприятии;
выполнение аудиторной работы в объеме, предусмотренном программой повышения квалификации, является обязательным для всех обучающихся;
возможность реализации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
наличие современной материально-технической базы для реализации практических и лабораторных работ, а также наличие педагогических работников соответствующего квалификационного уровня;
ориентация на формирование профессиональных компетенций инженерно-технических кадров с учетом основных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и установленного абзацем 7 раздела II ведомственной Программы перечня направлений повышения квалификации;
использование современных форм организации образовательной деятельности, в том числе основанной на модульном принципе;
учет требований профессиональных стандартов, квалификационных требований и (или) требований профильных заказчиков;
освоение программы повышения квалификации завершается итоговой аттестацией обучающихся с обязательным участием представителей профильных заказчиков и/или объединений работодателей;
лицам, успешно освоившим программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца;
обеспечение возможности прохождения обучения по программе повышения квалификации, в том числе реализуемого в форме стажировки (далее - стажировка), слушателями, в том числе на базе исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;
стоимость обучения по программе повышения квалификации, реализуемого на базе образовательной организации, составляет не более 30 000 рублей на 1 слушателя;
стоимость стажировки на территории России составляет не более 100 000 рублей на 1 слушателя;
стоимость стажировки за рубежом составляет не более 300 000 рублей на 1 слушателя.
Обязательным приложением к программе повышения квалификации является проект договора между образовательной организацией и предприятием о повышении квалификации инженерно-технических кадров по предлагаемому направлению повышения квалификации.
Формирование групп инженерно-технических кадров для участия в программах повышения квалификации проводится на основании договоров, заключенных между образовательной организацией и предприятием.
Участники ведомственной Программы должны отвечать следующим требованиям:
наличие документа о высшем образовании или среднем профессиональном образовании по программам подготовки специалистов среднего звена (студенты, осваивающие программы магистратуры, и аспиранты, но не работающие на конкретном предприятии или в организации в связи с прохождением обучения, также могут обучаться по программам повышения квалификации при условии софинансирования предприятиями не менее 50 процентов полной стоимости обучения и стажировок по программе повышения квалификации);
наличие соответствующих компетенций для освоения конкретной программы повышения квалификации.
Наполняемость одной группы слушателей программы повышения квалификации должна составлять не менее 15 человек.
Слушатели, направляемые на стажировку, должны отвечать следующим требованиям:
успешное выполнение аудиторной работы в объеме, предусмотренном программой повышения квалификации;
достаточный уровень владения иностранным языком (в случае прохождения зарубежной стажировки).
Преподаватели профессиональных дисциплин (модулей) могут участвовать в стажировках на территории России и за рубежом при условии софинансирования стажировки предприятиями не менее 50 процентов полной стоимости обучения и стажировок по программе повышения квалификации.
Для участия в стажировке преподаватели профессиональных дисциплин (модулей) должны отвечать следующим требованиям:
являться разработчиками соответствующей программы повышения квалификации и участвовать в ее реализации;
иметь достаточный уровень владения иностранным языком (в случае прохождения зарубежной стажировки).
V. Срок реализации ведомственной Программы
Ведомственная Программа реализуется в 2015-2016 годах.
VI. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации ведомственной Программы
Реализация ведомственной Программы будет способствовать развитию кадрового потенциала специалистов инженерно-технического профиля, занятых на предприятиях, по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. В ходе реализации ведомственной Программы получат развитие: эффективные формы взаимодействия образовательных организаций высшего образования с предприятиями в части использования их материально-технической базы для организации практического обучения при реализации программ повышения квалификации инженерно-технических кадров; практика оперативного учета потребностей предприятий, направляющих своих работников на обучение, и адаптации образовательных программ как в целом, так и отдельных модулей, применительно к потребностям конкретного заказчика и целевой группы обучающихся; усиление практической направленности обучения.
Наиболее значимыми эффектами реализации ведомственной Программы являются:
переход на качественно новый уровень взаимодействия предприятий с образовательными организациями высшего образования на основе заключения долгосрочных контрактов, предусматривающих совместное участие в реализации комплексных проектов, разработку профессиональных стандартов, интеграцию студентов в рабочий процесс;
увеличение общей численности сотрудников, повысивших свой уровень квалификации;
расширение портфеля программ повышения квалификации инженерно-технических кадров, предлагаемых образовательными организациями.
На решение задач и достижение целевых индикаторов ведомственной Программы оказывают влияние внешнеполитические и макроэкономические риски.
Макроэкономические риски обусловлены влиянием мирового экономического кризиса на социально-экономическое развитие России. Это может оказать негативное влияние на возможность реализации механизма субсидирования затрат на повышение квалификации инженерно-технических кадров.
Внешнеполитические риски связаны с международной политической ситуацией, негативное развитие которой может привести к ограничению географии стран и организаций-партнеров для организации зарубежных стажировок.
VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации на ежегодной основе исходя из степени достижения целевых индикаторов и показателей, закрепленных в соглашениях между образовательными организациями, реализующими ведомственную Программу, и Министерством образования и науки Российской Федерации.
Оценка эффективности осуществляется в результате мониторинга реализации ведомственной Программы на основе отчетных форм и в соответствии с регламентом их предоставления. Форма отчетности и регламент мониторинга будут разработаны на первом этапе реализации ведомственной Программы.
Оценка эффективности предполагает анализ затрат на обучение и стажировку специалистов и соответствие этих затрат стоимости, определенной в разделе IV ведомственной Программы, а также с учетом софинансирования.
VIII. Методика оценки эффективности ведомственной Программы
Для расчета эффективности реализации ведомственной Программы используются следующие индикаторы и показатели:
количество специалистов инженерно-технического профиля, повысивших квалификацию;
количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах Российской Федерации;
количество специалистов инженерно-технического профиля, прошедших стажировку на предприятиях и в инжиниринговых центрах за рубежом;
объем израсходованных средств субсидии;
объем привлеченных средств софинансирования.
Оценка результативности и эффективности ведомственной Программы осуществляется на основании представленных образовательными организациями, реализующими ведомственную Программу, ежеквартальных и ежегодных отчетов.
Под результативностью понимается степень достижения запланированных показателей в ходе реализации мероприятий ведомственной Программы.
Результативность измеряется путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей с плановыми значениями.
В качестве критериев оценки результативности реализации ведомственной Программы и программных мероприятий используются индекс результативности и интегральная оценка результативности.
Индекс результативности ведомственной Программы (мероприятия) оценивается по каждому целевому показателю за год.
Для первых четырех показателей индекс результативности вычисляется следующим образом:
Ki = Nfi / Npi x 100%, где:
Ki - результативность достижения i-гo показателя;
Nfi - фактическое значение i-гo показателя;
Npi - плановое значение i-гo показателя;
i - номер показателя Программы (i = 1, 2, 3, 4).
Для определения результативности по параметру "количество привлеченных средств софинансирования" используется следующее соотношение:
K5 = Sсф / Sфб / 0,5 х 100%,
где:
Sсф - сумма софинансирования по всем программам повышения квалификации;
Sфб - сумма средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию программ.
Интегральная оценка результативности ведомственной Программы за год определяется по следующей формуле:
На основе расчета интегрального показателя (Ks) оценивается эффективность реализации ведомственной Программы с учетом следующих критериев:
значение показателя Ks более 110% - эффективность реализации ведомственной Программы более высокая по сравнению с запланированной;
значение показателя Ks от 95% до 110% - эффективность реализации ведомственной Программы соответствует запланированным результатам при запланированном объеме расходов;
значение показателя Ks ниже 95% - эффективность реализации ведомственной Программы ниже по сравнению с запланированной.
IX. Объемы бюджетных ассигнований на реализацию ведомственной Программы
Финансовое обеспечение ведомственной Программы осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых Министерством образования и науки Российской Федерации, в объеме 171 млн рублей в 2015 году и 186,2 млн рублей в 2016 году, а также за счет средств предприятий, осуществляющих софинансирование не менее 50 процентов полной стоимости обучения и стажировок по программе повышения квалификации направляемых ими на обучение инженерно-технических кадров.
Основными направлениями расходования средств в рамках программ повышения квалификации являются:
доработка представленных программ повышения квалификации с учетом сформированных групп слушателей и требований конкретных заказчиков;
осуществление непосредственных расходов на проведение и обеспечение процесса обучения, в том числе организационных расходов на проведение практики и стажировок;
оплата консалтинговых услуг российских и зарубежных экспертов.
Средства федерального бюджета, полученные образовательной организацией в рамках реализации ведомственной Программы, не могут быть использованы на оплату проезда к месту обучения и обратно, на расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, а также на иные расходы, произведенные участником ведомственной Программы по согласованию с работодателем.
Финансирование основных направлений расходования средств в рамках программ повышения квалификации осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств предприятий, осуществляющих софинансирование не менее 50 процентов полной стоимости обучения и стажировок по программе повышения квалификации.
X. Система управления реализацией ведомственной Программы
Контроль за ходом реализации ведомственной Программы осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Для обеспечения контроля за выполнением обязательств исполнителями ведомственной Программы и мониторинга эффективности ее реализации Министерство образования и науки Российской Федерации на конкурсной основе отбирает организацию, осуществляющую организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение ведомственной Программы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На выполнение указанных функций предусматривается финансирование в размере не более 10 процентов средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию ведомственной Программы.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2015 г. N 490 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Повышение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.