Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 июля 2015 г. N 03-03-06/1/43021
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу переуступки права требования долга и сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при уступке налогоплательщиком - продавцом товаров (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) признается убытком налогоплательщика.
При этом размер убытка для целей налогообложения не может превышать сумму процентов, которую налогоплательщик уплатил бы исходя из максимальной ставки процента, установленной для соответствующего вида валюты пунктом 1.2 статьи 269 Кодекса, либо по выбору налогоплательщика исходя из ставки процента, подтвержденной в соответствии с методами, установленными разделом V.1 Кодекса по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг). Положения этого пункта и абзаца первого пункта 4 статьи 279 Кодекса также применяются к налогоплательщику-кредитору по долговому обязательству. Порядок учета убытка должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика.
В соответствии со статьей 831 Гражданского кодекса Российской Федерации если по условиям договора финансирования под уступку денежного требования финансирование клиента осуществляется путем покупки у него этого требования финансовым агентом, последний приобретает право на все суммы, которые он получит от должника во исполнение требования.
Пунктом 4 статьи 63 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности и банкротстве" установлено, что на сумму требований конкурсного кредитора в размере, установленном на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.
Для целей налогообложения налогом на прибыль проценты, начисляемые на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), признаются в составе внереализационных доходов на дату получения дохода.
Учитывая изложенное, при переуступке права требования долга, к новому кредитору переходит право на все суммы, которые он получит от должника во исполнение требования, включая и проценты, начисленные по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, возникшие с даты введения наблюдения до даты переуступки долга.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На сумму требований конкурсного кредитора с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату введения наблюдения. Указанные проценты признаются в составе внереализационных доходов на дату получения дохода.
При переуступке права требования долга к новому кредитору переходит право на все суммы, которые он получит от должника во исполнение требования, включая и проценты, начисленные по ставке рефинансирования ЦБ РФ, возникшие с даты введения наблюдения до даты переуступки.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 июля 2015 г. N 03-03-06/1/43021
Текст письма официально опубликован не был