Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 августа 2015 г. N 03-07-13/1/46116
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при оказании украинской организацией российской организации услуг по сдаче в арену недвижимого и движимого имущества, находящегося на территории Республики Крым, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 148 Кодекса место реализации услуг по аренде недвижимого имущества определяется по местонахождению этого имущества.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса место реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств) определяется по месту нахождения покупателя таких услуг.
Учитывая изложенное, местом реализации услуг по аренде недвижимого и движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств), расположенного на территории Республики Крым, оказанных иностранной компанией российской организации, признается территория Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим указанные услуги у иностранного лица. При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации услуг с учетом налога на добавленную стоимость.
Таким образом, российская организация, приобретающая у украинской организации услуги по аренде недвижимого и движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств), находящегося на территории Республики Крым, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. При этом на основании пункта 4 статьи 164 Кодекса исчисление налога на добавленную стоимость производится налоговым агентом по ставке в размере 18/118 процентов.
В случае, если контрактом с налогоплательщиком - иностранным лицом, оказывающим указанные услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, не предусмотрена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в российский бюджет, российской организации следует самостоятельно определить налоговую базу для целей налога на добавленную стоимость (доход от реализации), то есть увеличить стоимость услуг на сумму налога на добавленную стоимость.
Что касается услуг по аренде наземных автотранспортных средств, то на основании положений статьи 148 Кодекса место реализации таких услуг определяется по мету нахождения продавца услуг.
По вопросу срока уплаты налога на добавленную стоимость налоговым агентом сообщаем, что согласно пункту 4 статьи 174 Кодекса в случае реализации услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога на добавленную стоимость производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным лицам.
В соответствии со статьями 246 и 247 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса иностранные организации, получающие от источников в Российской Федерации доходы, указанные в пункте 1 статьи 309 Кодекса, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций в Российской Федерации в отношении этих видов доходов.
К таким доходам на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 309 Кодекса относятся доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций.
Согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В отношениях с Украиной действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 8 февраля 1995 года (далее - Соглашение).
В соответствии с положениями статьи 6 "Доходы от недвижимого имущества" Соглашения доходы резидента Украины от сдачи в аренду или использования в любой другой форме недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, могут облагаться налогом в Российской Федерации.
Таким образом, Российской Федерации предоставлено право налогообложения упомянутых доходов, которое реализовано в подпункте 7 пункта 1 статьи 309 Кодекса, на основании чего российская организация, выплачивающая доходы украинской организации, обязана исчислить, удержать налог с доходов этой организации и перечислить удержанную сумму налога в бюджет Российской Федерации.
Что касается доходов украинской организации от сдачи в аренду движимого имущества, то поскольку они не упомянуты в специальных статьях Соглашения, применению подлежит статья 20 "Другие доходы" Соглашения, в соответствии с которой виды доходов, возникающие из источников в Российской Федерации и о которых не говорится в предыдущих статьях Соглашения, могут облагаться налогом в Российской Федерации. Поэтому российская организация, выплачивающая доходы украинской организации в отношении услуг по сдаче в аренду движимого имущества, обязана исчислить, удержать налог с доходов иностранной организации и перечислить удержанную сумму налога в бюджет Российской Федерации.
Налог с указанных видов дохода исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 284 Кодекса по ставке 20 процентов.
Одновременно сообщается, что согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения является обязанностью налоговых органов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос об НДС и налоге на прибыль в следующей ситуации. Украинская организация сдает в аренду российскому юрлицу недвижимое и движимое имущество, находящееся в Крыму.
Разъяснено, что российская организация, приобретающая у украинской компании услуги по аренде недвижимого и движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств), находящегося в Крыму, является налоговым агентом. Она обязана исчислить и уплатить в бюджет России соответствующую сумму НДС. При этом исчисление налога производится по ставке в размере 18/118%.
Если контрактом с иностранным лицом не предусмотрена сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет, российской организации следует самостоятельно определить налоговую базу, то есть увеличить стоимость услуг на НДС.
Что касается услуг по аренде наземных автотранспортных средств, то место их реализации определяется по мету нахождения продавца услуг.
Ссылаясь на Соглашение между Россией и Украиной об избежании двойного налогообложения, Минфин России пояснил следующее.
Российской Федерации предоставлено право налогообложения доходов от сдачи в аренду недвижимости. Поэтому российская организация, выплачивающая доходы украинской компании, обязана исчислить, удержать налог с ее доходов и перечислить его в бюджет нашей страны.
Российская организация, выплачивающая доходы украинской компании в отношении услуг по сдаче в аренду движимого имущества, обязана исчислить, удержать налог с ее доходов и перечислить его в бюджет России.
Налог с указанных видов дохода исчисляется по ставке 20%.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 августа 2015 г. N 03-07-13/1/46116
Текст письма официально опубликован не был